Клерк.Ру

Почему работодателям пора регулировать общение сотрудников в мессенджерах?

Иллюстрация Justin Renteria

Рабочая переписка прочно перешла в чаты, но трудовое право никаким образом такое общение не регулирует. Кто про этому поводу переживает?

Социальные сети и мессенджеры прочно вошли в нашу жизнь. Порой кажется, что иногда женщинам не так страшно расстаться с мужем, как с телефоном, в котором хранится почти вся твоя жизнь. Основное общение перешло в чаты — это удобно, просто и всегда доступно, ведь продолжить диалог можно в любой момент. Но в мессенджеры перешла не только дружба, но и рабочие отношения. Допустим, начальник отдела создает чат со своими сотрудниками, они общаются там, в том числе решают рабочие вопросы. У отдела продаж может быть свой чат, у юристов — свой и т.д. А у кого-то их несколько. В крупных компаниях подобных групп может быть несколько десятков. Но рабочие ли это чаты?

Отключить рекламу

Дело в том, что трудовое право до сих пор не регулирует общение в чатах. Тем не менее фактически многие задачи и рабочие вопросы уже давно обсуждаются в мессенджерах. Сюда можно отнести видео-совещания, конференц-звонки, группы по конкретным проектам и многое другое. Это происходит в рабочее время и посвящено задачам компании, а значит, требует правил и норм. Работодатели уже давно регулируют правила общения в компании, дресс-код и т.д., фиксируя это в локальных нормативных актах. Однако я еще ни разу не видела стандарта, который бы регламентировал коммуникацию в чатах.

Откладывать процесс уже нельзя, так как это стало большим социальным явлением. Личные темы переплетаются с деловыми вопросами, грань между которыми определить не всегда легко. Когда идет диалог на общие темы, никто не считает чат официальным каналом. Об этом вспоминают только при конфликте сотрудников.

Отключить рекламу

Но когда в чате появляется группа работников и руководителя, он уже выступает от имени компании. И здесь наступает ответственность.

Приведу реальный кейс. Руководитель организовал чат для своего отдела. Через какое-то время он вместе с коллегой стал писать неприятные сообщения в адрес одной из сотрудниц этого же отдела. Какое-то время она отшучивалась, но потом начались грубость и оскорбления. Девушка не выдержала и пожаловалась в Службу персонала. HR-директор, увидев сообщения в чате, инициировала увольнение начальника отдела и его зама, предъявив им нарушение трудовой дисциплины. Они, естественно, были против. Расстаться с ними в рамках трудового законодательства не получилось, потому что ТК РФ не регулирует общение в мессенджерах. В итоге дело велось лично между сотрудниками в рамках Гражданского кодекса.

Отключить рекламу

Именно поэтому в компаниях надо как можно скорее устанавливать правила общения в чатах. Для этого можно подготовить отдельный локальный нормативный акт.

Сотрудники должны понимать, что можно и нельзя делать в мессенджере. Разрабатывая документ, лучше составить список задач, которые вы хотите решить. Но управлять этим процессом надо именно вам. А значит, стоит подумать о том, чтобы самим инициировать создание чатов и управлять ими. Например, разделить чаты по темам, проектам, разные группы сотрудников объединять в разных мессенджерах. Также помогут ответы на вопросы: кто имеет право создать корпоративный чат и какой документ будет означать его запуск, кто модерирует информацию, как защищается коммерческая тайна и персональные данные?

Отдельно надо учесть сам процесс общения: формальный или неформальный язык, публикация смайлов и значков, публикация личной информации и объявлений и т.д. Стоит также установить частоту просмотра чатов, соотнести это с рабочим графиком сотрудников. Надо, конечно, помнить и о правилах выхода из чата, исключения при увольнении и закрытии самих групп. И здесь хочу напомнить об одном часто упускаемом моменте: проблему не всегда можно решить лишь закрытием чата — ведь история переписки сохранится в телефонах коллег.

Отключить рекламу

Создав управляемую систему работы корпоративных чатов, вы сможете избежать рисков серьезных конфликтов в коллективе. А за нарушения правил общения сможете привлекать к дисциплинарной ответственности также, как и за неисполнение должностных обязанностей.

Центр обучения «Клерка»
Приобретай опыт для серьезных дел

Правила трудовых проверок ужесточат. Готовьтесь в нашем онлайн-курсе по кадровому учету. Научим составлять документы так, что ни один инспектор не придерется.

Обучение полностью дистанционно. Выдаем сертификат. Записывайтесь.

Отключить рекламу