🔴 Вебинар: НДС – 2026 для селлеров маркетплейса на ОСНО и УСН →
Кадровый учет
Карточка работника Т-2: зачем нужна и стоит ли ее вести в 2026 году

Карточка работника Т-2: зачем нужна и стоит ли ее вести в 2026 году

Ведение карточки Т-2 не является обязательным. Однако многие кадровики продолжают ее вести. Зачем нужна личная карточка Т-2, стоит ли с ней работать и какие данные в ней указывать — рассказали в статье.

Автор

Когда отменили ведение личных карточек Т-2

1 сентября 2021 года вступило в силу постановление Правительства от 24.07.2021 № 1250. Оно отменило ранее действующие правила (постановление Правительства от 16.04.2003 № 225), в которых упоминались личные карточки сотрудников.

Кроме того, в приказе Минтруда от 19.05.2021 № 320н был утвержден новый порядок ведения и форма трудовых книжек, в котором также ничего не было сказано о личных карточках по форме Т-2.

А это значит, что начиная с 1 сентября 2021 года ведение личных карточек работников по форме Т-2 перестало быть обязательным требованием законодательства. 

Нужно ли вести личные карточки Т-2

Ранее указанные правила предусматривали обязанность работодателей информировать сотрудника путем подписи в личной карточке обо всех изменениях, внесенных в трудовую книжку — будь то запись о приеме на работу, перемещении либо увольнении.

В связи с отменой обязательного ведения карточек работодатель может самостоятельно решать — использовать форму Т-2 или нет. Новые правила исключают необходимость заполнения личной карточки и снятия подписей сотрудников относительно записей.

А с 2022 года этот документ не используют для воинского учета — для этого есть отдельная карточка по форме № 10 (утв. постановлением Минобороны от 22.11.2021 № 700). Все сведения о военнообязанных указывают в этом документе. 

Как отказаться от ведения Т-2

Несмотря на то, что ведение Т-2 больше не является обязательным, автоматически форма не отменилась. Если вы хотите отказаться от формы Т-2, придется издать соответствующий приказ (об этом ранее писал Роструд) и внести изменения в локальные акты, если это необходимо.

В приказе помимо шапки необходимо указать:

  1. ФИО ответственного сотрудника, который ранее вел личные карточки.

  2. Дату, с которой прекращается ведение карточек по текущим сотрудникам и не осуществляется по новым.

  3. Суть приказа — отмена ведения личных карточек.

Если в локальных актах организации — положении об отпусках, правилах внутреннего трудового распорядка, есть ссылки на личные карточки, нужно это исправить. Можно издать новую редакцию для каждого документа или один приказ на все. С документом необходимо ознакомить сотрудников под роспись.

Можно ли вести карточки Т-2 в личном деле

Многие кадровики продолжают работать с Т-2. Собрали плюсы и минусы ведения личных карточек в одной таблице.

Плюсы

Минусы

Все данные о работнике будут в одном месте — это сэкономит время при поиске документов

У карточки Т-2 есть срок хранения, как и у других кадровых документов

Удобный учет отпусков: как основных, так и дополнительных

Ведение карточки отнимает время у кадровика

Карточку можно вести как на бумаге, так и в ЭДО

При ведении бумажных карточек можно потерять информацию, а электронные следует тщательно защищать

Кто должен заполнять карточку Т-2

При оформлении на работу вновь принятых сотрудников заполнение личных карточек является задачей специалистов отдела кадров. Ведь именно сотрудники кадрового подразделения занимаются сбором всей необходимой документации у нового работника и последующим переносом сведений в установленную форму Т-2. 

Впоследствии представители кадровой службы смогут оперативно вносить любые дополнения или исправления в этот документ, исходя из текущих потребностей организации.

Какие документы должны быть в личной карточке работника

Раздел I «Общие сведения» формы Т-2 (утв. Постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1)

Унифицированная форма Т-2 (утв. постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1) включает:

  • личные данные сотрудника;

  • данные о приеме на работу и переводах;

  • информацию об аттестации и повышении квалификации;

  • данные об отпусках;

  • информацию о наградах и поощрениях; 

  • данные о присвоении почетных званий; 

  • сведения о социальных льготах, на которые вправе рассчитывать сотрудник в соответствии с действующим законодательством; 

  • основании для прекращения трудового договора.

Всего в форме Т-2 10 разделов. Их заполняют на основании: 

  • трудовой книжки;

  • справки СТД-Р;

  • паспорта;

  • свидетельства о браке и рождении детей;

  • документов о повышении квалификации;

  • водительского удостоверения;

  • медкнижки;

  • документов из СФР.

Можно ли вести карточки Т-2 в электронном виде

Работодатели вправе перевести личные карточки сотрудников в цифровой формат. Чтобы осуществить переход, потребуется выпустить приказ и внести соответствующие изменения в локальные нормативные акты предприятия, касающиеся порядка учета документов.

Важно отметить в актах, что карточки будут вестись исключительно в электронной версии.

Также факт перевода карточек в электронную форму необходимо зафиксировать в номенклатуре дел и указать используемую информационную систему для хранения цифровых версий документов.

Следует заранее позаботиться о безопасности данных: настроить доступ к соответствующей информационной системе только тем специалистам, которым разрешено обрабатывать персональные сведения сотрудников фирмы.

Кроме того не забывайте о необходимости обеспечить наличие квалифицированной электронной подписи для внесения изменений и подтверждения подлинности электронных документов.

Как долго нужно хранить карточки Т-2

Согласно ст. 22.1 закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ и перечню, утвержденному приказом Росархива от 20.12.2019 № 236, сроки хранения личной карточки Т-2 зависят от даты формирования.

Когда завели

Срок хранения

До 2003 года

75 лет после увольнения сотрудника

После 2003 года

50 лет

Есть исключения: если карточка оформлена на госслужащих (не относящихся к категории гражданских), срок хранения составляет 75 лет вне зависимости от даты заведения.

Важно помнить, что даже отказавшись от дальнейшего ведения форм Т-2, уничтожать старые экземпляры раньше указанных сроков недопустимо. Помимо этого, поскольку данная документация содержит персональную информацию, доступ к личным карточкам должен иметь ограниченный круг лиц, например, специально назначенные сотрудники кадровой службы.

Самовольный просмотр документов сотрудниками, не имеющими соответствующих полномочий, строго запрещен.

Вести кадровый учет без ошибок, а также принимать и увольнять работников научим на курсе профпереподготовки Кадровик с нуля до профи: все навыки от ТК до 1С: ЗУП. А еще на нем вы научитесь работать в 1С:ЗУП — помимо базовых знаний вы узнаете, как оформлять командировки, отгулы, совместительство и удержания из зарплаты.

Сейчас его можно приобрести по скидке 73% за 8 900 руб.

Записаться

После прохождения вы получите удостоверение о профпереподготовке на 256 ак. часов, которое мы внесем в реестр ФИС ФРДО Рособрнадзора.

Комментарии

4
  • Vveronnika

    Как можно выдать копию с оригинала которого нет. Я, конечно, не статистика, но предполагаю что больше половины работодателей теперь это и не будут делать, а нннне обязаны мы. Захотел потроллить работодателя при увольнении- запросил карточку Т2, и наблюдаешь как судорожно заполняют документ, который вести не обязательно.

    Может эксперименты с машиной времени продолжаются и кто-то сильно волшебный раздает таки при случае Кемскую волость налево направо.

  • glav=buh

    Ну так выдайте то, что в ней есть, с записями до 1 сентября. А если сотрудник принят на работу после 1 сентября, и он требует карточку Т-2, то либо даете письмо, на тему, что Т-2 не ведется на основании такого пункта законодательства, либо даете пустую карточку, с заполнением только шапки. Ну это как бы ответное "издевательство"))

ГлавнаяБух.Совет