Клерк.Ру

Люди в поисках баланса. Марина Мерзликина: «Сама бухгалтерская, налоговая отчетность не представляет для меня трудностей или даже интереса»

Сегодня говорим о профессии с Мариной Мерзликиной, главным бухгалтером, членом Палаты налоговых консультантов, консультантом-методистом по проекту Минфина «Повышение финансовой грамотности населения». О том, какие требования из налоговой обескураживают, почему учет – это полет фантазии и стоит ли самозанятым «сдаваться».

— Марина, мы недавно писали о том, что бухгалтеры с грустью констатируют, что профессия их разочаровывает. Поэтому я всегда спрашиваю, как вы пришли в это нелегкое дело.

— По первому образованию я вообще инженер-химик-технолог по производству кожи и меха. Знаю все циклы этого производства. К сожалению, поработать в этой профессии мне не удалось.

В бухгалтерии оказалась случайно — начинали с супругом собственный бизнес и кто-то должен был заняться бумажками. При старте средств на все не хватает, было решено, что этим скучным делом займусь я. В школе мне говорили: «Марина, иди работать бухгалтером! Это твое!». Правда, тогда казалось, что это нудное дело.

— Какой день в работе бухгалтером запомнился больше всего?

— Первый — когда я пошла получать второе высшее образование по специальности «Бухучет и аудит». С первых занятий я поняла, что именно этим делом я бы хотела заниматься в жизни! А ведь сначала считала это «не моим».

Второй — я работала в ГУПе. Он состоял из нескольких подразделений, которые объединяла головная организация. В начале марте произошел программный сбой в головной, нужно сдавать годовую отчетность, а в программе крах. Было решено от каждого подразделения выделить по одному человеку, для восстановления бухгалтерии. От нашего подразделения направили меня. Было очень приятно. Кстати, сдались в срок.

— С чем можете сравнить сдачу отчетности? Может, с произведением каким (триллер или ужастики)?

— У меня нет таких ассоциаций. Сама бухгалтерская, налоговая отчетность не представляет для меня трудностей или даже интереса. А вот сам учет, сам процесс — это полет фантазии в рамках, установленных законом.

— Самое неприятное в общении с налоговой?

— Когда присылают некорректные требования. Например, в августе наша организация получила по ТКС требование, со ссылкой на ст. 88 НК (камералка) предоставить пояснения о 1 кв., а заодно и за 2014 — 2017 годы деятельности. И это при декларациях и налогах, сданных и уплаченных в сроки. Меня такой непрофессионализм, если честно, расстраивает.

— Что стараетесь отвечать на требования?

— Всегда, когда даю ответ на требование, пишу: «... является ответственным налогоплательщиком». В свое время меня этой фразе научили юристы. И еще один мой девиз: «Не спешите расставаться со своими деньгами».

— Самозанятые. Ваше мнение: сдаваться или не вестись на новую систему?

— Когда мне задают подобные вопросы самозанятые друзья, я всегда вспоминаю 2000-е годы. Тогда вдоль крупных дорог, типа МКАД, в Москве стояли рекламные щиты. На плакатах была изображена шахматная доска с расставленными на ней фигурами и надпись гласила «У нас все ходы записаны», а внизу подпись «Налоговая инспекция». Поэтому всякий раз, когда возникает вопрос ухода от налогов, нужно помнить, что «все ходы записаны». Поэтому моя рекомендация однозначная — зарегистрироваться как самозанятый налогоплательщик, заплатить 4% и спать спокойно.?

— Опытный главбух, что он должен уметь?

— Если маленькая компания с единственным бухгалтером, то на нем и первичка, и текущие вопросы, бухгалтерский, налоговый, кадровый учет, оптимизация расходов и налогообложения (возврат НДС, если есть продажи в Казахстан, например), здесь же и общение с налоговыми органами, ФСС, трудовыми инспекциями. Тут нужно обладать огромным запасом знаний, опытом, чутьем.

Противоположная сторона — главный бухгалтер крупной корпорации, холдинга. Да, этот специалист не занимается первичной документацией, может не знать последних изменений, касающихся оформления счетов-фактур, например, но на этой должности тоже нужны глубокие знания и опыт.

Ведь тут тебе и ВЭД, и анализ отчетности, и работа с контролирующими органами. Поэтому на мой взгляд, опытный главбух — это человек, который не перестает учиться, активно участвует в профессиональных конгрессах, мастер-классах (о самом крупном предстоящем конгрессе мы рассказали тут — Примеч. ред.).

— Завершаю беседу я обычно просьбой поделиться забавным случаем с работы (мы на «Клерке» вообще забавные ребята:).

— Какое-то время назад гендир ездил в банк с уставными документами. Вернувшись, вернул документы в бухгалтерию. Через пару дней в папке, в которой хранятся уставные документы, поломался арочный механизм. Т.к. папки такого же цвета не было, я сложила документы в папку другого цвета и убрала ее в сейф. Сделала это все механически, была вся в работе.

И тут мне потребовались уставные документы, я открываю сейф, а папки с документами нет (я же уже забыла, что папка просто поменяла цвет). У меня шок — пропали уставные документы!!!

Вспоминаю, что давала документы директору для поездки в банк. Вбегаю в его кабинет, даже не замечая, что идут переговоры, начинаю искать паку на его столе и при этом постоянно повторяю: «Где моя папка? Вы ее забрали! Верните нашу папку!!!».

Директор, не очень понимая, что происходит, спрашивает: «Вы что-то потеряли?». На что я отвечаю: «В бухгалтерии никогда ничего не теряется!». И тут мой мозг мне подсказывает, что я собственноручно перекладывала документы в папку другого цвета.

Чтобы не упасть окончательно в грязь лицом и уже ликуя, что папка наверняка нашлась, я говорю: «Ну ладно, пойду поищу в другом месте...». Прихожу в бухгалтерию, открываю сейф, и естественно, нахожу документы в папке другого цвета.

 Фуф, всегда бы так с пропавшими докуменртами:).