Налоговые проверки

Налоговые проверки: как избежать доначислений, сохранить бизнес и дать отпор ФНС

Существует мнение, что налоговые проверки с крупными доначислениями грозят только бизнесу с оборотами в сотни миллионов рублей. На практике проверяют и средний и малый бизнес, а размер доначислений стоит скорее рассматривать в процентах к обороту, а не в абсолютных цифрах. Чем грозит налоговая проверка, какие ошибки совершают руководители во время ее проведения, и как предотвратить ее негативные последствия — отвечаем в статье.
Налоговые проверки: как избежать доначислений, сохранить бизнес и дать отпор ФНС

Существует мнение, что налоговые проверки с крупными доначислениями грозят только бизнесу с оборотами в сотни миллионов рублей. На практике проверяют и средний и малый бизнес, а размер доначислений стоит скорее рассматривать в процентах к обороту, а не в абсолютных цифрах. Ведь для одного предприятия 100 млн это лишь недельная выручка, для другого — полное разорение и банкротство.

Чем грозит налоговая проверка, какие ошибки совершают руководители во время ее проведения, и как предотвратить ее негативные последствия — отвечаем в статье.

Помочь разобраться в непростых вопросах о налоговых проверках, мы попросили управляющего партнера компании Defense Solutions, адвоката Дмитрия Олеговича Ефремова.

Самая главная проблема для большинства организаций во время проверки — это НДС. Чаще всего ФНС старается именно этот налог пересчитать, снять предъявленный к вычету, чему способствует некое легкомыслие в отношении оформления первичных документов самих налогоплательщиков.

Какие неправильные управленческие решения могут привести к выездной проверке и доначислениям НДС и налога на прибыль?

«Часто организации совершают ошибки в формировании документального подтверждения хозяйственных операций, при проявлении должной осмотрительности выбора контрагента, которые приводят к появлению внутренних рисков организаций.

Также к внутренним рискам относятся сделки, связанные с взаимозависимыми лицами и дробление бизнеса. Чтобы минимизировать данные риски необходимо, чтобы каждая сделка (операция) имела деловую цель и экономическое обоснование», — адвокат Дмитрий Ефремов.

На практике руководители часто торопятся заключить выгодный для компании контракт и в спешке не проявляют должной осмотрительности. Под ней налоговики понимают сбор максимально полной информации о контрагенте. И это не только сведения из выписки, копии учредительных документов, свидетельств о регистрации или приказ о назначении директора. Нужно идти глубже:

  • Уточнить адрес не просто юридический, но непосредственно производства или складов.
  • Обратить внимание на численность сотрудников.
  • Проверить бухгалтерскую отчетность (она доступна открыто — через сервисы ФНС) — наличие основных средств, размер кредиторской задолженности, закредитованность.
  • Стоит проверить компанию-партнера на наличие судебных разбирательств, в первую очередь тех, где контрагент выступает ответчиком.

Кроме того, по каждой сделке необходимо формировать полный комплект документов, не допускать, чтобы вместо оригиналов главный бухгалтер получал копии или сканы счет-фактур и накладных. Налоговая обязательно будет требовать предоставления документов и, возможно, вам удастся обойтись копиями при ответе на требование. Но вот при выездной проверке или в суде придется предъявлять оригиналы.

Кроме «стандартной» первички, нужно собрать и все дополнительные документы. Доставку товара подтвердить ТТН, путевыми листами, доверенностями на водителей и экспедиторов. Использовать в качестве доказательств — фото- и видео съемку. Например, записи камер наблюдения на складе при загрузке / разгрузке товара, фото производственных мощностей и оборудования, спецтехники, представленные контрагентом. Не пренебрегайте деловой перепиской, необходимо сохранять ее в электронной почте, мессенджерах, смс.

А если «нарисовать» требуемые документы?

«Явными признаками фиктивного документооборота являются наличие идентичных (зеркальных) договоров, неверное указание в первичных документах наименования контрагента либо его ИНН, общие номера телефонов, нестыковки в документах по сделке, отражение расчетного счета в документах, который на момент их подписания был закрыт», — Дмитрий Ефремов.

Причем, как отмечает Дмитрий Олегович, одна из ключевых ошибок, совершаемых руководителями компаний, заключается в искренней надежде справится с проблемой только собственными силами. На стороне ФНС команда профессиональных юристов, можно сказать, неограниченные финансы, ее работа — выявлять ошибки, требовать доплаты налогов в бюджет, взыскивать средства, в т.ч. принудительно со счетов налогоплательщиков. Вряд ли налоговиков остановит только ответ на требование (который, заметим, еще нужно правильно составить).

Откройте секретную часть «Клерка» с подпиской «Клерк.Премиум» по скидке 30% до 20 февраля 2022 года!

Вам будет доступно: 200+ онлайн-курсов и вебинаров, безлимитные консультации по любым вашим вопросам 24/7, статьи-разборы от редакции.

Больше о подписке тут

Основные заблуждения налогоплательщиков

Вот пять главных заблуждений налогоплательщиков при проведении выездной проверки по мнению Дмитрия Ефремова:

1. Спорить с налоговым органом бессмысленно и бесполезно, а привлекать налоговых юристов нужно только на стадии судебных споров.

Как на самом деле: на практике, уже на стадии досудебного урегулирования налоговых споров, вышестоящий налоговый орган может отменить решение инспекции, если установит формальный подход и неполноту собранной доказательной базы.

«В случае назначения выездной налоговой проверки организации рекомендуется привлечь специалиста по налоговому сопровождению, не противодействовать налоговому органу при осуществлении мероприятий налогового контроля, но грамотно оппонировать и разумно взаимодействовать с сотрудниками, обязательно выработать единую стратегию защиты.

Чаще всего налогоплательщики пытаются снизить бремя налогообложения путем применения „бумажного“ НДС, неправильно применяют освобождение от налога, прикрывают передачу имущества или получение аванса от покупателя займом, не восстанавливают НДС при переходе на спецрежимы, используют незаконное дробление», — Дмитрий Ефремов

2. Задолженность по налогам организации могут погасить только за счет имущества, которое у нее есть.

Как на самом деле: ФНС активно применяет процедуру банкротства, в ходе которой использует такие инструменты как: отмена сделок, привлечение руководителя и учредителей к субсидиарной ответственности, истребование из чужого незаконного владения.

3. Не нужно портить отношения с налоговиками, возражать им в период проведения проверки.

Как на самом деле: возражать можно и нужно и именно в ходе проверки. При этом одновременно собирать доказательную базу в поддержку своей позиции.

4. Необходимо беспрекословно исполнять все требования налогового органа.

Как на самом деле: исполнять нужно только законные требования, а для этого необходимо привлечь специалиста, чтобы последний мог четко отделить одно от другого. Тем самым он не допустит привлечения к ответственности за неисполнение законных требований должностных лиц и не отдаст «лишних» документов.

5. Нужно мигрировать в другой регион, чтобы избежать проверки.

Как на самом деле: организация, которая подаст заявление на смену юридического адреса в другой регион, будет автоматически подвергнута предпроверочному анализу. А организация, которая уже находится в процессе проверки, все равно ее не избежит. Сотрудники предыдущей налоговой обязательно закончат проверку, а новая инспекция сразу «возьмет на карандаш» такого мигранта.

В Defense Solutions собрана профессиональная команда: адвокаты, юристы, специалисты по банкротству, корпоративному и авторскому праву, налоговые аудиторы и консультанты. Подобное объединение профессиональных навыков позволяет на должном уровне противостоять притязаниям должностных лиц контролирующих органов и отстаивать интересы бизнес структур.

Но часто руководители или главные бухгалтеры, а также другие сотрудники отправляются по вызову налоговиков на допрос без какого-либо сопровождения. Нередко это вызвано слухами о том, что адвокат или юрист, который приходит вместе с сотрудником или директором — красный флаг для проверяющих. Раз пришли не одни — есть что скрывать.

Этот страх (боязнь вызвать ложно-отрицательное представление о компании) приводит к тому, что инспекторы заявляют требования, которые налогоплательщик исполнять не обязан, а также составляют протоколы допросов в нужном им формате.

В отсутствие правовой поддержки отделить законное требование от незаконного непросто, а распознать «вшитые» в протокол допроса оттенки виновности непрофессионалу невозможно.

К примеру, поступило вам письмо, где есть отсылки к закону, указаны статьи НК, правда запросили документы, выходящие за пределы трехлетнего периода — правомерно или нет? Как раз на такие вопросы и отвечает налоговый консультант.

«Например, при абонентском сопровождении в Defense Solutions отвечать на требования налогового органа, давать объяснения в качестве представителя юридического лица, обеспечивать допрос сотрудников с участием адвокатов, будете уже не вы, а наши специалисты», — адвокат Дмитрий Ефремов.

Но давайте вернемся к вопросу ВНП. До того, как вашу компанию поставят в план, налоговая закидает вас требованиями и вызовами, на которых будет усердно призывать уточнить налоговую декларацию и доплатить НДС и налог на прибыль.

Игнорировать требование налоговиков не рекомендуется. О вас не забудут и не отстанут. Молчание будет воспринято как признак вины и в итоге станет одним из критериев назначения к вам выездной проверки и доначисления НДС, налога на прибыль или НДФЛ в зависимости от направленности действий компании. Кроме того, вам могут заблокировать счет просто потому, что вы вовремя не ответили на требование.

Причиной интереса к вам налоговой инспекции могут быть не только контрагенты, но и попытка разделить действующий бизнес — дробление.

На самом деле провести разделение бизнеса можно совершенно законно, выделив на каждое направление отдельный вид деятельности, дробление же проводят с одной исключительной целью — сэкономить на налогах. Однако оно точно не останется без внимания проверяющих.

Как налоговики распознают дробление бизнеса?

«Основные, но далеко не единственные признаки дробления бизнеса, которые могут лечь в основу акта налоговой проверки известны:

  • создание новых организаций с одним видом деятельности для того, чтобы остаться на специальном режиме;
  • использование единой компьютерной базы, единого производственного процесса, общего IP-адреса, общего склада, общих сотрудников и контрагентов, также использование одних вывесок, обозначений, контактов, сайтов, фактических адресов, ККТ;
  • разделение клиентов на НДС и без НДС, участие посредников без НДС;
  • хранение бухгалтерской и налоговой отчетности в одном месте;
  • отсутствие деловой цели и экономической целесообразности сделок».

Дмитрий Ефремов.

Мы попросили Дмитрия Олеговича дать несколько бесплатных советов нашим читателям.

«Если организация поставлена в план проверок или в компании уже проводится выездная налоговая проверка я со всей ответственностью рекомендую привлечь специалистов, которые обеспечат выполнение необходимых предпроверочных мероприятий. Это является самым правильным и обоснованным шагом, который позволит не совершать ошибок и даст возможность существенно снизить сумму к доначислению.

При наличии процессуальных нарушений есть вероятность полностью оспорить и отменить решение налогового органа. Если привлекать специалистов по каким-то причинам вы считаете на данной стадии нецелесообразным, то рекомендуем выполнить следующие действия самостоятельно. Это позволит не допустить ситуации, при которой помочь вам уже будет нечем».

Рекомендации по подготовке к выездной налоговой проверке:

  1. Провести анализ первичной документации, внутренней документации, базы 1С (пересмотреть все документы на наличие полного пакета документов по контрагентам, собрать информацию по должной осмотрительности).
  2. Работа со свидетелями, в том числе бывшими работниками (связаться со всеми работниками и предупредить их, что могут вызывать на допрос). Попытаться наладить связь с работниками, с которыми плохо расстались при увольнении. Нужно будет всех подготовить к допросам.
  3. При проведении осмотра офиса назначить одного ответственного сотрудника (желательно морально устойчивого и разумного) для сопровождения налоговых инспекторов, остальным сотрудникам запретить контактировать (при проведении осмотра налоговые инспектора могут пытаться получить различную информацию от слишком доверчивых и разговорчивых сотрудников, которая в дальнейшем может негативно сказаться на результатах проверки).
  4. Привлечь адвокатов (заключить соглашение на обеспечение защиты, чтобы быть уверенными, что при необходимости адвокат точно приедет).
  5. Разработать нормативные документы (например, регламент по должной осмотрительности).
  6. Удалить со всех имеющихся в офисе компьютеров нелицензионный софт (если таковой имеется). В противном случае могут просто дополнительно возбудить уголовное дело за нарушение авторских прав и использовать как инструмент для давления.
  7. Организовать рабочие пространства для сотрудников компании на удаленном сервере (вся информация и документы будут храниться там). В случае внезапного визита сотрудников налогового органа рабочий стол отключается моментально, и изъять информацию будет невозможно.
  8. Закодировать все имеющиеся жесткие диски, особенно находящиеся в распоряжении бухгалтеров.

«Нашим клиентам мы также рекомендуем составить регламент о проявлении должной и коммерческой осмотрительности. Один раз в год производить повторный сбор всех документов в отношении контрагента.

Налогоплательщик обязательно должен получить от партнера свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, выписку из ЕГРЮЛ, согласие об обработке персональных данных, приказ о назначении директора с отметкой об ознакомлении, приказ о назначении главного бухгалтера.

Также рекомендуем направлять запрос в налоговый орган о предоставлении сведений, не представляющих налоговую тайну и не размещенных на портале ФНС России, подтверждающих реальность и добросовестность предполагаемого контрагента».

К примеру, в 2018 году Арбитражным судом Уральского округа было отменено решение налогового органа. Материалами дела установлено, что ООО «ПКФ «НефтеГазКомплект» разработана программа мероприятий, согласно которой контрагент не только проверяется с позиции его юридической чистоты, но и фиксируется факт начала переговоров и встреч с руководством контрагентов. С контрагентами протокольно фиксируется факт переговоров перед заключением договора, где контрагент дает не только гарантии исполнения взятых на себя обязательств по договору, но и гарантии того, что он не является фирмой — однодневкой, не будет использовать денежные средства, полученные от предприятия, в каких-либо незаконных схемах, в том числе, и в обналичивании средств (дело № А50-22080/2017).

Помните поговорку — скупой платит дважды? Вы возможно немного сэкономите на юридическом сопровождении, но заплатите налоги в объеме, большем чем могли бы, потом начнете искать способы пополнить поредевшие оборотные средства, влезать в кредиты, в итоге, если не упретесь в банкротство, то можете потерять часть компании.

Своевременное обращение в консалтинговую компанию убережет от ненужных трат и всегда себя окупает.

Начать дискуссию

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Еще один великолепный МИФ о техподдержке СБИС

Пишу в техподдержку СБИС так мол и так, почему Уведомление не доходит до ФНС?

Еще один великолепный МИФ о техподдержке СБИС

Обязательное применение МЧД СФР с 11 марта 2024 года: кто может отчитываться без доверенности, переходный период

СФР с 11 марта 2024 года начал принимать отчеты от страхователей в электронном виде с машиночитаемыми доверенностями — МЧД СФР. Теперь документы больше не получится сдать на сайте фонда с помощью скан-копий бумажных доверенностей. Разбираемся, что поменялось для страхователей и как сейчас представлять отчеты в СФР.

Обязательное применение МЧД СФР с 11 марта 2024 года: кто может отчитываться без доверенности, переходный период
Лучшие спикеры, новый каждый день

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на май 2024 года.

Уменьшение патента на взносы, если у ИП несколько патентов

Не самая справедливая тема, а что делать. Вы знаете (я надеюсь) что патент можно уменьшать на фиксированные взносы ИП, а еще на взносы с зарплаты работников. И правила очень похожи на уменьшение упрощенки на взносы, но, как говорится, есть нюанс.

Уменьшение патента на взносы, если у ИП несколько патентов

💳 МВД хочет ввести уголовную ответственность за передачу банковских карт незнакомцам. Адвокат: это не способствует снижению количества преступлений

Ведомство уже подготовило законопроект, который позволит отправлять за решетку тех, кто помогает мошенникам выводить украденные деньги.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Корпоративная социальная ответственность. Что это такое

Любой бизнес не может существовать в изоляции от общества, так как является его полноценным участником. Это относится как к крупным корпорациям, так и к малым или средним предприятиям.

Корпоративная социальная ответственность. Что это такое

Как выбрать надежного исполнителя для внедрения 1С

Разберем, где компания, которая собирается внедрить 1С, может найти исполнителя, и на что обращать внимание при выборе.

Как выбрать надежного исполнителя для внедрения 1С

Сдать декларацию по УСН можно через личный кабинет ИП: как

Быстро и бесплатно сдать декларацию по УСН могут ИП, у которых есть квалифицированная электронная подпись.

🐟 Давно пора было, тут есть очевидные проблемы: реакция на введение маркировки икры

С 1 апреля и до 1 мая производители и импортеры икры должны быть зарегистрированы в системе «Честный ЗНАК» и полностью настроить все процессы по оплате кодов, подаче сведений в систему маркировки об обороте и выводу из него этой продукции.

Банки

ЦБ сможет устанавливать реквизиты распоряжения клиента в национальной платежной системе

Регулятор установит формы распоряжений, по которым клиенты смогут получать денежные переводы по картам «Мир» и через СБП.

🎉 Новый сервис «Клерк.Консультации»: задайте вопрос эксперту и получите ответ в течение нескольких часов

Если вы столкнулись со сложной ситуацией на работе и нужен срочный совет, то обратитесь к экспертам «Клерка». В течение нескольких часов вы получите подробный ответ с рекомендациями. Выберете пакет консультаций и получите доступ к базе проведенных консультаций — более 20 тыс. ответов экспертов на разные вопросы в вашем распоряжении.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
ФСБУ

Правила ФСБУ могут влиять на расходы по УСН

Налоговый учет на бухгалтерский не влияет, а бухучет на налоговый может. Поэтому ряд расходов на упрощенке зависит от того, как их учли в бухгалтерском учете. 

Неочевидные риски для всех участников схем по дроблению бизнеса

Налоговая проверка может выявить у предпринимателя признаки дробления бизнеса. Но в отличие от обычной кражи, в процессе искусственного создания нескольких юрлиц с целью незаконной налоговой оптимизации все не так очевидно.

⏰ Уже завтра вы узнаете, как защитить себя при налоговых проверках

Получите советы адвоката и построите эффективную линию защиты своих прав при налоговых проверках.

Как вести учет ВЭД в 2024 году: изменения, документация и налоги

Бухгалтерский учет ВЭД фиксирует все действия, которые связаны с экспортом, импортом товаров, капитала или услуг, а также там отражается статус важных документов — это контракты, налоговые и таможенные декларации, инвойсы и т. д.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
ВЭД

Россия начнет торговлю с Ираном

Страны ЕАЭС будут торговать с Ираном: снимут ограничения на ввоз товаров, а также установят специальный режим для экспортеров.

Алкодекларация: как и когда подавать, нюансы, полезные советы

Предприятия и ИП — участники алкогольного рынка должны регулярно подавать алкодекларации в соответствующие ведомства. Рассказываем, что это за отчет, как и куда он подается в 2024 году, в какие сроки.

Алкодекларация: как и когда подавать, нюансы, полезные советы

⚡️В подписке «Клерк.Премиум» глобальные изменения. Расскажем, что у нас новенького

На этой неделе подписка «Клерк.Премиум» изменилась! В ней теперь есть две бесплатные консультации у наших экспертов и открыт доступ к базе из более чем 20 тыс. уже решенных вопросов. Теперь вы можете сэкономить время на ожидании ответа и найти похожую ситуацию в нашей базе консультаций.

⚡️В подписке «Клерк.Премиум» глобальные изменения. Расскажем, что у нас новенького

Интересные материалы

Верховный Суд: для ИП из реестра малого бизнеса не положено снижать размер штрафов

Особый порядок определения штрафов для бизнеса из категории «малое предприятие» распространяется только на юридических лиц, а не на индивидуальных предпринимателей.