Клерк.Ру

Страховые компании нарушают права потребителей: что делать?

Закон «О защите прав потребителей» действует на территории России с 1992 года. Однако обращаются к нему не так часто, как следовало бы. Большинство потребителей недостаточно или вовсе не осведомлены о своих правах, поэтому избегают судебных разбирательств при возникновении проблем. Победа им кажется недосягаемой, а процесс защиты своих прав — сложным и запутанным.

Подобная ситуация не только не укрепляет позиции потребителя на рынке товаров и услуг, но и усугубляет и без того безответственный подход продавцов (изготовителей/исполнителей) к качеству продаваемого (изготавливаемого) товара и оказываемых услуг и, как следствие, недовольство простого потребителя с каждым годом увеличивается, а продавцов/изготовителей/исполнителей, научившихся качественно изготавливать свою продукцию и оказывать качественные услуги, больше не становится.

Как действовать, если ваши права потребителя были нарушены.

Первое, что стоит сделать при получении некачественной услуги или покупки некачественного товара — это обратиться к продавцу/изготовителю/исполнителю с письменной претензией. Претензия должна содержать такие сведения, как дата инцидента, описание конфликта сторон и подробную информацию о товаре или услуге ненадлежащего качества. В претензии также желательно указать временной интервал для устранения недостатков. Если по истечению этого срока нарушение не устранено, следующий шаг — подача иска в суд.

Подать исковое заявление можно через приемную суда или по почте — отправить ценным письмом с уведомлением о вручении. Отправлять лучше копии документов, а оригиналы принести уже на заседание суда для сверки.

В заявлении необходимо указать следующие сведения:

  1. наименование суда, в который подается иск;
  2. Ф.И.О. истца и его место жительства;
  3. наименование ответчика и его местонахождение/место жительства;
  4. обстоятельства, приведшие к нарушению прав потребителя, а также требования к ответчику;
  5. цена иска и расчет денежных сумм, подлежащих взысканию.
Подавать заявление необходимо в трех экземплярах — для истца, ответчика и суда. Также к исковому заявлению нужно приложить товарный, кассовый или банковский чеки, претензию и ответ на нее, а также фотографии товара с дефектами.

Не стоит недооценивать силу закона. Конечно, гарантировать 100% победу в суде нельзя, однако с каждым годом успешных дел по защите прав потребителей становится все больше. Например, если страховая компания отказывается выплачивать причитающиеся по закону деньги своим клиентам, то можно подать на нее в суд. И при формировании грамотной позиции — и выиграть дело.

Давайте рассмотрим несколько ситуаций, доказывающих, что закон готов защищать потребителя в спорах со страховыми компаниями.

Хищение автомобиля

Истец пошел в суд с иском к страховой компании о взыскании денежных средств и штрафа, т.к. в период действия договора КАСКО застрахованное транспортное средство было похищено.

Обратившись изначально в страховую компанию с заявлением о выплате страхового возмещения, истец получил письменный отказ. Истец обратился в суд и попросил взыскать со страховой компании возмещение в размере 2 440 000 рублей.

Суд в полном объеме удовлетворил требования истца и взыскал со страховой компании 2 440 000 рублей, а также штраф в размере 1 220 000 рублей за отказ в добровольном порядке удовлетворения требования потребителя.

Пожар на даче

Истица обратилась в суд с иском к страховой компании. В период действия договора страхования у нее сгорел садовый домик. Истица обратилась к ответчику с заявлением о возмещении ущерба, на которое получила отказ.

Уже после обращения истицы в суд, страховая компания произвела выплату страхового возмещения в размере 273 267 руб., однако суд решил также взыскать со страховой компании проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 3 068,56 руб., компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб., штраф в размере 50 000 руб. и расходы по оплате юридических услуг в размере 10 000 руб.

Авария на дороге

Истец обратился в суд с иском к страховой компании в связи с тем, что в течение действия договора произошло дорожно-транспортное происшествие с участием истца. В результате ДТП автомобилю истца были причинены механические повреждения. Истец направил в страховую компанию необходимый пакет документов, однако ответчик не выплатил страховое возмещение. На досудебную претензию ответчик также не ответил.

Суд решил частично удовлетворить исковые требования истца и взыскать со страховой компании возмещение в размере 400 000 рублей, неустойку в размере 60 000 рублей, расходы истца на общую сумму 30 000 рублей, а также штраф в размере 40 000 рублей.