Зарплата

Как ввести и оплатить сотрудникам простой по вине работодателя

Временная остановка производственных процессов на предприятии может произойти по различным причинам, в том числе и по вине работодателя. В последнем случае рабочий простой должен быть компенсирован сотрудникам. Рассмотрим в данной статье как оформить простой, сколько он может длиться и как оплачивается.
Как ввести и оплатить сотрудникам простой по вине работодателя

Временная остановка производственных процессов на предприятии может произойти по различным причинам, в том числе и по вине работодателя. В последнем случае рабочий простой должен быть компенсирован сотрудникам.

В связи с введенными ограничительными мерами этот вопрос в нашей стране в последние дни как никогда актуален. Ведь иностранные компании, приостанавливающие свою деятельность в России, должны оплатить работникам период вынужденного простоя.

Рассмотрим в данной статье как оформить простой, сколько он может длиться и как оплачивается.

Причины простоя

Определение простоя содержится в статье 72.2 Трудового кодекса. Так называют временную приостановку трудовой деятельности в результате причин экономического, технологического, технического или организационного характера.

Рабочий простой может случиться по вине работодателя или работника, а также по форс-мажорным причинам, от этих лиц не зависящим.

К экономическим причинам простоя можно отнести нехватку сырья или денежных средств. Поскольку эти обстоятельства относятся к предпринимательским рискам, то вина такой остановки деятельности компании ляжет на плечи работодателя.

Технологические причины простоя обычно спровоцированы существенными переменами в производственных процессах.

Примеры таких причин по вине работодателя могут быть связаны с закупкой предприятием нового оборудования, на котором сотрудники не обучены работать или усовершенствованием производственной линии.

К техническим причинам относится неисправность оборудования либо его модернизация.

Приостановка работы может также быть вызвана организационными причинами. К ним можно отнести объединение отделов в фирме, реорганизацию всего предприятия или издание распорядительного акта о приостановке деятельности юрлица. Поскольку такие решения принимает руководитель, то вина относится на работодателя.

Как уже отмечалось выше, не всегда простой возникает по вине компании. К примеру, остановка работы из-за ремонта возможна как по вине работодателя или сотрудника, так и по независящим от них причинам, на это указывает Минтруд России в письме от 24.05.2018 № 14-1/ООГ-4375. Вина работодателя может вытекать из простоя, вызванного плановым ремонтом. Если же ремонт потребовался из-за аварийной ситуации, то остановка деятельности не зависит от сторон. Когда нарушения были со стороны сотрудника, то время ремонта будет считаться простоем по его вине.

Нельзя объявить простой во время приостановления деятельности организаций в соответствии с указами Президента о нерабочих днях. Такие разъяснения дал Минтруд России в письме от 23.04.2020 № 14-2/10/П-3710. Связано это с тем, что нерабочие дни устанавливаются с сохранением за сотрудниками зарплаты (указы Президента от 25.03.2020 № 206, от 02.04.2020 № 239, от 28.04.2020 № 294). Ведение деятельности работодателем в это время не предполагается.

Простой же подразумевает остановку деятельности юрлица с уменьшением зарплаты сотрудников. Поэтому в нерабочие дни объявить простой, влекущий уменьшение зарплаты, работодатель не имеет права.

От причины приостановки деятельности юрлица зависит оплата этого времени работникам.

Время простоя по вине работодателя

Конкретные сроки вынужденной остановки деятельности компании по вине её администрации законодателем не указаны. Простой может быть как краткосрочным, так и длительным, но он не может быть постоянным.

Возможны ситуации, когда руководство юрлица заранее осведомлено о времени окончания простоя. Но в некоторых случаях, если такой информации нет, возможно только связать окончание приостановки работы с конкретным событием. Таким событием может быть окончание ремонта или выполнение обязательств по сделке поставщиком. Срок простоя в случае необходимости может быть продлён.

В любом случае вынужденный простой по трудовому законодательству всегда является временной приостановкой деятельности компании. Это время должно быть правильно оформлено документально. 

Оформление простоя по вине работодателя

Фирма не имеет права просто приостановить работу, а от всех сотрудников взять заявления на отпуск. Простой необходимо оформить документально. Трудовое законодательство не устанавливает порядок такого оформления. Поэтому администрация компании вправе сама решить, какие документы составлять. Приведем возможный алгоритм действий:

1. Издаем приказ о простое. С ним всех сотрудников необходимо ознакомить под подпись. В нем указываем, что приостанавливается деятельность предприятия, и отражаем причину этого.

В нашем случае необходимо указать, что простой возник по вине работодателя.

Определяется дата начала простоя, а также, если это возможно, дата его окончания. Если дата окончания приостановки деятельности не известна, можно увязать окончание простоя с определенным событием.

Также нужно указать размер оплаты времени простоя и предусмотреть, должны ли сотрудники в этот период находиться на работе. Последние сведения можно включить в приказ о приостановлении деятельности организации, а можно издать отдельным документом;

2. В табеле учета рабочего времени делают отметку о вынужденной приостановке рабочего процесса в зависимости от его причины, простой по вине работодателя отмечается кодом «РП» или «31». Выходные дни, которые приходятся на этот период, нужно отметить кодом «В» или «26». Это касается организаций, использующих в своей работе унифицированные формы.

Если же форма табеля, разработана юрлицом самостоятельно, то могут быть использованы и собственные коды;

3. Можно дополнительно составить акт о простое. В нем указывается дата и время составления, описывается причина вынужденного приостановления деятельности организации. Это необязательный документ. Но у руководства фирмы должны иметься официальные документы, на основании которых можно обосновать все причины простоя.

Помимо акта это могут быть докладные или служебные записки, на основании которых фиксируется факт отсутствия работы, бухгалтерские или другие финансовые источники;

4. В отчете СЗВ-СТАЖ приостановку работы по вине работодателя отражаем кодом «Простой». При этом заполняются графы 1, 2–4, 5 раздела 3 отчета в общем порядке, а в графах 6 и 7 проставляются даты простоя отдельной строкой в пределах отчетного периода;

5. О дате возобновления работы необходимо также уведомить работников, издав приказ об окончании простоя и ознакомив их под подпись с этим документом. Издавать такой приказ не потребуется, если в приказе о простое была указана конкретная дата его окончания;

6. Согласно абз. 2 п. 2 ст. 25 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» при приостановке производства необходимо также уведомить о простое службу занятости. Сделать это придется не позднее трех рабочих дней с момента принятия соответствующего решения. 

Приказ о простое по вине работодателя

Такой приказ составляется в произвольной форме, поскольку унифицированного бланка не разработано. Законодатель не дает четкого порядка для оформления простоя по вине работодателя, поэтому необходимо руководствоваться обычаями делового оборота и сложившейся судебной практикой.

В приказе обязательно указываются сроки приостановки работы. Если же точных сроков окончания простоя руководство компании не знает, в документе указывают на событие, при котором предприятие выйдет из простоя. Этим событием может быть окончание ремонта или выполнение обязательств по сделке поставщиком. В такой ситуации обязательно будет подготовить ещё один распорядительный документ, когда простой закончится, ознакомив с ним сотрудников под подпись.

Если же срок возобновления работы точно известен, его указывают при оформлении приказа о простое. В документации должно быть четко обозначено, что приостановка работы носит временный характер.

В приказе необходимо отразить причину простоя, с указанием на вину. Состав работников, с указанием их должностей и структурных подразделений, в отношении которых введен режим простоя, также отражается в документе. Кроме этого делают ссылки на нормы трудового законодательства с описанием того, как будет производиться расчет вынужденного простоя по вине фирмы.

Поскольку период вынужденной приостановки организации не входит в периоды времени отдыха, то по общему правилу сотрудники в это время должны присутствовать на своих рабочих местах. В приказе может быть предусмотрен пункт, которым будет разрешено сотрудникам не выходить на работу.

Приказ подписывает руководитель юрлица. С документом следует ознакомить всех сотрудников под подпись. 

Оплата простоя по вине работодателя

Работодатель обязан оплачивать время вынужденного приостановления деятельности, возникшего по его вине, в размере не менее двух третей средней зарплаты сотрудника, за исключением предусмотренных ТК случаев (ч. 1 ст. 157 ТК).

К одному из таких случаев относится простой, который возник из-за того, что работника не обеспечили средствами коллективной и индивидуальной защиты, прошедшими подтверждение соответствия в установленном порядке. Время такого простоя оплачивается в размере среднего заработка (ч. 6 ст. 216.1 ТК).

Простой можно оплатить и в большем размере. Данное решение должно быть принято с учетом имеющихся у компании финансовых возможностей. Расчет среднего заработка для оплаты времени простоя зависит от способа учета рабочего времени.

Оплата времени простоя может быть ниже минимального размера оплаты труда. Но не может быть ниже МРОТ месячная заработная плата сотрудника, который полностью отработал за месяц норму рабочего времени и выполнил свои трудовые обязанности. Но в данном случае при простое оплачивается не труд работника, а время, когда он не трудился по вине работодателя, поэтому оплата такого периода не привязана к размеру МРОТ. Данный вывод можно сделать при комплексном изучении ч. 1 ст. 129, ч. 3 ст. 133, ст. 157 ТК.

НДФЛ и страховые взносы при оплате вынужденного простоя начисляют в общем порядке, поскольку этот вид дохода не указан в списке выплат, освобожденных от налогообложения. Это следует из п. 1 ст. 209, ст. 217, пп. 1 п. 1 ст. 420, ст. 422 НК, п. 1 ст. 20.1, ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», письма Минфина России от 25.08.2020 № 03-04-05/74451.

НДФЛ при оплате вынужденного простоя начисляют на дату выплаты денег сотруднику (пп. 1 п. 1 ст. 223, п. 3 ст. 226 НК). Оплату простоя в расчете 6-НДФЛ отражают на дату фактической выплаты такой суммы работнику.

Страховые взносы при оплате простоя нужно начислить в последний день месяца, включив оплату простоя в общую сумму начисленных за этот месяц выплат (п. 1 ст. 421, п. 1 ст. 424 НК, п. 2 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»). 

Начать дискуссию

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels
Кадровый учет

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Интересные материалы

Кредитование

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру