Клерк.Ру

ПФР просит бухгалтеров помочь сотрудникам оформить пенсию

Пенсионщики активно призывает работодателей сотрудничать в вопросе заблаговременной работы по назначению пенсий. Это займет у кадровика или бухгалтера не более 15 минут, уверены в ПФР. Как это осуществить, зачем это нужно, и есть ли в чем выгода для сотрудника и работодателя? Ответы дали в региональном отделении ПФР.

Зачем это нужно

Основная цель такого социального партнерства — сделать процесс назначения пенсии для граждан максимально комфортным.

Работодатель в рамках соглашения, заключенного с ПФР об электронном взаимодействии для назначения пенсии своим сотрудникам, берет на себя обязательства формировать электронный пакет документов о пенсионных правах работников и передавать их в органы ПФР.

Благодаря такой заботе, экономится рабочее время. Будущие пенсионеры не отвлекаются от трудовой деятельности, избавлены от самостоятельной подготовки документов и от визитов в ПФР, что не только упрощает для них получение госуслуги «Назначение пенсии», но делает её более качественной и доступной.

Так, например, в Хабаровском крае более 3,5 тысяч социально ответственных работодателей, заключивших с ПФР соглашение, реально помогли около 6 тыс. работников в назначении пенсии, избавив их от лишних визитов в ПФР.

Кстати, этот процесс пошел динамичнее после принятия Правительством края Распоряжения от 28.01.2016 № 15р «О дополнительных мерах по созданию условий для обеспечения доступности, повышения оперативности и качества предоставления жителям края государственной услуги по установлению пенсий», регламентирующего взаимодействие органов исполнительной и муниципальной власти с органами ПФР по всем социально чувствительным вопросам, в том числе и по вовлечению работодателей к социальному проекту Отделения ПФР.

Почему это важно

Практика работы с документами показывает, что зачастую записи в трудовой книжке содержат некорректное оформление: исправления в датах при приеме на работу, неразборчивые наименования организации, нечитаемые печати, исправления фамилии, неточное наименование должностей, отсутствие дополнительных сведений, подтверждающих факт работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости и т.д. Все разночтения в документах требуют дополнительного времени на уточнения и различные запросы.

Например, запросы, направляемые в архивные органы края для уточнения того или иного периода работы, зарплаты, обрабатываются специалистами архивных учреждений в течение месяца. А если запрос по уточнению некорректных записей, внесенных в период работы, направляется за границу, тогда ответа приходится ждать от 3 до 12 месяцев.

Заблаговременная подготовка документов позволяет иметь полный пакет документов, необходимых для своевременного и правильного назначения пенсий ко дню обращения за ней, а это — залог учета пенсионных прав граждан в полном объеме.

Если такая работа проводится заблаговременно, то гражданин своевременно и в полном объеме может реализовать свои пенсионные права.

Стоит подчеркнуть, что заблаговременное обращение за оценкой документов не является обращением за установлением пенсии.

Алгоритм действий кадровика

Работодателям необходимо представить в ПФР:

— список лиц, выходящих на пенсию (мужчин в 60 лет, женщин в 55, для северных районов мужчин — в 55, женщин — 50);

— пакет сканированных документов, состоящий из заполненной анкеты работника, трудовой книжки (кроме записей о награждении), паспорта, СНИЛС.

Если ФИО не совпадают с документами, например, в трудовой книжке отсутствует запись об изменении ФИО, представляется свидетельство о браке (расторжении брака).

В пакете дополнительно могут быть представлены другие документы работника, например, справка из центра занятости, справка о заработной плате за период до 2002 года, военный билет, документы об очном образовании.

Важно отметить, что работодатель представляет документы на своего работника только с его письменного согласия. Данное согласие по общему правилу работник дает при приеме на работу и хранится оно в его личном деле, поэтому дополнительное письменное согласие не требуется.

После составления реестра, все отсканированные документы направляются в ПФР для их правовой оценки.

Параметры электронных документов

Документы обязательно сканируются в цветном изображении в формате jpeg или DjVu с расширением 300 точек на дюйм.

Каждый документ сканируется отдельно, если документ состоит из нескольких страниц, он сканируется последовательно в один файл с возможностью пролистывания.

Цветное изображение документов является обязательным условием, т.к. это важно при определении их подлинности и достоверности содержащейся в них информации. В черно-белом варианте большинство неточностей в документах распознать практически невозможно. Даже если внесенные в документ исправления верны, специалисту ПФР необходимо будет дополнительно запросить подтверждающую справку от работодателя, архивную выписку или копию приказа соответствующей организации, для того чтобы установить например продолжительность стажа и принять его в расчет при назначении пенсии.

Способы подачи заявления без явки в ПФР

Не ранее чем за месяц до наступления права на страховую пенсию по старости, гражданин подаёт заявление о её назначении и доставке.

Заявление о назначении пенсии может быть представлено в форме электронного документа через Личный кабинет гражданина на сайте ПФР или Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Если будущий пенсионер работает, то такое заявление можно представить в кадровую службу по месту работы. Частью 3 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодателю предоставлено право обращаться в территориальные органы ПФР за установлением и доставкой страховой пенсии застрахованным лицам, состоящим в трудовых отношениях с ним, с их письменного согласия.

В развитие указанного положения Административный регламент предоставления Пенсионным фондом РФ государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным приказом Минтруда от 19.01.2016 № 14н, предусматривает возможность направления работодателем заявления работника и документов, необходимых для установления пенсии, в электронном виде по защищенным каналам связи, заверенных усиленной квалифицированной подписью.

Таким образом, работники организаций, приобретающие право на пенсию, могут оформить её без явки в Пенсионный фонд.

Как оформить пенсию без документов

Основой расчета размера пенсии каждого гражданина являются данные, которые ПФР получил от самого гражданина и от работодателей: о периодах трудовой деятельности, местах работы, размере начисленных страховых взносов. Эти данные представлены в Личном кабинете гражданина в разделе «О сформированных пенсионных правах». Если гражданин считает, что какие-либо сведения не учтены или учтены не в полном объеме, то ему следует заблаговременно обратиться в территориальный орган ПФР по месту жительства или к работодателю для уточнения данных и представления их в ПФР.

Если же гражданин видит, что все сведения о его пенсионных правах учтены, он может подать заявление о назначении пенсии не только без визита в клиентскую службу ПФР, но и без представления в ПФР каких-либо документов (трудовой книжки) и справок о стаже.

Для этого гражданину после получения полной информаиции в Личном кабинете достаточно дать согласие на назначение страховой пенсии по этим сведениям.

Почему это хорошо для всех

Формирование электронного пакета документов о пенсионных правах работника и направление их в органы ПФР по ТКС не требует от страхователя-работодателя никаких дополнительных материальных вложений, т.к. она уже используются при сдаче сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Сама подготовка документов: их сканирование и направление в ПФР не занимает большое количество времени и не ложится каким-то финансовым бременем на плечи работника кадровой службы, уверены в ПФР.

Как показывает практика, время, затраченное на сканирование и передачу электронных документов в ПФР в среднем на 1 работника, составляет около 15 минут. Такое же время кадровый работник тратит на ксерокопирование документов и их постраничное заверение для выдачи их своему работнику для личного представления им в ПФР.

Если в среднем в организации численностью более 100 человек на пенсию в течение года выходит порядка 5-6, то в целом на всю работу по сканированию и направлению документов работодатель затрачивает около одного часа работы из расчета 6 человек в год. Это не так много. К тому же стоит учесть, что при отсутствии электронного взаимодействия с ПФР, кроме расхода бумаги, времени на копирование документов, их постраничное заверение, работник отвлекается от своих прямых обязанностей на визит с документами в ПФР.

Раньше все необходимые документы на назначение пенсии будущий пенсионер должен был самостоятельно предоставить в орган ПФР. Сегодня заботу об этом берут на себя социально ответственные работодатели.

Такое активное участие работодателя в оформлении пенсии своих сотрудников является дополнительным элементом «социального пакета», что, безусловно, выгодно отражается на качестве кадрового состава, обеспечении финансовой устойчивости и укреплении репутационного капитала.

Что думают бухгалтеры

Не все бухгалтеры и кадровики готовы идти навстречу «пенсионщикам». Многие не спешат заключать соответствующие соглашения несмотря на настойчивость ПФР.

О реакции бухгалтеров, которые одновременно выполняют обязанности кадровиков, мы писали в материалах «ПФР пытается взвалить на бухгалтера дополнительные обязанности» и «Работодатели получают от ПФР предложения заключить соглашение по оформлению пенсий сотрудникам»

«Клерк» проводил опрос на эту тему, в ходе которого выяснилось, что 90% работодателей не вникают в процесс оформления пенсий своих сотрудников. Соответствующие соглашения с ПФР заключили только 10% опрошенных. 43% клерков получали от ПФР подобное предложение, но предпочли игнорировать его.

Вместе с тем и те, кто заключил подобные соглашения и уже передал по ТКС документы на будущих пенсионеров, в недоумении отмечают некоторые нестыковки. Так, зачастую пенсионеру, который за месяц до пенсии явился в ПФР, приходится заново предоставлять все документы, ранее отправленные работодателем, отмечают наши читатели.

ПФР делает честные и недоуменные глаза, когда приходишь за месяц (или подаешь через ЛК) подавать заявление на начисление пенсии и утверждает, что в глаза не видели Ваши документы. Хотя получили их полгода до дня Х и никаких замечаний у них не было!!!!!!

— Аноним

за полгода ВСЕ документы по их желанию были поданы, начислять/рассчитывать пенсию начали только когда пенсионерке исполнилост 55. И понеслась: предоставьте копии документов, исправьте справку, предоставьте дополнительную справку... ДУРДОМ! Чем они занималиь полгода? ЗАЧЕМ за полгода предоставлять документы? Чтобы половину потерять?

— сова7202

Мнения
время, затраченное на сканирование и передачу электронных документов в ПФР в среднем на 1 работника, составляет около 15 минут.

 

Слабо верится, что в 15 минут уложишься, учитывая, что надо собрать целый комплект


Работодателям необходимо представить в ПФР:


— список лиц, выходящих на пенсию (мужчин в 60 лет, женщин в 55, для северных районов мужчин — в 55, женщин — 50);


— пакет сканированных документов, состоящий из заполненной анкеты
работника, трудовой книжки (кроме записей о награждении), паспорта,
СНИЛС.


Если ФИО не совпадают с документами, например, в трудовой книжке
отсутствует запись об изменении ФИО, представляется свидетельство
о браке (расторжении брака).


В пакете дополнительно могут быть представлены другие документы
работника, например, справка из центра занятости, справка о заработной
плате за период до 2002 года, военный билет, документы об очном
образовании.

 


Слабо верится, что в 15 минут уложишься, учитывая, что надо собрать целый комплект

 Не только собрать комплект, но и сканировать в особом формате, цветное,с обрезными полями.Не у каждого есть такой сканер, а уж с обрезными полями я делала в отдельной программе.Потратила 2 дня для того чтобы эти документы спокойно пролежали в ПФР полгода, а затем сам пенсионер пошел с оригиналами в ПФР.

Клерк
А в нашей организации это всё хорошо сделано. Организация крупная, есть человек, который (будущими и нынешними) пенсионерами занимается. Мне было удобно оформлять пенсию таким образом. В пенсионный фонд сам лично не ездил ни разу. ИМХО...
Аватар
Как красиво написано. В июле прошлого года сдали документы. в моей выписке с лицевого счета ничего не изменилось. В ноябре поехала в ПФР (на пенсию в апреле этого года) взяли трудовую- с работы копию не взяли, сканировал сам сотрудник, разглядывал печати, хотя до 90 все госпредприятия, которые и сейчас есть. Сказал данные обновятся поле нового года- никаких изменений. Стажа 17 лет нет! Опять поеду разбираться. Видимо у кого взносы большие- крадут стаж, чтобы потом 12 тыс платить. И взносы оплаченные за годы не те, что присылали ранее в письмах счастья. при передаче часть потеряна. Я гла бухгалтер, всегда все оплачивала и проверяла, сдавала отчетность. Ничего не совпадает. ворье 
Аватар

sv777, Вы писали:

Абсолютно бесполезная работа готовить и передавать по ТКС в ПФР сведения на пенсионера.

 Неправда. Если подать документы за год, минимум за 9 месяцев, то работники ПФР успевают их проверить и попросить донести нужные справки. Вообще весь процесс получения пенсии упрощается для работника. 

Аватар

А вот оно мне надо? Мне за это платят? За спасибо (еще большой вопрос скажут ли, а то и вовсе виновата останешься, как обычно это бывает) тратить свое личное и рабочее время, чтобы сделать кому-то хорошо? Итак во все бочках затычка. Все что можно и нельзя пытаются повесить. Ну уж нет, благодарю! Я не альтруист и быть им за свой оклад не собираюсь! Вот когда заплатит мне ПФР или работодатель за эту работу - тогда и подумаю, браться или нет.  Все остальное - лесом, товарищи пенсионщики, ле-сом! А всеми этими сказками венского леса о том, как все круто, просто и удобно, лично я сыта по горло! 

Аноним, Вы писали:

sv777, Вы писали:

Абсолютно бесполезная работа готовить и передавать по ТКС в ПФР сведения на пенсионера.

 Неправда. Если подать документы за год, минимум за 9 месяцев, то работники ПФР успевают их проверить и попросить донести нужные справки. Вообще весь процесс получения пенсии упрощается для работника. 

 Чем он упрощается? Ну подала я документы в ПФР, проверили они их, затем пенсионер ходит туда(не один раз) доносит всякие требумые справки.И самое главное, что он опять несет туда оригиналы документов, которые я отправила.С таким же успехом он мог и еще один раз сходить отнести первоначальный пакет документов. Упрощается на минус один поход в ПФР?

Утописты в ПФР сидят и так ничего не делают, вот пусть и придумают как упростить этот процесс, чтобы было всем хорошо, с этими трудовыми давно пора решить уже вопрос было, где интересно я найду какое ооо, печать которого не читается

А у нас сегодня в ПФР при подписании соглашения на отправку отчетности по ТКС стали требовать подписать в обязательном порядке доп. соглашение об этом самом электронном обмене документами для подготовки к пенсии, и сказали, что скоро тех, кто отказался подписать это доп. соглашение, будут штрафовать. Вот. Очень хочется узнать, на основании какого НПА у них такие фантазии про штрафы.

Аватар
Ну раз начали просить, значит скоро вменят законодательно в обязанность! Интересно, а что в освободившееся время будут делать пенсионщики?! И кто будет оплачивать доп.нагрузку кадровикам и бухам?!
Люди которым это нравится