Клерк.Ру

Счет-фактура подписан неуполномоченным лицом - вычета не будет?

Счет-фактура подписан неуполномоченным или неустановленным лицом? Основания для принятия НДС к вычету нет. И это закон?

В уже далеком 2014 году в недрах Государственной Думы созрел законопроект, которому присвоили № 529775-6: «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (об установлении пределов осуществления прав и исполнения обязанностей налогоплательщиком). Это было очередной попыткой закрепить в НК РФ положения знаменитого 53-го постановления ВАС. 
Законопроект получился, мягко говоря, спорным, тем не менее в 2015 году был принят в первом чтении, но завяз в отрицательных заключениях Правительства. Однако на днях, 19 июня 2017 года началась подготовка ко второму чтению.

Какие изменения хотят внести в НК?

Изменение 1

Закрепят общее правило, запрещающее налогоплательщикам учитывать в целях налогообложения факты хозяйственной жизни, основной целью учета которых является неуплата или неполная уплата и (или) зачет (возврат) сумм налога (статья 54 НК РФ).

Изменение 2

Определят конкретные случаи, при которых счет-фактура не может являться основанием для принятия НДС к вычету: в случаях подписания счета-фактуры неуполномоченным или неустановленным лицом, выставления счета-фактуры иным лицом вместо лица, осуществившего реализацию товаров. За исключением случаев, например, когда исполнение соответствующих обязательств в силу закона или условий договора может быть возложено на третье лицо (п. 6 ст. 169 НК РФ). 

Изменение 3

Установят аналогичные критерии, при которых затраты не признаются документально подтвержденными (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Мнение ФНС и судей

Надо заметить, такие жесткие и однозначные правила противоречат позиции ФНС. Из последнего - письмо ФНС России от 23.03.2017 N ЕД-5-9/547@ "О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды". В нем говорится, что подписание документов от имени контрагентов лицами, отрицающими их подписание, и наличие у них полномочий руководителя не является достаточным основанием для вывода о непроявлении налогоплательщиком должной осмотрительности. 

Суды соглашаются с этим: постановление Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 № 18162/09.

При этом законопроект ставит признание затрат для целей налогообложения налогом на прибыль организаций или НДС в прямую зависимость от соблюдения в отношении счетов-фактур и документов первичного учета формальных требований.

23.06.2017 года будет принято решение о назначении даты второго чтения, может быть законопроект снова положат «под сукно», но между тем, в мае 2017 года поступления налогов в консолидированный бюджет оказались на 45,7% выше, чем год назад. Наибольший рост показали налог на прибыль и НДС – в 2,1 и 1,8 раза соответственно. Видимо, все равно не хватает…