Управленческие отчеты

Как найти с бухгалтером общий язык? Через управленческий учет

Продажи идут, поставщики надежные, а работники ответственные, но прибыли нет. На счете деньги есть, но их нельзя пустить в оборот, потому что пора платить по счетам. Но ведь выручка только пришла! Бухгалтер разводит руками и не объясняет, что происходит. Все просто — у вас нет управленческого учета. Как научиться его вести и почему бухучета недостаточно?
330 114
Как найти с бухгалтером общий язык? Через управленческий учет
Иллюстрация: Вера Ревина / «Клерк»

Сначала объясним, в чем разница между двумя учетами и почему бухгалтер, по взмаху волшебной палочки, не сможет «вынуть и подать» нужную директору информацию. Затем покажем разницу на практическом примере и составим отчет о движении денежных средств.

Зачем нужны разные виды учета

Бухучет ведут, исходя из четко определенных законом правил (ну, ладно, не всегда таких уж четких и понятных, но все же они есть).

Каждая операция проводится на основании первичных документов по факту уже свершившихся действий — поступили на счет деньги от покупателя, работник принес авансовый отчет с чеками, водитель сдал путевой лист о поездке, со склада поступила накладная на списание материалов и т.д.

На основе данных бухучета формируется финансовая отчетность компании — в первую очередь это, конечно, баланс и отчет о финансовых результатах (бывший отчет о прибылях и убытках).

Как правило, понять что-то в самом учете или в отчетности руководителю трудно. А бухгалтеру сложно объяснить специфические термины, да и просто донести мысль о том, почему НДС именно такой, а дивиденды в 100 тысяч выплатить нельзя, даже если на расчетном счете 10 миллионов.

Бухучет для большинства организаций — это только инструмент, с помощью которого регистрируют операции и отчитываются перед налоговой. Для целей управления в чистом виде он не подходит.

Управленческий учет (УУ) собственник или назначенное им ответственное лицо (это может быть бухгалтер, если он обладает нужными знаниями), ведут для внутренних целей компании.

Используя УУ, руководители хотят:

  • разобраться в денежных потоках, причинах возникновения кассовых разрывов и высокой дебиторки;
  • понять, какой вид деятельности приносит прибыль и почему;
  • выделить убыточное направление и разобраться в причинах убытков;
  • спрогнозировать поведение денежных потоков, составить платежный календарь;
  • составить план по закупкам;
  • рассчитать показатели рентабельности, найти точку безубыточности и т.п.

Конечно, не каждый директор сформулирует эти цели именно так. Скорее он спросит у главбуха — «Почему нам должны так много денег и не платят? Сколько нам нужно будет заработать в ноябре, чтобы в декабре мы смогли купить новые компьютеры?».

Бухгалтер научится грамотно отвечать на такие вопросы, составлять и «читать» управленческую отчетность.

А еще рассчитывать показатели рентабельности и ликвидности, вести платежный календарь.

Для этого нужно записаться на курс от «Клерка»:

«Антикризисный управленческий учет и бюджетирование: с нуля до внедрения»

Оставьте заявку, чтобы узнать о курсе больше или записаться:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Как видят работу компании бухгалтер и управленец

Если вы заметили, в управленческом учете чаще звучат вопросы. Это важно, ведь бухучет работает с готовыми фактами, а управленческий еще анализирует и прогнозирует.

Пример

Организация в течение года активно привлекала клиентов на оптовые закупки, предоставляя им отсрочки по оплате. При этом учредитель вкладывал свои средства для закупки товара, ведь поставщику нужно было платить 100% предоплаты. К концу года займы, предоставленные учредителем, достигли суммы 10 млн рублей. При этом покупатели были должны компании гораздо больше — 40 млн.

В ноябре учредитель потребовал вернуть ему средства, взыскав их с должников до конца года. Но, согласно условиям отсрочки, многие клиенты должны были оплатить очередные платежи только в январе.

Давайте посмотрим, что при этом видит в учете бухгалтер:

  • На счете 62 — по дебету растет сумма дебиторской задолженности покупателей.
  • На счете 66 — растет по кредиту долг перед учредителем по выданным займам.
  • На счете 60 — нет задолженности перед поставщиками.
  • На счете 51 — периодически поступают платежи от покупателей, средств на счете мало.

Что видит тот, кто ведет управленческий учет. Ежедневно он может отследить:

  • кто должен прислать средства и куда они затем должны пойти;
  • когда по графику у компании будет очередное поступление и можно ли за его счет погасить часть займов;
  • достаточно ли уже средств для самостоятельной покупки товара;
  • в какой момент можно полностью отказаться от займов учредителя;
  • все ли платежи поступают вовремя и нет ли безнадежных долгов;
  • стоит ли и дальше предоставлять отсрочку на длительный период или это приведет к банкротству компании.

С управленческим учетом можно вычислить степень зависимости организации от заемных средств, найти иные источники финансирования.

Возможно в этой компании есть и другой вид деятельности, где деньги крутятся гораздо медленнее и их можно перенаправлять на оплату товаров, не прибегая к займам.

Управленческий учет позволяет выявить закономерности в расчетах. Например, один покупатель платит всегда в срок, другой чуть раньше срока, а третий регулярно опаздывает. Так можно выстроить платежный календарь.

Для управленческого учета нет правил — вы сами определяете направления, показатели, статьи расходов и доходов, которые для вас важнее всего, а остальные можно сгруппировать или даже не принимать во внимание. Можно округлять цифры, допускать отклонения.

Позволить себе таких вольностей бухучет не может.

Если у вас группа компаний из нескольких юрлиц, то бухучет вы ведет в каждом из них обособленно. Бухгалтеру также нужно задумываться о критериях взаимозависимости. Для управленческого учета нет таких ограничений.

Есть и кое-что общее. Оба учета опираются на достоверную информацию и прежде всего получают ее из документов.

К примеру, для расчета сроков исполнения обязательств управленец станет опираться на договоры, а данные о фактическом наличии товаров на складе возьмет из актов инвентаризации или других складских документов.

Базой для управленческого учета являются данные из бухгалтерского.

Пример управленческого отчета

Давайте попробуем рассчитать самые простые показатели и заодно посмотрим, как по-разному одни и те же операции выглядят для управленца и бухгалтера.

Для этого используем самый популярный управленческий отчет — отчет о движении денежных средств (ОДДС).

Дано: организация занимается розничной торговлей, у нее есть небольшой магазин по продаже бытовой техники и инструментов, помещение которого взято в аренду. Продают товары в том числе в рассрочку.

Кроме того, руководитель решил приобрести автомобиль, который будет осуществлять доставку крупногабаритной техники. Для покупки авто организация получила кредит.

Вот как выглядит ОДДС этой организации в этот месяц:

Показатель

Сумма, руб.

Операционная (текущая) деятельность

Оплата от покупателей (поступления в кассу и на счет)

500 000

Расходы всего, в т.ч.:

360 000

Покупка товара

240 000

Аренда

50 000

Зарплата продавцам

60 000

Реклама

10 000

Сальдо по операционной деятельности:

140 000

Инвестиционная деятельность

Оплата автомобиля

650 000

Сальдо по инвестиционной деятельности:

-650 000

Финансовая деятельность

Получение кредита

650 000

Сальдо по финансовой деятельности:

650 000

Чистый денежный поток

140 000 (140 000 — 650 000 + 650 000)

Мы видим, что, судя по отчету, фирма находится в этом месяце в целом в плюсе на 140 000. При этом:

  • по текущей деятельности плюс — 140 000;
  • по инвестиционной (связанной с вложениями, например, в основные средства) минус — 650 000;
  • в финансовой (связанной с получением кредитов, займов, выплатой дивидендов и др.) плюс — 650 000.

Если мы с вами построим и другие отчеты — отчет о прибылях и убытках, баланс — то возможно ситуация будет выглядеть иначе.

Но пока наша задача — понять, как смотрит на те же операции бухгалтер.

В первую очередь он их видит на расчетом счете и в кассе, ведь мы же говорим о движении денег. При этом 140 000 для него — это просто остаток на счете.

Получение кредита он отразит на 66 (67) счете в зависимости от его срока.

Никакого плюса или минуса не будет, в доходах или расходах эта сумма также не фигурирует.

Оплата аренды может висеть авансом, пока не наступит последний день месяца, за который она будет начислена. Для управленца же оплата — это свершившийся факт расхода для целей отчета о движении денежных средств.

Автомобиль бухгалтер отнесет к основным средствам и стоимость его станет списывать по частям, например, в течениии 5 лет.

В поступивших оплатах в ОДДС мы никак не выделили авансы и оплаты за текущие покупки. Важен сам факт поступления денег на счет.

Бухгалтер же распределит эти оплаты на разные субсчета счета 62. Предоплата будет висеть как кредиторская задолженность, а оплата за ранее или в текущем месяце приобретенные товары покроет долг покупателей (дебиторку).

Поэтому для бухгалтера и управленца одни и те же цифры и операции выглядят по-разному.

Мы создали курс повышения квалификации «Антикризисный управленческий учет и бюджетирование: с нуля до внедрения» для тех бухгалтеров, которые хотят расти профессионально или собираются сами стать руководителями.

Вы получите удостоверение, сведения о котором будет внесено в реестр Рособрнадзора.

Оставьте заявку, наш менеджер расскажем вам о курсе больше:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Бухгалтер с навыками управленческого учета вдвойне полезный и ценный специалист. С таким руководитель наверняка легко найдет общий язык.

Начать дискуссию

Быть бухгалтером хочу, пусть меня научат... или нет. Можно ли стать бухгалтером самому с нуля и что для этого надо знать

Меня на этот пост вдохновил вопрос пользователя в телеграм-канале. Она попросила помощи в заполнении упрощенной отчетности и уточнила — справится ли она сама, если она не бухгалтер? И, правда, а можно ли вести учет и при этом не иметь образования бухгалтера и всему научиться самому.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
109

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Мошенничество

Сотрудник банка отдохнул за границей и обогатился за счет клиентки на 29 млн рублей

Сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Ростовской области выявили факт многомиллионного мошенничества в особо крупном размере сотрудником банковской организации.

ВЭД

Три главных изменения 2024 года для бухгалтера ВЭД

Продавцы из ЕАЭС начнут платить налоги в российскую казну, бизнес освободят от отчетности по мелким сделкам с зарубежными партнерами, а цифровые активы становятся обычным способом расчета.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Обязательную маркировку ювелирных изделий перенесут на 2025 год

Чтобы снизить нагрузку с Пробирной палаты, которая будет ставить клеймо на украшения, Минфин перенесет срок обязательной маркировки на 1 сентября 2025 года.

С 1 мая запустят эксперимент по маркировке моторных масел

Для борьбы с контрафактом на рынке Минпромторгу предложили включить в эксперимент по маркировке не только моторные масла для автомобилей, но и свечи зажигания, детали подвески и рулевого управления.

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Акцент на проверки

Вебинар — простой способ разобраться в любом важном для бухгалтера вопросе. «Клерк» приглашает на вебинары экспертов-практиков, которые понятно и с примерами разберут любую тему. Вы можете задавать спикеру вопросы и он ответит на них в прямом эфире.

Иллюстрация: freepik/freepik
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Экспорт

Минпромторг сократит список экспортеров, которые могут получать транспортные субсидии

Изменения затронут только тех, кто занимается экспортом товаров из высокомаржинальных групп.

С 01 апреля 2024 года порог беспошлинного ввоза товаров, возможно, вернется к уровню €200 евро

Но подготовка новых документов не началась.

УК РФ

Опасное производство 2 года работало без лицензии и получило доход 26 млн рублей

В Ставропольском крае перед судом предстанет обвиняемый в незаконном предпринимательстве с извлечением дохода на сумму более 26 млн рублей.

Обеспечительные меры при ВНП, предварительные обеспечительные меры + защитный лайфхак

Всегда ли налоговики могут наложить обеспечительные меры (арест) на имущество по результатам проверки?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
7
109

Кто имеет право работать неполный день

Если у сотрудников есть основания для неполной занятости, работодатель должен установить удобный для работника график и снизить нагрузку.

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на апрель 2024 года.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Каким числом выставлять счет-фактуру на аванс: бухгалтеры разбираются с формулировками в НК. «Ночной бухгалтер» № 1652

В телеграм-канале «Клерка» бухгалтеры спорили о том, какую дату указать в счет-фактуре на аванс — день получения аванса или любую из последующих пяти дней, которые даны на выставление документа. Истину нашли (вроде).

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
199
IT-компании

Яндекс запустил линейку нейросетей YandexGPT третьего поколения

Искусственный интеллект нового поколения лучше работает со сложными задачами. Бизнес может самостоятельно дообучить нейростеть.

51
Бесплатно с Архив документов

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс

Разбираемся в мини-курсе, какие типы хранения кадровых документов выделяют и какова продолжительность хранения кадровых документов.

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс
НДФЛ

В 2024 году ФНС разошлет уведомления на НДФЛ с процентов по вкладам за 2023 год

В 2024 году вкладчикам впервые необходимо будет уплатить НДФЛ с процентов от банковских вкладов за 2023 год.

Перерасчет имущественных налогов будут делать по-новому

Физлица будут направлять в ИФНС заявления на перерасчет налога на имущество, земельного и транспортного, к которому можно приложить документы, а можно и не прикладывать. Налоговики будут рассматривать это заявление 30 дней.

Как разработать эффективную программу обучения для новых сотрудников

Обучение персонала — сложный и многогранный процесс. Если проводить его правильно, он может стать ключевым инструментом для усиления корпоративной культуры, увеличения продуктивности и стимулирования мотивации сотрудников.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
5
59
УК РФ

Поиск бывшего гендира может вылиться в вымогательство

Сотрудники главного управления уголовного розыска МВД совместно с коллегами из Красноярского края задержали подозреваемых в серии вымогательств у бизнесменов.

Интересные материалы

Обзоры новостей

⚡️Итоги дня: Ozon изменил расчет сбора, Дурова призвали внимательнее следить за Telegram, Камчатку трясет

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.