Клерк.Ру

Все про продление камералки по НДС по новым правилам

Любой бухгалтер в нашей стране, кто сдает декларацию по НДС, знает, что срок камеральной проверки по этим декларациям сократился с трех до двух месяцев. Федеральный закон № 302-ФЗ внес эти изменения в п.2 ст. 88 НК РФ в августе 2018 года. Но законодатели предусмотрели продления срока камералки до привычных трех месяцев, если в ходе проверки декларации по НДС налоговики заподозрят правонарушение. Решение о продлении принимает руководитель налогового органа или его заместитель.

Как компания узнает о том, что камералка продлена еще на месяц — до или после основной проверки? Имеют ли законную силу все доказательства, которые найдут налоговики, если инспекторы нарушили процедуру продления проверки? Как оспорить результаты такой проверки?

Отключить рекламу

Претензий к декларации нет

По общему правилу, если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса (п. 5 ст. 88 НК). В такой ситуации проверяющие должны оформить акт в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Налогоплательщик, который сдал декларацию по НДС, и спустя 2 месяца и 10 рабочих дней (п. 6 ст. 6.1 НК РФ) не получил акт налоговой проверки может смело рассчитывать на то, что налоговым органом не выявлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах.

Отключить рекламу

Таким образом, до истечения двух месяцев после представления декларации по НДС налогоплательщик должен получить:

— либо акт проверки (п. 5 ст. 88 НК),

— либо решение о продлении сроков проверки до 3х месяцев при наличии признаков, указывающих на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах (абз. 5 пункта 2 статьи 88 НК),

— либо ничего, т.е. «молчание будет ему ответ».

Как сообщат о продлении: до или после

Должны ли инспекторы уведомить налогоплательщика о продлении проверки? Минфин считает, что нет (письмо от 02.10.18 № 03-02-07/1/70615), также эта обязанность не предусмотрена Налоговым кодексом. Однако, есть Письмо ФНС России от 07.11.2018 N ЕД-4-15/21688@ «О направлении рекомендуемых форм», где форма решения о продлении срока проведения камеральной проверки утверждена.

Отключить рекламу

В этой ситуации для налогоплательщика возникает принципиальный вопрос: когда руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки (до истечения двухмесячного срока проверки или после) и, соответственно, ознакомить с ним налогоплательщика.

Давайте разберемся. В ст. 88 НК РФ п. 2 абз.5 сказано: «в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах...».

Иными словами, сама проверка должна быть проведена в срок 2 месяца, а если выявлены признаки нарушения, то выносится решение с продлением проверки до трёх месяцев. Но решение должно быть вынесено не позднее двух месяцев с момента представления декларации по НДС. Получается, что в этот же срок (2 месяца) налогоплательщик должен быть ознакомлен с принятым решением о продлении проверки.

Таким образом, решения о продлении принятые после окончания камеральной налоговой проверки, т.е. за пределами 2-х месячного срока, не должны иметь никакой юридической силы и не могут влиять на права и законные интересы налогоплательщика.

Отключить рекламу

Однако, совершенно очевидно, что налоговый орган не допустит формального принятия решения о продлении камеральной проверки за пределами 2-месячного срока. На практике ситуация, скорее всего, сложится так: проверка будет продолжаться и после истечения двух месяцев (направление требований и ожидание ответов по встречкам), а когда доказательственная база будет получена, то «задним числом» будет оформлено решение о продлении.

Как оспорить?

Применение законодателем в абз. 5 пункта 2 статьи 88 НК предлога «ДО» говорит о пресекательном сроке принятия решения о продлении срока камеральной проверки декларации по НДС. То есть принятие решения и уведомление налогоплательщика о принятом решении ПОСЛЕ окончания камеральной налоговой проверки декларации по НДС (по истечении 2х месяцев) будет являться злоупотреблением налоговых органов.

Отключить рекламу

На сегодняшний день не сформировано судебной практики по изменениям в НК РФ, связанным с сокращением/продлением сроков проведения камеральных проверок, поэтому предлагаю налогоплательщику ориентироваться на следующий алгоритм действий.

1) Решение, принятое по акту камеральной проверки декларации по НДС, которая проведена с нарушением срока окончания налоговой проверки и налогоплательщик не был уведомлен до её окончания о продлении срока проверки, может быть обжаловано в суд.

2) Доказательства, полученные налоговым органом после окончания срока проверки, не могут быть признаны допустимыми по правилам АПК РФ, поскольку они будут получены с нарушением федерального закона (ч.3 ст. 64 АПК РФ). Однако, налогоплательщику стоит учесть, что нельзя сводить всё обжалование к нарушению налоговым органом процессуальных сроков. Нужно использовать и другие аргументы правильности исчисления и уплаты (возмещения) НДС, приводить контраргументы по существу изложенных в акте проверки обстоятельств.

Отключить рекламу

Правовая позиция налогоплательщика должна быть выражена в возражениях на акт проверки, а также обжалована в вышестоящий налоговый орган и в суд. Затягивать с данным аргументом до суда не стоит, т.к. положительное для налогоплательщика решение может быть принято на более ранней, а, следовательно, менее затратной стадии обжалования.

Центр обучения «Клерка»
Приобретай опыт для серьезных дел

Правила трудовых проверок ужесточат. Готовьтесь в нашем онлайн-курсе по кадровому учету. Научим составлять документы так, что ни один инспектор не придерется.

Обучение полностью дистанционно. Выдаем сертификат. Записывайтесь.

Отключить рекламу