Права потребителей

Обмен и возврат товара надлежащего качества: важные детали

Бывает, что покупка не подходит по размеру или цвету. В этом случае на стороне покупателя выступает закон о защите прав потребителей. Однако и здесь есть нюансы. Бывают ситуации, когда потребитель имеет расширенные права, а иногда, наоборот, потребитель не имеет право вернуть определенный товар.
986 258
Обмен и возврат товара надлежащего качества: важные детали

Не всегда информация, предоставленная продавцом, позволяет оценить свойства товара. Бывает, что покупка не подходит по размеру или цвету. В этом случае на стороне покупателя выступает закон о защите прав потребителей.

Однако и здесь есть нюансы. Бывают ситуации, когда потребитель имеет расширенные права, а иногда, наоборот, потребитель не имеет право вернуть определенный товар. Из этой статьи вы узнаете, как вернуть неподходящий товар.

Закон о возврате товара надлежащего качества

Отдельного закона о возврате товаров надлежащего качества нет. Право потребителя на возврат небракованного товара закреплено в действующем федеральном законе «О защите прав потребителей».

Двадцать второго мая 1991 года был принят первый в советско-российской истории закон «О защите прав потребителей», в котором впервые сформулировали права потребителей на государственную защиту их интересов, надлежащее качество и безопасность продукции, судебную защиту этих прав, а также право на объединение в общественные организации потребителей. Позднее, уже в феврале 1992 года, был принят соответствующий федеральный закон РФ, основанный на тексте одноименного закона СССР.

За прошедшие годы закон «О защите прав потребителей» (ЗоЗПП) претерпел существенные изменения, однако не утратил своей основной сути — значительное перераспределение прав в пользу потребителя, а не продавца. Закон исходит из неосведомленности и юридической неграмотности потребителя, поэтому любые сомнения толкуются в пользу потребителя. Потребителю не следует опасаться применять законодательство о защите прав потребителей, ведь суды, по статистике, чаще всего становятся на его сторону.

Кроме того, право покупателя обменять непродовольственные товары закреплено в ст. 502 ГК РФ.

Обратите внимание, что и в законе о защите прав потребителя, и в ст. 502 ГК РФ речь идет только о непродовольственных товарах. Продукты вернуть или обменять нельзя, кроме просроченных или испорченных.

Однако вопрос возврата товара регулируется не только федеральными законами. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 устанавливает перечень товаров, обмен которых при отсутствии брака не допускается.

Сроки обмена и возврата товара надлежащего качества

Согласно статье 25 закона «О защите прав потребителей» и ст. 502 ГК РФ, непродовольственную покупку можно вернуть с обменом на такую же в течение 14 дней. Если идентичный товар закончился у продавца на день обращения потребителя в магазин, потребитель вправе потребовать возврата суммы покупки. Продавец имеет право установить более длительный срок, в течение которого можно обменять его товар, но, как правило, этот срок не увеличивают в пользу покупателей. А вот уменьшать законный срок продавец не имеет право, даже указав этот пункт в договоре.

Если последний день срока оказался нерабочим, по закону срок продлевается до первого рабочего дня. Но со сроками есть свои тонкости. Например, если он заканчивается в воскресенье, а вы пришли в магазин в понедельник, вам могут отказать, потому что в это воскресенье магазин работал, поэтому вы пропустили сроки.

Особые товары установлены для вещей, реализуемых дистанционно. Покупатель имеет право отказаться от дистанционной качественной покупки (п. 4 ст. 26.1 закона № 2300-1, п. 22 постановления № 2463):

  • в любой момент до момента ее получения на руки;
  • не позднее 7 дней после получения на руки;
  • не позднее трех месяцев после получения на руки , если покупателя при доставке не проинформировали о порядке возврата покупки.

В срок, предоставленный для возврата, входят выходные и праздничные дни. Согласно статье 193 ГК РФ, если срок заканчивается в выходной, то он продлевается до ближайшего рабочего дня (Решение Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода от 14.03.2014 по делу № 2-644/2014~М-111/2014).

При этом суды отказывают в удовлетворении требований потребителя, если он пропустил срок обмена по уважительной причине, но не предоставил в суд доказательства такой причины. Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Так, в Краснодарском крае 18.03.2018 г. женщина приобрела платье. В дальнейшем выяснилось, что носить эту одежду не представляется возможным ввиду того, что оно было велико покупательнице. Женщина обратилась 23.04.2018 к продавцу для обмена платья и пояснила, что не смогла вовремя обменять платье из-за болезни. Но ей отказали в обмене товара, что послужило поводом для обращения к магазину с претензией. Торговое учреждение на претензию не ответило, в связи с чем потребительница обратилась с исковым заявлением в суд.

Первая инстанция встала на сторону покупательницы и иск удовлетворила. Но суд второй инстанции заметил, что в материалах дела отсутствует подтверждение обращения истца за медицинской помощью в период с 18.03.2018 по 23.04.2018, не было представлено оно и суду апелляционной инстанции. По мнению апелляции, истец не воспользовалась своим правом на обмен товара надлежащего качества в пределах срока, установленного законом. Решение первой инстанции было отменено, а в иске отказали.

Правила возврата товара надлежащего качества

Прежде чем возвращать непродовольственную и небракованную покупку, нужно убедиться, что соблюдаются все законные условия (п. 1 ст. 502 ГК РФ, пп. 1, 2 ст. 25 закона № 2300-1):

1) убедиться, что товар небракованный. Если вещь оказалась с дефектами, то закон предусматривает для покупателя намного больше прав и вариантов действий (ст. 18 закона о защите прав потребителей);

2) со дня покупки прошло не более 14 дней, не считая дня покупки товара, если изделие куплено недистанционно. Для дистанционных товаров этот срок составляет 7 дней, а если потребителю не предоставили требуемую законом информацию — три месяца. Продавцы иногда устанавливают расширенные сроки для возврата, поэтому эту информацию следует уточнить. Кроме того, возврат денег за товар возможен в любой разумный срок, если не была предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (п. 1 ст. 12 закона № 2300-1, Апелляционное определение Московского городского суда от 24.08.2020 по делу № 2-796/19/2019, 33-24509/2020);

3) должен быть сохранен товарный вид покупки. Не срывайте пломбы и фабричные ярлыки. Упаковку сохранять необязательно. Лучше всего сохранить чек (товарный или кассовый). Однако отсутствие чека не должно препятствовать возврату. Потребитель может ссылаться на слова свидетелей, а продавец — найти чек в своей кассовой ленте;

4) будьте готовы объяснить продавцу причину возврата: товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Беспричинного возврата товара закон не допускает.

Форма заявления на обмен и возврат обычно имеется у продавца, однако можно использовать свою форму. В заявлении укажите данные продавца и покупателя, ваши требования, дату обращения. Составьте два экземпляра заявления, чтобы одном из них свою подпись о принятии поставил представитель продавца (с печатью, при наличии). Беспричинно вернуть деньги за товар покупатель не имеет право. По умолчанию он может просить лишь о замене товара. Однако при отсутствии необходимого для обмена товара покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму (абз. 2 п. 1 ст. 502 Гражданского Кодекса РФ, п. 2 ст. 25 закона о защите прав потребителей).

Так как сначала происходит возврат купленного товара продавцу, а потом уже возврат денежных средств, факт возврата желательно зафиксировать документально. Попросите оформить акт приема-передачи товара, один экземпляр которого остается у потребителя (п. 1 ст. 12, п. 2 ст. 25 закона № 2300-1).

Если продавец отказывается зафиксировать факт обращения, то составьте заявление дома. Затем отправьте его вместе с приложениями заказным письмом с описью вложения. Почтовые документы подтвердят факт и дату обращения к продавцу (пп. «б» п. 10 правил, утвержденных Приказом Минкомсвязи РФ от 31.07.2014 № 234).

Тем не менее, не все товары с отсутствием брака потребитель имеет право вернуть. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 установлен список товаров, которые при отсутствии дефектов вернуть нельзя.

Среди них:

  • предметы личной гигиены;
  • парфюмерно-косметические товары;
  • ювелирные изделия и другие товары из драгоценных металлов и камней;
  • автомобили;
  • книги;
  • домашние животные;
  • текстиль, ковры;
  • мебель;
  • текстильные и трикотажные изделия (в том числе нижнее белье);
  • технически сложные товары, на которые установлены гарантийные сроки не менее года.

Однако помните, что бракованный товар вы вправе вернуть и этот перечень на такую ситуацию не распространяется.

Возврат технически сложного товара надлежащего качества

Под технически сложными товарами (ТСТ) подразумеваются товары длительного пользования, имеющие сложное внутреннее устройство и выполняющие пользовательские функции на высокотехнологичном уровне с использованием различных энергоресурсов (смартфон, компьютер). Для этих товаров действуют особые правила возврата. Список таких товаров содержится в Постановлении Правительства РФ от 10.11.2011 № 924.

В соответствии с новыми правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи технически сложные товары бытового назначения надлежащего качества (без недостатков), на которые установлены гарантийные сроки не менее одного года, не подлежат обмену в порядке и на основаниях, указанных в ст. 25 закона о защите прав потребителей.

Однако при приобретении таких товаров дистанционным способом действуют иные правила, поскольку приобретение товара в интернет-магазине не сродни покупке в магазине-офлайн, потому что на стадии выбора товара и во время оформления сделки ознакомиться с ним возможно только по описанию, удаленно. Так что закон установил дополнительные гарантии для защиты прав потребителя от недобросовестных действий хозяйствующего субъекта.

Таким образом, при покупке ТСТ без дефектов дистанционным способом его возврат возможен в любое время до получения его на руки, а после доставки — не позднее 7 дней в случае, если сохранены его потребительские свойства и товарный вид, а также чек на его покупку (информация Роспотребнадзора от 17.02.2021 «О правилах возврата и обмена технически сложного товара»).

Однако если чек утерян, это не лишает покупателя права ссылаться на другие доказательства покупки ТСТ (п. 4 ст. 26.1 закона о защите прав потребителей).

Образец заявления (претензии) о возврате товара надлежащего качества

Обязательная форма заявления на возврат товара не утверждена. Вы можете ориентироваться на такую:

Начать дискуссию

Кто имеет право работать неполный день

Если у сотрудников есть основания для неполной занятости, работодатель должен установить удобный для работника график и снизить нагрузку.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на апрель 2024 года.

Каким числом выставлять счет-фактуру на аванс: бухгалтеры разбираются с формулировками в НК. «Ночной бухгалтер» № 1652

В телеграм-канале «Клерка» бухгалтеры спорили о том, какую дату указать в счет-фактуре на аванс — день получения аванса или любую из последующих пяти дней, которые даны на выставление документа. Истину нашли (вроде).

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Яндекс запустил линейку нейросетей YandexGPT третьего поколения

Искусственный интеллект нового поколения лучше работает со сложными задачами. Бизнес может самостоятельно дообучить нейростеть.

16
Бесплатно с Архив документов

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс

Разбираемся в мини-курсе, какие типы хранения кадровых документов выделяют и какова продолжительность хранения кадровых документов.

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс
НДФЛ

В 2024 году ФНС разошлет уведомления на НДФЛ с процентов по вкладам за 2023 год

В 2024 году вкладчикам впервые необходимо будет уплатить НДФЛ с процентов от банковских вкладов за 2023 год.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Перерасчет имущественных налогов будут делать по-новому

Физлица будут направлять в ИФНС заявления на перерасчет налога на имущество, земельного и транспортного, к которому можно приложить документы, а можно и не прикладывать. Налоговики будут рассматривать это заявление 30 дней.

Как разработать эффективную программу обучения для новых сотрудников

Обучение персонала — сложный и многогранный процесс. Если проводить его правильно, он может стать ключевым инструментом для усиления корпоративной культуры, увеличения продуктивности и стимулирования мотивации сотрудников.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
11
УК РФ

Поиск бывшего гендира может вылиться в вымогательство

Сотрудники главного управления уголовного розыска МВД совместно с коллегами из Красноярского края задержали подозреваемых в серии вымогательств у бизнесменов.

⚡️Итоги дня: Ozon изменил расчет сбора, Дурова призвали внимательнее следить за Telegram, Камчатку трясет

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Селлеры нарастили продажи на Ozon в 2,5 раза

Заметнее всего нарастили обороты предприниматели Дальневосточного федерального округа, которые торгуют на маркетплейсе Ozon. Они стали продавать почти в 5 раз больше товаров.

Как обезопасить массовые выплаты внештатникам

Компании, которые сотрудничают с большим числом внештатников, проводят массовые выплаты со своего счета. Такие платежи могут нести риски с точки зрения ИФНС и банков. Рассказываем, в чем причины и как обезопасить переводы.

Как обезопасить массовые выплаты внештатникам
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Бесплатно с Взносы на травматизм

Подтверждение ОКВЭД в 2024 году: кто сдает, сроки подачи, образец

Работодатели обязаны уплачивать страховые взносы за своих сотрудников. Тарифы по взносам от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний различаются в зависимости от класса профриска и составляют от 0,2% до 8,5%.

Подтверждение ОКВЭД в 2024 году: кто сдает, сроки подачи, образец
ВЭД

Центробанк смягчил валютный контроль по внешнеторговым контрактам

Участники внешней торговли могут не сдавать в банки документы по сделкам с иностранными партнерами, если объем операций не превышает 1 млн рублей.

Что изменится в заполнении баланса по новому ФСБУ 4/2023: обзор поправок от Минфина

Недавно утвердили новый ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская отчетность». Меняют бланки бухотчетов и правила их заполнения.

Торгово-промышленная палата хочет создать единую базу со всеми видами поддержки бизнеса

Чтобы предприниматели получали меньше отказов в финансировании, ТПП создаст единую базу, где будут перечислены доступные и актуальные меры поддержки. Там же будут публиковать критерии отбора и сколько средств осталось в бюджете на финансирование бизнеса.

✅ Будут изменения по имущественным налогам: обзор от ФНС. Эксперт: вектор цифровизации — правильный

В НК внесут поправки, направленные на повышение эффективности налогообложения имущества.

4
283
НДФЛ

Как считать НДФЛ с продажи подаренной недвижимости

При получении недвижимости по договору дарения надо заплатить НДФЛ. Потом при продаже этой недвижимости тоже заплатить НДФЛ.

87

Модульбанк удвоил вознаграждение для партнеров

До конца марта Модульбанк платит двойное партнерское вознаграждение за каждую подключенную облачную кассу от Модулькассы.

Интересные материалы

Ozon изменил принцип расчета сервисного сбора с ПВЗ

Теперь дорогие товары, которые выдает ПВЗ, будут гораздо меньше влиять на оборот и размер сервисного сбора.

43