Клерк.Ру

Восемь проблем первого месяца работы с онлайн-кассами: решения от эксперта

Прошел  месяц после знаменательной для торговли и сферы услуг даты 1 июля 2017 г. Уже месяц каждая организация, осуществляющая расчеты с клиентами через наличные, безнал или с использованием электронных средств платежа, обязана применять онлайн-кассы. 

Не успел бизнес освоить новые понятия закона 54-ФЗ (ОФД, ФН, ФП, электронная регистрация в ФНС, электронный чек), как начались первые проблемы. Появилась прорва вопросов, связанных с новым порядком работы и организации расчетов с клиентами. 

Стас Милютин

Какие именно проблемы появились у пользоваталей онлайн-кассы, мы попросили рассказать практика. Подборку главных проблем по онлайн-ККТ нам подготовил Стас Милютин, ведущий специалист по работе с онлайн-кассами компании «Авиант». Он постарался кратко рассказать о самом интересном из того, с чем его компании пришлось столкнуться.

Проблема 1: что такое расчеты

Одним из популярных вопросов владельцев интернет магазинов является - нужно ли пробивать кассовый чек, если покупатель оплачивает покупку напрямую со своего расчетного счета на ваш через банк?

На что я обычно даю развернутый ответ.

Каждый закон РФ содержит информацию о сфере применения.

54-ФЗ гласит:

«Контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом» (п.1 ст. 1.2 54-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ).

То есть чек выбивать надо, если вы производите РАСЧЕТЫ.

А что такое «расчеты»?

В 54-ФЗ также приведены значения терминов.

«Расчеты - прием или выплата денежных средств с использованиемналичных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей» (ст. 1.1 54-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ).

Если вы пользуетесь Яндекс Деньгами, PayPal или другим операторами электронных денежных средств, то чек выбивать надо, потому что это расчеты с использованием электронных средств платежа. Если вы предоставили клиенту платежную страницу из своего банка (такие сейчас есть у многих банков), то банк открыл вам расчетный счет, принял платеж от физлица и зачислил на этот счет. То есть банк принимает платежи в пользу клиента с открытием расчетного счета. Согласно 161-ФЗ это не является электронными средствами платежа и подпадают под регулирование 54-ФЗ. Чек в этом случае пробивать не нужно.

Кстати, именно для тех, кто занимается расчетами с использованием электронных средств платежа, сейчас начинает появляться огромное количество сервисов типа «касса в аренду». В ряде случаев, такие организации освобождены от пробития бумажного чека, но обязаны выписывать электронный чек своему клиенту. Такие сервисы помогают значительно сэкономить на организации торговли и отказаться от приобретения собственной ККМ.

Проблема 2: перерегистрация касс

Достаточно много наших клиентов столкнулись с такой проблемой, как перерегистрация касс при смене типа организации или названия юрлица.

Для многих стало новостью, что для выполнения этой процедуры требуется закрытие фискального накопителя и снятие ККМ с регистрации для текущего юрлица, приобретение нового фискального накопителя и перевыпуск сертификата электронной подписи для нового названия юрлица и повторная электронная регистрация в ФНС.

Проблема 3: подключение новой ККМ

К сожалению, многие не понимают, что ККМ-online гораздо более технически сложное устройство, нежели обычный фискальный регистратор с ЭКЛЗ, который использовался до нее. Список настроек подключения для такой ККМ гораздо шире.

Поэтому большое количество заявок в компанию поступало от тех пользователей, кто самостоятельно пытался подключить новую ККМ и сталкивался с рядом трудностей.

С проблемами столкнулись и те пользователи, кто наивно полагал, что если требуется работать с кассой на другом компьютере, достаточно просто переткнуть провода.

Проблема 4: отправка чеков в ОФД

Интересны с технической точки зрения проблемы с механизмом отправки чеков в ОФД. Причина в том, что у разных производителей предусмотрены разные интерфейсы по передаче чеков.

И чтобы быстро и качественно диагностировать и решить проблему у нового клиента, пришлось запастись большим багажом знаний на эту тематику.

Проблема 5: настройка формата нового чека

Многие пользователи таких касс столкнулись с определенными трудностями при настройке формата своего чека.

В компанию попадали заявки от тех, кто хотел привести свой чек в соответствии с законом. Напомню, что на данный момент чек содержит большое количество обязательных реквизитов: например, форма расчета, система налогообложения, фамилия кассира, название номенклатуры и др.

Многие хотели настроить свое клише с учетом обязательной фискальной части чека. Для уверенного решения этих задач приходилось осваивать новые алгоритмы работы с online-кассами, реализованными в учетных программах 1С. И еще разбираться с ПО производителей ККМ.

Проблема 6:  работа в программах учета

Не все учетные программы корректно взаимодействуют с новыми ККМ и их ПО. Поэтому нашей компании приходилось решать задачи, когда кассы упорно не хотели открывать смены, бить чеки, выводили кучу ошибок, связанных с округлением сумм и неверной передачей параметров. 

В большинстве своем, такие ошибки были связаны с тем, что в погоне за скорейшей автоматизацией в соответствии с 54-ФЗ, производители ККМ выпускали на рынок «сырое» ПО, которое с трудом взаимодействовало с учетными программами.

Проблема 7: стандарт фискального документа и продажи с авансами

Отдельно хотелось бы поговорить о так называемом стандарте фискального документа.

Стандарт утверждает состав обязательных реквизитов чека, который должен передаваться в ОФД.  На текущий момент используется стандарт ФФД 1.0, который неплохо вписывается в концепцию розничной торговли.

Но когда дело доходит до оптовых продаж с авансами и предоплатами (реквизита, описывающего этот признак расчета, не заложено в ФФД 1.0) - работа с ККТ из любой учетной программы превращается в ад.

Огромное количество наших клиентов обращается с вопросом – как в рамках закона 54-ФЗ отражать эти операции в своей учетной базе и бить чек?

Хочу подчеркнуть – универсального решения для всех конфигураций сейчас нет. Приходится предлагать разные решения: обработки, настройка доп. характеристик для номенклатуры, заведение номенклатуры с наименованием «Аванс» и др.

Решение зависит от конкретной ситуации и от того, как наш клиент ведет свои продажи.

Пример решения реализации «Аванса» в самом простом случае:

1) Продажа его как услуги и пробитие чека;
2) Возврат «АВАНСа»;
3) Пробитие полного чека с номенклатурой.  

Проблема 8: переход на ФФД 1.05

Проблема в корне будет решена, когда будет введен ФФД 1.05, а впоследствии ФФД 1.1.

В этих форматах фискальных документов появится обязательный реквизит «Предмет расчета», который будет полностью описывать различные авансовые расчеты, часто встречающиеся в оптовой торговле. У 1С  уже есть решения, в которых начинает поддерживаться работа с данными ФФД.

Но не стоит забывать, что сейчас в современных ККТ установлены ФН, работающие по ФФД 1.0 и чтобы перейти на ФФД 1.05, надо заменить ФН.

Фискального накопителя, поддерживающего  ФФД 1.05, пока что в продаже нет. Планируемый обязательный переход на  него - июль 2018 года (см. закон 54-ФЗ).

ФФД 1.0 разрешается использовать до 1 января 2019 г. После этой даты все ККТ будут работать с ФФД версии не ниже 1.05. Сейчас поддержка ФФД 1.05 требуется со стороны всех участников информационного обмена – ККТ, ОФД, автоматизированной системы ФНС.

В настоящее время фискальные документы нового формата пока не принимаются ФНС. Для этого налоговая служба должна утвердить протокол ОФД-АСК ККТ. Рабочая группа сейчас занимается его доработкой.

От себя хочу добавить: на текущий момент многие разработчики программного обеспечения (по крайней мере, 1С) успевают отслеживать изменения в законе и вносить поправки в свои продукты.

Гораздо хуже обстоят дела с аппаратной реализацией требований законодательства и разработкой технических стандартов, которым должны отвечать современные ККТ и ОФД для работы с новым форматом фискальных документов.

На текущий момент продажа без новой ККТ уже является редким исключением. Многим будет трудно привыкнуть к новому порядку работы, и пока до конца не понятно, как должен будет выглядеть в итоге фискальный чек. Но одно можно сказать точно – мы будем и дальше «держать руку на пульсе» и продолжать решать задачи по автоматизации наших клиентов в соответствии с буквой законодательства, какие бы сложности оно не вызывало у конечных пользователей.

Рассказывайте в комментариях, какие проблемы с онлайн-кассами сейчас есть у вас. Или звоните в компанию «Авиант» по тел. +7 (499) 999 -01 -32. Они ответят и онлайн на своем сайте http://www.aviant.ru/. Эксперты точно помогут разобраться.

Мнения
Аватар
У одной организации при передаче в ИФНС выпали несколько ФД. В произвольном порядке. То есть, в программе эти чеки есть, в личном кабинете - нет. И вот уже третью неделю ОФД нас футболит. Никак не могут разобраться, передают от одного специалиста другому, и с каждым заново начинается песня - объяснять все с нуля.

Аноним, Вы писали:

У одной организации при передаче в ИФНС выпали несколько ФД. В произвольном порядке. То есть, в программе эти чеки есть, в личном кабинете - нет. И вот уже третью неделю ОФД нас футболит. Никак не могут разобраться, передают от одного специалиста другому, и с каждым заново начинается песня - объяснять все с нуля.

 Жесть. Сочувствуем.

Аватар

Аноним, Вы писали:

У одной организации при передаче в ИФНС выпали несколько ФД. В произвольном порядке. То есть, в программе эти чеки есть, в личном кабинете - нет. И вот уже третью неделю ОФД нас футболит. Никак не могут разобраться, передают от одного специалиста другому, и с каждым заново начинается песня - объяснять все с нуля.

 

Отвечу максимально подробно.
Чеки в разном виде могут храниться: в учетной программе, в ФН, в личном кабине
ОФД.



В учетной программе чек не
является фискальным документом (ФД) и предъявить эти чеки ни налоговой ни ОФД
как доказательство нельзя. После того как чек распечатывается на ККМ и попадает
в ФН и подписывается в нём – это уже фискальный документ. Но проблема в том,
что как только ФН передает ОФД свой ФД и получает подтверждение передачи – чек
стирается из памяти ФН, т.к. хранить его там уже нет смысла. Все документы в
личном кабинете ОФД тоже фискальные и в этом ключ к решению проблемы. Отчет об
открытии смены и отчет о закрытии смены – тоже фискальные документы и они
передаются в ОФД. Отчет о закрытии смены содержит информацию о количестве
переданных за смену документов, дату и время последнего переданного
документа.  Поэтому если у Вас корректно настроен обмен с ОФД – количество
пробитых чеков от открытия смены до закрытия должно соответствовать количеству
чеков в отчете о закрытии смены. Это является доказательством и если выявлено
несоответствие – значит Ваш оператор должен понести ответственность за потерю
чеков. 

Аноним, Вы писали:

У одной организации при передаче в ИФНС выпали несколько ФД. В произвольном порядке. То есть, в программе эти чеки есть, в личном кабинете - нет. И вот уже третью неделю ОФД нас футболит. Никак не могут разобраться, передают от одного специалиста другому, и с каждым заново начинается песня - объяснять все с нуля.

 Выше ответил без регистрации. Если какие то вопросы, можете спрашивать тут или в личку.

Если вы предоставили клиенту платежную страницу из своего банка (такие сейчас есть у многих банков), то банк открыл вам расчетный счет, принял платеж от физлица и зачислил на этот счет. То есть банк принимает платежи в пользу клиента с открытием расчетного счета. Согласно 161-ФЗ это не является электронными средствами платежа и подпадают под регулирование 54-ФЗ. Чек в этом случае пробивать не нужно.

 Это вообще про что ? Банк нам открыл счет, а физическое лицо заплатило на этот счет. Как оно заплатило (пришло в отделение этого банка/ или не этого банка, через платежного агента,  со своего смартфона типа Сбербанк он-лайн, Яндекс- деньгами или еще как то) НАМ ЭТО ВСЕ РАВНО. Если по поводу каждой платежки физлица  устраивать следствие, чтобы понять  электронные это деньги или не электронные , формировать чек или не формировать вообще с ума сойдешь...  

Добрый день! Извините ,но я тоже не поняла. В моем банке не знают такого понятия "платежная страница". Подскажите, если я найду такой банк, то я смогу определить глядя на выписку банка, деньги мне пришли на чет с платежной страницы ли не с платежной, а  пришли  иным способом на расчетный счет?

понаехавший Тут, Вы писали:

Если вы предоставили клиенту платежную страницу из своего банка (такие сейчас есть у многих банков), то банк открыл вам расчетный счет, принял платеж от физлица и зачислил на этот счет. То есть банк принимает платежи в пользу клиента с открытием расчетного счета. Согласно 161-ФЗ это не является электронными средствами платежа и подпадают под регулирование 54-ФЗ. Чек в этом случае пробивать не нужно.

 Это вообще про что ? Банк нам открыл счет, а физическое лицо заплатило на этот счет. Как оно заплатило (пришло в отделение этого банка/ или не этого банка, через платежного агента,  со своего смартфона типа Сбербанк он-лайн, Яндекс- деньгами или еще как то) НАМ ЭТО ВСЕ РАВНО. Если по поводу каждой платежки физлица  устраивать следствие, чтобы понять  электронные это деньги или не электронные , формировать чек или не формировать вообще с ума сойдешь...  

 Вопрос на самом деле остается спорным пока МИНФИН не внесет дополнительные разъяснения. А спорный он вот почему:

следование указанной позиции Минфина будет сопровождаться проведением двух разных операций (соответственно, появлением двух оснований для налогообложения):

  • получения денежных средств на расчетный счет;
  • отражения получения денежных средств через кассу (онлайн-кассу).
Поэтому сейчас, за отсутствием посредников между клиентом и Вашим расчетным счетом, принято принимать оплату так же как по платежному поручению. Без чека.

Ставка, Вы писали:

Добрый день! Извините ,но я тоже не поняла. В моем банке не знают такого понятия "платежная страница". Подскажите, если я найду такой банк, то я смогу определить глядя на выписку банка, деньги мне пришли на чет с платежной страницы ли не с платежной, а  пришли  иным способом на расчетный счет?

 Платежная страница обычно предоставляется банком, в котором вы открываете расчетный счет своего магазина и встраивается на сайт Вашего магазина для возможности клиенту ввести данные своей банковской карты и напрямую зачислить деньги на Ваш счет и оплатить свою покупку (такая функция есть не во всех банках и требует определенной технической реализации). Доступность аналитики по способу зачисления денег на Ваш расчетный счет тоже зависит от банка, который Вы выбрали и от интерфейса личного кабинета, который он Вам предоставил. Но внутри банка такая аналитика точно ведется.

Аватар
Извините, несколько раз прочитала статью, но так и не поняла:нужно пробивать чек или нет , если клиент оплачивает покупку из своего банка на наш расчетный счет  посредством платежного поручения?
Аватар

Аноним, Вы писали:

Извините, несколько раз прочитала статью, но так и не поняла:нужно пробивать чек или нет , если клиент оплачивает покупку из своего банка на наш расчетный счет  посредством платежного поручения?

 

Аноним, Вы писали:

Извините, несколько раз прочитала статью, но так и не поняла:нужно пробивать чек или нет , если клиент оплачивает покупку из своего банка на наш расчетный счет  посредством платежного поручения?

 

То же не понял, но судя по этому доку, нужно - http://www.klerk.ru/doc/461941/
Аватар

Аноним, Вы писали:

Аноним, Вы писали:

У одной организации при передаче в ИФНС выпали несколько ФД. В произвольном порядке. То есть, в программе эти чеки есть, в личном кабинете - нет. И вот уже третью неделю ОФД нас футболит. Никак не могут разобраться, передают от одного специалиста другому, и с каждым заново начинается песня - объяснять все с нуля.

 

Отвечу максимально подробно.

Чеки в разном виде могут храниться: в учетной программе, в ФН, в личном кабине

ОФД.





В учетной программе чек не

является фискальным документом (ФД) и предъявить эти чеки ни налоговой ни ОФД

как доказательство нельзя. После того как чек распечатывается на ККМ и попадает

в ФН и подписывается в нём – это уже фискальный документ. Но проблема в том,

что как только ФН передает ОФД свой ФД и получает подтверждение передачи – чек

стирается из памяти ФН, т.к. хранить его там уже нет смысла. Все документы в

личном кабинете ОФД тоже фискальные и в этом ключ к решению проблемы. Отчет об

открытии смены и отчет о закрытии смены – тоже фискальные документы и они

передаются в ОФД. Отчет о закрытии смены содержит информацию о количестве

переданных за смену документов, дату и время последнего переданного

документа.  Поэтому если у Вас корректно настроен обмен с ОФД – количество

пробитых чеков от открытия смены до закрытия должно соответствовать количеству

чеков в отчете о закрытии смены. Это является доказательством и если выявлено

несоответствие – значит Ваш оператор должен понести ответственность за потерю

чеков. 

 Спасибо за ответ. Мы тоже не сомневаемся, что это оператор, но доказать ему так и не получается. ОФД Такском, если интересно.

Наконец-то я вспомнила, как залогиниться.

msd, то есть, если у нас в отчете о закрытии смены сумма не совпадает с учетной программой, а совпадает с переданными документами, мы ничего не докажем? (


Аватар

Аноним, Вы писали:

  Поэтому если у Вас корректно настроен обмен с ОФД – количество


пробитых чеков от открытия смены до закрытия должно соответствовать количеству

чеков в отчете о закрытии смены. Это является доказательством и если выявлено

несоответствие – значит Ваш оператор должен понести ответственность за потерю

чеков. 

 А можно поподробнее про ответственность? Такском потерял чеки за 2 дня начала июля ( 10 точно и вроде 7 числа) у многих пользователей данным ОФД. Не все чеки за день, а по несколько, видимо за некоторый период. На сегодняшний день, 28.08 чеки в базе чеков ОФД так и не появились. Что могут предпринять пострадавшие пользователи? 

Люди которым это нравится