Гражданско-правовой договор с бухгалтером: законен ли учет «время от времени»?

О рисках переквалификации договора оказания услуг с бухгалтером в трудовой часто задумываются работодатели. Давайте разберемся, имеют ли основания такие опасения. Допустим ли подход к ведению бухгалтерского учета по непостоянному принципу?
Гражданско-правовой договор с бухгалтером: законен ли учет «время от времени»?

О рисках переквалификации гражданско-правового договора с бухгалтером в трудовой часто задумываются работодатели. Давайте разберемся, насколько эти опасения оправданны?

На кого можно возложить обязанности по ведению учета

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»  (далее по тексту – Закон 402-ФЗ) в организации должно быть принято решение о том, на кого возлагается ведение бухгалтерского учета. Законом предусмотрено два варианта:

  • штатная бухгалтерия, возглавляемая главным бухгалтером, либо иное должностное лицо или непосредственно руководитель организации;

  • заключение договора об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (с физическим либо юрлицом).

Зачастую можно встретить ситуацию, когда на полноценном штате бухгалтерии экономят и ведение всего комплекса учета возложено на единственного бухгалтера.

Допустимо ли заключать с ним ГПД, если такой бухгалтер не имеет статуса ИП? Существуют ли какие-то риски при исполнении такого договора? И, если да, то как их избежать?

Понятно, что организации заключение ГПД достаточно выгодно, поскольку обязанностей у нее возникает меньше, а прав окажется больше (ст. 782 ГК РФ). Законодателем прямо предусмотрена возможность заключения контракта об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Если обратиться к положениям ГК РФ, то эти договоры регулирует гл. 39 (при этом на основании ст. 783 к договору оказания услуг применяются ст. 702 - 729) ГК РФ. Таким образом, изучив нормы права, можно сделать вывод о том, что, заключать с бухгалтером только и исключительно трудовой договор необязательно.

Однако, специалист по бухгалтерскому учету - это профессия, что подтверждается изданием для нее Профессионального стандарта (утв. Приказом Минтруда России от 22.12.2014 №1061н). Не так давно появившаяся в Трудовом кодексе (далее по тексту – ТК РФ) ст. 15 напрямую запрещает заключение ГПД, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем. Если такое нарушение выявит ГИТ, то на первый раз к административной ответственности будет привлечен руководитель организации (штраф составит от 10 000 до 20 000 рублей). Одновременно штраф будет наложен и на юридической лицо. Сумма составит - от 50 000 до 100 000 рублей (ч. 4 ст. 5.27КоАП РФ). Если нарушение будет выявлено повторно, то санкции будут более серьезными.

Если работодатель пренебрежет своими обязанностями по проведению спецоценки условий труда на рабочем месте бухгалтера, то ему также грозит административная ответственность (ч. 2 и 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Также необходимо помнить еще и о положениях ст. 19.1 ТК РФ, где говорится о том, что отношения, связанные с использованием личного труда на основании ГПД, могут быть признаны трудовыми в принудительном порядке.

Можно ожидать пристального внимания и от ФСС – по, так называемым, «недополученным» взносам на обязательное страхование по травматизму. По этому поводу уже сложилась и арбитражная практика, например, Постановление АС ЗСО от 20.12.2016 №Ф04-297/2016.

Вот такие, на первый взгляд, неприятности грозят работодателю в случае заключения с бухгалтером ГПД. Однако, мне представляется, что их можно избежать. Давайте порассуждаем, как. Заодно, из моих рассуждений, при их внимательном прочтении, вы сможете сразу же составить ГПД. Или, у кого он уже есть, подготовить базу для возражений и доказательства в случае, если придется спорить с контролерами.

Кто бухгалтер - исполнитель или работник?

Понятно, что предмет договора об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета и трудовая функция бухгалтера - ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (и налоговой) отчетности, идентичны.

Если говорить о Законе №402-ФЗ, то не важно, какой вид договора заключен, результат должен быть одинаков. Однако, если говорить о специфике ГПД именно в бухгалтерской сфере, то в порядке исполнения договора очень сложно провести грань между гражданско-правовыми отношениями и трудовыми.

Таким образом, если со всей ответственностью подойти к составлению договора возмездного оказания услуг по бухгалтерскому сопровождению бизнеса и составить его с юридической точки зрения безупречно, то переквалифицировать в трудовой будет практически нереально. Договором об оказании услуг по ведению учета можно предусмотреть такие условия, при которых деятельность исполнителя не будет отличаться от действий работника.

Давайте посмотрим на эти условия.

Условие в договоре № 1

Итак, условие №1 – это наличие самостоятельности и контроля.

Как известно, в случае заключения трудового договора, сотрудник находится под управлением и контролем работодателя, подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка (ст. 15 ТК РФ). И обычно, считается, что наличие этого пункта в ГПД автоматически говорит в пользу его переквалификации в трудовой договор. Так ли это?

На основании п. 3 ст. 703 ГК РФ заказчик вправе определять способы выполнения задания исполнителем. Однако, не стоит забывать, что методы ведения учета, не регламентированные законодательно, определяет учетная политика организации, которую утверждает ее руководитель (п. 2, 8 ПБУ 1/2008). Если в компании еще и разработаны стандарты экономического субъекта, предназначенные для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета (ч. 11, 12 ст. 21 Закона №402-ФЗ), то исполнитель будет вынужден соблюдать все это.

Особенности хранения бухгалтерской документации порождают для исполнителя дополнительные ограничения.

Для иллюстрации, давайте посмотрим на законодательную базу по этому вопросу для ООО (далее по тексту - Общество). Прядок хранения документов Общества регламентируют п. 1, 2 ст. 50 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

В этих нормах сказано, что «…документы, предусмотренные федеральными законами, следует хранить по месту нахождения единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам Общества». Перечень документов, подлежащих хранению, можно найти в ст. 29 Закона №402-ФЗ. Законно ли при таких обстоятельствах ведение учета исполнителем, например, на дому? С учетом принципа неприкосновенности жилища (ст. 25 Конституции РФ) такой вариант вызывает большие сомнения.

Если предусмотреть для бухгалтерской информации режим коммерческой тайны (ст. 10 Федерального закона от 29.07.2004 №98-ФЗ «О коммерческой тайне») без права выноса документов за пределы бухгалтерской службы, то таким образом, заказчик бухгалтерских услуг обяжет исполнителя вести учет исключительно у себя в офисе. И тогда он будет вынужден считаться с режимом работы компании наравне с ее сотрудниками.

Более того, на основании ч. 1, 2 ст. 10 Закона №402-ФЗ, данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации в регистрах бухгалтерского учета, не допускаются пропуски при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета.

Таким образом, подход к ведению бухгалтерского учета по принципу «время от времени» недопустим. Поэтому бухгалтер просто обязан вести учет по мере поступления первичных документов. В итоге, исполнителю для соблюдения всех вышеперечисленных условий придется постоянно находиться в офисе компании.

Что касается контроля, то здесь следует учитывать, что право заказчика на контроль установлено ст. 715 ГК РФ. Так, заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой исполнителем. Более того, заказчик обязан осуществлять внутренний контроль в равной степени как за работником, так и за исполнителем в силу требований ст. 19 Закона №402-ФЗ. Получается, что с учетом всех приведенных аргументов самостоятельность и неподконтрольность исполнителя при ведении бухучета – не более, чем иллюзия.

Условие в договоре № 2

Условие №2 – использование офисной оргтехники и порядок оплаты работы.

Согласно положений ст. 15, 22 ТК РФ, работодатель обязан обеспечивать сотрудника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей, а также выплачивать работнику заработную плату. Известно, что, если такие условия прописать в ГПД, то претензий проверяющих избежать не удастся и, скорее всего, спор закончится переквалификацией договора в трудовой. Что можно противопоставить этим требованиям в случае привлечения исполнителя?

Договор оказания услуг может предусматривать условие о предоставлении исполнителю оборудования и материалов (п. 1 ст. 704, ст. 714 ГК РФ). Поэтому использование бухгалтером офисной техники заказчика не доказывает наличия между ними трудовых отношений.

Кроме того, не стоит забывать о положениях п. 1 ст. 718 ГК РФ о том, что в случаях, объеме и порядке, предусмотренных договором, заказчик обязан оказывать исполнителю содействие в оказании услуг. В чем состоит содействие, в статье не расшифровывается. Укажите в договоре, что таким содействием является предоставление исполнителю офисной мебели - стола и рабочего кресла, обновление компьютерной бухгалтерской программы, подписка на бухгалтерские СМИ.

Обязательным условием ГПД также являются начальный и конечный сроки оказания услуг (п. 1 ст. 708 ГК РФ). Например, договор заключен на один год. Однако, специфика учетной работы (периодичность хозяйственных операций), оправдывает выделение в ней этапов по временному критерию - в виде календарного месяца. Как известно, в последний день месяца начисляются заработная плата, страховые взносы и некоторые налоги, амортизация и пр., закрываются отдельные счета. Поэтому логично, что календарные месяцы выступают промежуточными сроками оказания услуг по ведению учета. Таким образом, ежемесячные выплаты бухгалтеру можно зафиксировать в договоре в качестве предварительной оплаты отдельных этапов работы - в соответствии с формулировкой п. 1 ст. 711 ГК РФ.

Риск незаконного предпринимательства?

Итак, резюмируем. В случае, если договор оказания услуг будет регламентировать все нюансы отношений сторон с необходимыми оговорками в терминах гражданского права, то переквалификация договору не грозит. Вопреки распространенному мнению суды не проявляют готовности признавать подобные отношения трудовыми (Апелляционное определение Московского городского суда от 14.112016 №33-45186/2016).

Позиция суда была следующей.

В соответствии с положениями п. 2 ст. 1 ГК РФ, граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий контракта. Договорно-правовыми формами, опосредующими выполнение работ (оказание услуг), подлежащих оплате по возмездному договору, могут быть как трудовой контракт, так и гражданско-правовые договоры (подряда, поручения, возмездного оказания услуг и др.). Они заключаются на основе свободного и добровольного волеизъявления заинтересованных субъектов - сторон будущего договора.

В нашем случае бухгалтер, подписав ГПД, проявил добровольное волеизъявление. Соответственно, он осознанно несет все бремя ответственности и ограничений, сопряженных с гражданско-правовым режимом его деятельности. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, и это право обеспечивается правосудием (ч. 1 ст. 37, ст. 18 Конституции РФ).

Тем не менее, требует ответа такой вопрос: не является ли деятельность бухгалтера в данном случае предпринимательской, осуществляемой без государственной регистрации?

Ч. 1 ст. 34 Конституции РФ предусматривает наряду с предпринимательской иную не запрещенную законом экономическую деятельность. Полагаю, таковую как раз и будет осуществлять бухгалтер. Действия сторон договора не приносят им необоснованной налоговой выгоды. А предпринимательством суды признают такую деловую активность гражданина, при которой он обслуживает несколько клиентов, размещает рекламу услуг, целенаправленно приобретает имущество для извлечения прибыли.

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве ИП влечет административный штраф в размере от 500 до 2 000 рублей (ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ). Однако Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 18 (п. 13) разъяснено, что «…отдельные случаи оказания услуг не образуют состав данного правонарушения при условии, если объемы оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли».

Начать дискуссию

Генпрокурор: регионам простили кредиты, но они не должны идти на премии и банкеты

Прокуроры теперь могут оспаривать сделки в суде. Они уже предотвратили легализацию 46 млрд рублей.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Проверки

Власти расширят индикаторы риска для проверок компаний. Их будет 500

Минэкономразвития уже утвердило больше 30 новых индикаторов, которые сигнализируют о возможных нарушениях законодательства. На основании этой информации контролирующие органы будут принимать решение о плановой проверке бизнеса.

Вы знаете какой праздник отмечается 28 апреля

День охраны труда — это международный праздник, который отмечается ежегодно в 175 странах мира, включая Россию. 

Вы знаете какой праздник отмечается 28 апреля
Лучшие спикеры, новый каждый день

5 лайфхаков для бухгалтера: что делать, если директор не повышает зарплату

Даже самая достойная зарплата бухгалтера после пары лет без повышения становится не очень впечатляющей. Цены на жизнь растут, а индексация окладов оставляет желать лучшего. Рассказываем, что делать специалисту, который хочет повысить доход, но не может достучаться до начальства. 

5 лайфхаков для бухгалтера: что делать, если директор не повышает зарплату
1
ВЭД

Как доказать, что взаимосвязь между продавцом и покупателем не влияет на цену вывозимых товаров

В случае перемещения продукции между взаимосвязанными продавцом и покупателем это должно быть заявлено в декларации таможенной стоимости по форме ДТС-3. Одновременно декларант заявляет о наличии либо отсутствии влияния взаимосвязи на цену вывозимых товаров.

Clearstream не поддержал выкуп заблокированных акций у россиян

Депозитарий отказался поддержать обмен заблокированными акциями и призвал клиентов соблюдать требования ЕС.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Внешний табель учета рабочего времени для 1С?

Почему Вашей компании может быть нужен внешний табель для 1С: слишком дорого иили долго дорабатывать решение на базе 1С, нежелание давать доступ сторонним людям к любой информации в 1С, невозможностьнежелание доработки конфигурации 1С.

Внешний табель учета рабочего времени для 1С?
2

С 29 мая будет новая форма расчета финансового результата инвестиционного товарищества

ФНС утвердила новые форму и формат представления расчета финансового результата инвестиционного товарищества.

29 отчетов и 27 платежей мая, о которых нужно помнить

Памятка для руководителя и бухгалтера: все дедлайны мая.

29 отчетов и 27 платежей мая, о которых нужно помнить

В честь Дня главбуха вышла новая кавер-версия песни «Бухгалтер»

Главную роль в клипе сыграла народная артистка России Ирина Пегова, а саму песню исполнила певица Anna, которая раньше участвовала в группе Cream Soda.

1

Что хотят работодатели, или нужен ли навык работы в Excel всем бухгалтерам?

В каждой третьей вакансии на нашем канале БухДжоб работодатели хотят видеть навыки работы в Excel у своего нового бухгалтера. На самом деле все еще интереснее. Расскажем, что хотят работодатели, а также что думают бухгалтеры и эксперты по этому поводу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
3

Кому продадут Hugo Boss в России: назван покупатель

Правкомиссия одобрила сделку по продаже бизнеса Hugo Boss в РФ. Главным условием стало сохранение рабочих мест для сотрудников компании.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Самозанятый не выдал чек: что делать компании

Представьте: вы сотрудничаете с самозанятым, всё идет хорошо, вы переводите деньги – и тут самозанятый пропадает. На сообщения не отвечает и не отправляет чек. 

Самозанятый не выдал чек: что делать компании
19

Автоматизация бизнеса с помощью простой электронной подписи

В современном мире, где бизнес сталкивается с растущей конкуренцией и необходимостью оптимизации процессов, автоматизация становится ключевым фактором успеха. Она позволяет повысить эффективность работы, снизить риски ошибок и обеспечить более высокий уровень обслуживания клиентов.

Автоматизация бизнеса с помощью простой электронной подписи

Пользователи могут принять участие в охоте на телефонных мошенников

У «Тинькофф» появился новый сервис «Фрод-рулетка», где пользователи могут общаться с реальными мошенниками, выстраивать линию поведения и отнимать у них время.

3

В положение об оплате труда вносятся изменения, перераспределяются размеры выплат. Нужно ли уведомлять работника

Информация для работодателей. ТК РФ предусматривает обязательные и дополнительные условия трудового договора, разделенные законодателем по принципу необходимости их включения в трудовой договор.

С 3 мая — новый регламент подачи по электронке документов и сведений в СФР

22 апреля Минюст зарегистрировал приказ СФР от 12.01.2024 № 9, который утвердил новый порядок и условия представления страхователем в электронной форме сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам.

😵 Изменили правила заполнения уведомлений по ЕНП, и бухгалтеры пытаются запомнить коды

На днях Минюст зарегистрировал изменения в порядок заполнения уведомлений по ЕНП. Поправки связаны с тем, что с 2024 года уведомления на НДФЛ надо сдавать 2 раза в месяц.

Wildberries планирует выйти на рынок ОАЭ

Компания может запустить сервис в Дубае и в других регионах Ближнего Востока, а также в Северной Африке.

Интересные материалы

С 1 января 2024 года вступили в силу новые правила по учету имущества организаций

Изменения в правилах учета направлены на повышение его прозрачности и надежности, эффективное использование и справедливое распределение имущества. Организации должны привести свою деятельность в соответствие с новыми требованиями, чтобы избежать негативных последствий. 

С 1 января 2024 года вступили в силу новые правила по учету имущества организаций