Закупки у предпринимателей: что изменилось с 2022 года

С 2022 года вступило в силу новое правило, согласно которому все автономные учреждения, работающие по Федеральному закону 223-ФЗ, должны закупать товары, работы и услуги у малых и средних предпринимателей или самозанятых. В статье рассмотрим, какие особенности необходимо будет принять во внимание заказчикам с учетом нововведения.

К кому относится нововведение

До 2022 осуществлять целевые закупки обязаны были только крупные автономные учреждения с общей годовой стоимостью договоров более 250 млн. рублей (абз. 10 п. 2 постановления № 1352). С 01.01.2022 данные ограничения сняты — теперь все автономные учреждения, вне зависимости от объема закупок и уровня подчиненности, обязаны производить целевые закупки у предпринимателей. При этом к целевым закупкам также относятся закупки у самозанятых граждан на основании заключенных с ними договоров, так как самозанятые уплачивают налог на профессиональный доход (ч. 15 ст. 8 Федерального закона 223-ФЗ).

Исключением из данного правила являются юридические лица, перечисленные в ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 223-ФЗ и являющиеся субъектами малого и среднего бизнеса.

Объемы закупок

С 01.01.2022 вырос годовой объем целевых закупок автономных учреждений у малых и средних предпринимателей: ранее он составлял 20%, теперь — не менее 25%. При этом доля закупок с участием только малых и средних предпринимателей от общего годового стоимостного объема должна составлять не менее 20%. Ранее эта доля составляла 18%.

Те автономные учреждения, которые в связи со вступившим нововведением впервые столкнулись с необходимостью производить закупки у предпринимателей, при планировании своей деятельности должны учитывать действующую обязательную долю целевых закупок.

Состав закупок и их стоимость

В перечень товаров, работ и услуг, которые можно включить в состав целевых закупок, могут входить далеко не все позиции. Ограничения по таким позициям перечислены в п. 7 Положения № 1352.

У каждого автономного учреждения должен быть специальный перечень товаров работ и услуг, утвержденный в соответствии с п. 8 Положения № 1352. Он нужен для осуществления закупок с участием исключительно малых и средних предпринимателей.

Помимо этого, действует обязательное условие в отношении стоимости целевых закупок у предпринимателей и самозанятых. Заказчик обязан закупить товары, работы и услуги у таких продавцов в случае, если начальная (максимальная) цена договора или лота не превышает 200 млн. рублей, а сами закупаемые позиции входят в перечень (письмо Минфина от 17.06.2020 № 24-05-07/52262).

В случае если цена договора варьируется от 200 до 800 млн. рублей и товары, работы и услуги входят в перечень, заказчик может на свое усмотрение принять решение об их закупке у предпринимателей. Если цена договора превышает 800 млн. рублей, автономное учреждение не имеет право на закупку.

Способы закупок

Согласно п. 4 Положения № 1352, закупки могут производиться с помощью торгов и иных процедур. Сами закупки могут быть конкурентными и неконкурентными. При этом закупочная деятельность организуется самим заказчиком в наиболее оптимальном для него формате.

Цена договора, подписанного заказчиком и предпринимателем в результате проведения закупки, включается в расчет общей стоимости целевых закупок.

Планирование закупок

При планировании закупок необходимо учесть, что не менее 20% от общего годового стоимостного объема целевых закупок должны составлять закупки исключительно у предпринимателей и самозанятых.

Таким образом, в плане должна быть отражена информация о закупке, осуществляемой только среди указанных субъектов, способах ее проведения и об отнесении (или отсутствии критериев отнесения) позиций закупки к перечню ограничений по закупкам (п. 7 Положения № 1352).

Помимо этого в ходе планирования учитываются факты исполнения долгосрочных договоров с предпринимателями. Так, если автономное учреждение заключило договор, срок исполнения которого больше одного календарного года, в расчет совокупного объема целевых закупок входит объем оплаты такого договора за текущий год. Также это касается договоров, заключенных в предыдущие периоды (письма Минфина от 07.09.2020 № 24-01-07/78247 и от 17.01.2020 № 24-01-08/1945). При этом в план закупки включается информация, касающаяся объемов оплаты таких договоров и доли привлеченных к закупкам субъектов малого и среднего предпринимательства относительно каждого года исполнения (п. 3 Требований № 932).

Правила закупок

Как уже было отмечено, каждое автономное учреждение вправе устанавливать собственное положение о закупках, в котором будут отражены правила взаимодействия с малыми и средними предпринимателями и способы осуществления закупок. Основными нормативными актами, на которые автономному учреждению следует опираться при разработке и утверждении такого положения, являются Федеральный закон № 223-ФЗ и Положение № 1352.

Исходя из норм вышеупомянутых законодательных актов, необходимо принять во внимание, что конкурентные закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых граждан, могут производиться только в электронном формате (ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ). При этом, согласно п. 1 письму Минфина от 06.12.2018 № 24-05-09/88660, автономные учреждения могут закупать товары, работы и услуги, к примеру, у одного и того же поставщика, исполнителя или подрядчика (предпринимателя или самозанятого) в случае, если это прописано в положении о закупке — то есть с использованием неконкурентных процедур.

В соответствии с п. 20 Положения № 1352, факт того, что заказчик осуществляет закупку с участием только предпринимателей и самозанятых граждан, необходимо отразить в специальном извещении и закупочной документации.

При подаче заявки на осуществление закупки автономное учреждение не вправе запрашивать у участника документы, подтверждающие его статус предпринимателя или самозанятого. В связи с этим нужно заблаговременно изучить информацию о поставщике, обратившись к реестру субъектов малого и среднего предпринимательства, а также сверив сведения о применении им налогового режима самозанятости на сайте ФНС. В случае отсутствия необходимых данных на указанных ресурсах, учреждение обязано отказаться от заключения договора с таким субъектом. Такие же правила действуют и в отношении субподрядчиков / соисполнителей, являющихся предпринимателями или самозанятыми.

В положении о закупках автономное учреждение может прописать все аспекты, касающиеся заключения и расторжения договора, а также условий его исполнения. Это же касается заключения договоров с предпринимателями (письмо Минфина РФ от 03.11.2020 № 24-03-08/95754). При этом по договору с предпринимателем или самозанятым оплата производится в течение 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком приемки по договору, а информация об этом должна быть отражена в закупочной документации и проекте договора. Аналогичные правила действуют и в отношении субподрядчиков.

Отчет о достижении объема целевых закупок

В конце года заказчику необходимо сдать отчет о произведенных целевых закупках по форме, которая утверждена Постановлением № 1352. Правила его заполнения так же регламентируются указанным нормативным правовым актом.

В отчете о достижении объема целевых закупок детализируются данные о заключенных автономными учреждениями договорах и достигнутого объема целевых закупок. Заполняется отчет в системе ЕИС и публикуется там же после того, как уполномоченное должностное лицо заказчика подпишет документ с помощью ЭЦП.

В соответствии с ч. 21 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ, опубликовать отчет нужно до 1 февраля года, который следует за отчетным. Однако ввиду того, что большинство автономных учреждений столкнулось с необходимостью достижения обязательной доли целевых закупок впервые, в 2022 такие заказчики освобождаются от обязанности формирования указанного отчета. Сдать его нужно будет только крупным учреждениям, у которых общая годовая стоимость заключенных договоров составляет более 250 млн. рублей.

Что в итоге

Обобщая вышесказанное, отметим, что необходимо делать автономным учреждениям для грамотного планирования своей закупочной деятельности в соответствии с новыми требованиями законодательства:

  • Составить и утвердить положение о закупке, либо внести изменения в действующее положение касательно правил работы с субъектами малого и среднего предпринимательства или самозанятыми гражданами.
  • Запланировать и произвести расчет объемов целевых закупок с учетом новых законодательных положений, отразив эту информацию в плане закупки.
  • Составить и утвердить перечень позиций, закупаемых исключительно у предпринимателей и самозанятых граждан.
  • Скорректировать и внести данные в закупочную документацию.
  • В случае нехватки стоимостной доли целевых закупок с участием предпринимателей или самозанятых, в течение года увеличить ее за счет закупок, которые осуществлялись на общих основаниях, но в которых победили малые и средние предприниматели либо самозанятые.
  • Сформировать по итогам года отчет о достижении установленного объема целевых закупок: за 2022 отчитаться должны только крупные учреждения, для остальных такая обязанность наступает с 2023.

Разберитесь с самым сложным налогом - НДС! Даже входящий-исходящий НДС не будет вызывать у вас сложностей, заполняйте книги покупок и продаж играючи!

Курс повышения квалификации

120 ак. часов
удостоверение в ФИС ФРДО
профстандарт «Бухгалтер»

После курса любые проверки ФНС вас больше не будут пугать! Старт потока 15 августа, запишитесь прямо сейчас пока есть места, курс стоит всего 18 800 рублей.

Смотрите полную программу курса тут, или оставьте заявку ниже, менеджер подробно проконсультирует вас!

Платный контент, доступный в «Премиум». Что такое «Премиум»?
Трудовое право