Зарплата

Три способа оптимизации ФОТ в кризис: кому это нужно и как сделать правильно

Кризис — повод выстроить бизнес-процессы по-другому и сделать их еще стабильнее, чем до кризиса. Если все же предварительный анализ показывает проседание бизнеса в процентном и денежном выражении, имеет смысл сократить ФОТ.
Три способа оптимизации ФОТ в кризис: кому это нужно и как сделать правильно

Ведение бизнеса подразумевает гибкость мышления и умение быстро ориентироваться и перестраиваться в новых обстоятельствах. Поэтому любой, как внешний, так и внутренний кризис, не должен становится поводом для стопроцентного сокращения штата. Стоит воспринимать данный период, как возможность выявить эффективных подчиненных и оптимизировать штат.

Эксперты аутстаффинговой компании «Ваш кадровый советник» делятся 3 способами снижения фонда оплаты труда в период кризиса.

Прежде чем приступить к процедуре оптимизации штата, необходимо провести анализ деятельности предприятия. В первую очередь, стоит понять, за счет чего бизнес был успешен в докризисный период. Далее необходимо ответить на вопрос, почему в сложившихся кризисных условиях бизнес станет менее успешен.

Предварительный анализ поможет владельцу удержаться от скоропалительных решений и, например, перераспределить персонал на другие направления бизнеса, за счет которых компания удержится наплаву.

Способ № 1. «Деление на группы»

При оптимизации штата необходимо разделить персонал на три группы.

Первая — ключевая команда, зачастую это руководители, выросшие из рядовых сотрудников, которые в определенных обстоятельствах могут выполнять задания самостоятельно руками, так как прошли весь карьерный путь. Помимо этого, у таких руководителей налажена работа с лояльными подчиненными. А также сотрудники — носители ключевых технологических компетенций. Первую группу сотрудников не рекомендуется оптимизировать, так как они представляют собой опору бизнеса.

Вторая и третья группы — персонал руководителей из первой группы. В случае оптимизации штата желательно отталкиваться от мнения руководителей об эффективности того или иного менеджера. Чтобы получить достоверную картину по каждому рядовому сотруднику, необходимо дать задание руководителям объективно оценить своих подчиненных по двум критериям: конфликтность и эффективность.

По сути, в оставшемся коллективе нужно искать «хромых лошадей», которых постоянно тянет команда, это и будет третья группа сотрудников. С подобными сотрудниками компании дешевле попрощаться как можно быстрее.

А второй группой становятся эффективные менеджеры и специалисты, которых необходимо сохранить в команде.

С курсом «Кадровый учет: документы, воинский учет, 1С»вы с нуля освоите все тонкости кадрового учета: прием, увольнение сотрудников по новым правилам 2024 года, ведение воинского учета, работа в 1С:ЗУП. Стоимость обучения сейчас снижена 18 990 3 690 руб., успейте записаться по акции.

Способ № 2. «Сокращение трат на персонал»

Оптимизация штата — это экономия, а достичь ее можно не только с помощью сокращения ФОТ, но и остановив прием новых сотрудников в компании, то есть перестать тратить средства на рекламу, подбор и обучение нового персонала.

Помимо этого, деньги на персонал расходуются и благодаря их социальным пакетам, например, обучению и повышению квалификации за счет компании.

От подобных программ в период кризиса также стоит отказаться.

Способ № 3. «Принудительная оптимизация ФОТ»

Если предыдущие шаги не сэкономили ФОТ в достаточном денежном эквиваленте, необходимо перейти к процедуре его принудительного снижения. А именно стоит переговорить с оставшимися сотрудниками на тему, что компания не вытягивает ФОТ, и его фактически необходимо снизить на определенную сумму, но при этом не желает никого более увольнять.

Далее руководители определяют, кому и на какую сумму понижать премиальные и окладные части до момента выхода из кризиса, а персонал решает для себя, устраивает его сложившаяся ситуация или увольняется по соглашению сторон.

К вопросу о содержании неэффективных сотрудников.

Сокращение штата — процедура затратная для бизнеса, который еще и страдает от неквалифицированных кадров, причем эффективность этих кадров продолжает снижаться.

За два месяца вы предупреждаете сотрудников об увольнении и продолжаете платить им заработную плату. И без того невысокие показатели работы таких сотрудников продолжают снижаться по причине подавленного психологического состояния и понимания, что работодатель их труд не оценит. Помимо этого, кандидаты на сокращение начинают подыскивать другую работу и регулярно отпрашиваться на собеседования, при этом не вырабатывая положенное количество часов.

При увольнении работодатель выплатит неэффективным сотрудникам пособие по сокращению, а также в течение двух месяцев после увольнения, если вышеназванные сотрудники не найдут работу, уже бывший работодатель выплатит им пособие по безработице. Итого сокращение группы неэффективных сотрудников встанет работодателю в 5 зарплат для каждого. К тому же, за два месяца ситуация на рынке может кардинально измениться.

Поэтому в условиях необходимости сократить ФОТ можно уволить ряд сотрудников по соглашению сторон с компенсацией 1-2 месячных окладов. Увольнение по соглашению сторон в данном случае безопаснее для обеих сторон, так к увольняемому не будет вопросов от следующего работодателя о причинах «собственного желания» и размеров выплат «отступных» от бывшего работодателя.

А владелец бизнеса может не беспокоиться, что бывший сотрудник обратится в трудовую инспекцию и суд с заявлением, что его вынудили написать заявление по собственному желанию.

Комментарии

5
  • ну почему!!! как кризис (а он бесконечный) рекомендуют оптимизацию за счет ФОТ (одни восклицательные знаки). Я бы таких "рекомендаторов" первыми бы оптимизировала (за ворота).

    • Natalikr

      да-да.... а так же за счет набора новых сотрудников и повышения квалификации ....

      А особенно мне нравятся советы про отмену премий и стимулирующих надбавок.

      Уважаемые руководители - если отмена премий и стимулирующих надбавок не приводит к тому, что ваши люди стали работать хуже (то есть с ними они работали лучше) - то увольте того, кто их придумал. и наймите нормального специалиста по финансовой мотивации.

      Премии и прочее должны стимулировать выполнять установленные показатели. Может вам вообще задуматься об установке указанных показателей и разработке премий на их основе? У нас после внедрения КПЭ за 6 мес. выполнение показателей возросло на 40 %

      И сделать это вместо того, чтобы читать подобные статьи, которые написаны людьми, не понимающими в работе реального бизнеса....

  • Yliana_777

    В статье ни слова, что сокращение ФОТ - первый и единственный способ оптимизации в кризис. Здесь скорее инструкция как это сделать, если пред бизнесом стоит именно такая задача.

    А автору спасибо, есть над чем подумать. 

  • Marina2022

    и откажитесь от повышения квалификации... Интересно, а автора уже уволили за профнепригодность? Обучение персонала, особенно в условиях двойной нагрузки, это базовая вещь.

    • Natalikr

      автора - нет. Он аутстаффинговую компанию представляет.

      Поэтому совет - сократитесь по максимуму , остальных не учите, эффективность не повышайте - приходите к нам мы вам подберем за ваши деньги....

      Вполне себе в логике его (!!) бизнес-задач

🐟 Давно пора было, тут есть очевидные проблемы: реакция на введение маркировки икры

С 1 апреля и до 1 мая производители и импортеры икры должны быть зарегистрированы в системе «Честный ЗНАК» и полностью настроить все процессы по оплате кодов, подаче сведений в систему маркировки об обороте и выводу из него этой продукции.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

ЦБ сможет устанавливать реквизиты распоряжения клиента в национальной платежной системе

Регулятор установит формы распоряжений, по которым клиенты смогут получать денежные переводы по картам «Мир» и через СБП.

🎉 Новый сервис «Клерк.Консультации»: задайте вопрос эксперту и получите ответ в течение нескольких часов

Если вы столкнулись со сложной ситуацией на работе и нужен срочный совет, то обратитесь к экспертам «Клерка». В течение нескольких часов вы получите подробный ответ с рекомендациями. Выберете пакет консультаций и получите доступ к базе проведенных консультаций — более 20 тыс. ответов экспертов на разные вопросы в вашем распоряжении.

Лучшие спикеры, новый каждый день
ФСБУ

Правила ФСБУ могут влиять на расходы по УСН

Налоговый учет на бухгалтерский не влияет, а бухучет на налоговый может. Поэтому ряд расходов на упрощенке зависит от того, как их учли в бухгалтерском учете. 

⏰ Уже завтра вы узнаете, как защитить себя при налоговых проверках

Получите советы адвоката и построите эффективную линию защиты своих прав при налоговых проверках.

ВЭД

Как вести учет ВЭД в 2024 году: изменения, документация и налоги

Бухгалтерский учет ВЭД фиксирует все действия, которые связаны с экспортом, импортом товаров, капитала или услуг, а также там отражается статус важных документов — это контракты, налоговые и таможенные декларации, инвойсы и т. д.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
ВЭД

Россия начнет торговлю с Ираном

Страны ЕАЭС будут торговать с Ираном: снимут ограничения на ввоз товаров, а также установят специальный режим для экспортеров.

Алкодекларация: как и когда подавать, нюансы, полезные советы

Предприятия и ИП — участники алкогольного рынка должны регулярно подавать алкодекларации в соответствующие ведомства. Рассказываем, что это за отчет, как и куда он подается в 2024 году, в какие сроки.

Алкодекларация: как и когда подавать, нюансы, полезные советы

МВД хочет ввести уголовную ответственность за передачу банковских карт незнакомцам

Ведомство уже подготовило законопроект, который позволит отправлять за решетку тех, кто помогает мошенникам выводить украденные деньги.

⚡️В подписке «Клерк.Премиум» глобальные изменения. Расскажем, что у нас новенького

На этой неделе подписка «Клерк.Премиум» изменилась! В ней теперь есть две бесплатные консультации у наших экспертов и открыт доступ к базе из более чем 20 тыс. уже решенных вопросов. Теперь вы можете сэкономить время на ожидании ответа и найти похожую ситуацию в нашей базе консультаций.

⚡️В подписке «Клерк.Премиум» глобальные изменения. Расскажем, что у нас новенького

Верховный Суд: для ИП из реестра малого бизнеса не положено снижать размер штрафов

Особый порядок определения штрафов для бизнеса из категории «малое предприятие» распространяется только на юридических лиц, а не на индивидуальных предпринимателей.

Как в 2024 году оплатить больничный по ГПД

С 2023 года организации и ИП должны уплачивать страховые взносы по гражданско-правовым договорам на случай болезни и материнства исполнителя. Рассказываем, как оплачивается пособие по временной нетрудоспособности таким лицам в 2024 году.

Как в 2024 году оплатить больничный по ГПД
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

При ввозе белорусских товаров надо платить НДС, даже если в Беларуси они необлагаемые

Неважно, какие НДС-льготы есть при реализации товаров в стране ЕАЭС. При ввозе в РФ этих товаров действуют свои правила и свои льготы.

Предварительно известен размер вычета за сдачу норм ГТО

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

Про цифровой рубль. Будущее криптовалют в России обещает быть интересным

На прошлой неделе я выступила на конференции посвященной новым технологиям в бухгалтерском деле. Темой моего выступления были криптовалюты и цифровой рубль в частности. Решила поднять эту тему и со своими читателями.

Капитальное строительство разрешат вести без рабочих документов

Кабмин определит перечень строительных работ, которые можно проводить без проектной документации. Это сэкономит застройщикам время и деньги.

Банки

Модульбанк повысил лимит переводов на карты физлиц для селлеров до 30 млн рублей

Клиенты Модульбанка уже могут выпустить цифровую Маркет Карту мгновенно в личном кабинете банка.

Нужно ли уведомлять сотрудников о начале отпуска, если он вне графика

По общему правилу в отпуск работники ходят по графику, а за 2 недели до его начала работодатель уведомляет об этом. Уведомлять надо и в том случае, если сам сотрудник попросил отпуск вне графика.

Отличие субсидиарки от убытков

Почему кому-то конкурсный предъявляет иск об убытках, а кому-то субсидиарку?Чем они отличаются? Какие последствия наступают для ответчиков по таким искам?

Интересные материалы

Банки начали тестировать сервис «Знай своего криптоклиента»

Пять банков, Центробанк и Росфинмониторинг участвуют в пилотном проекте по выявлению связей обычных денег с криптовалютой.