Мотивация персонала

Учить других и учиться самому: как руководителю мотивировать команду

Гораздо проще добиться успеха командой, чем в одиночку. В особенности это относится к бизнесу, где многое зависит от вовлеченности и заинтересованности всех — от линейных сотрудников до топ-менеджмента. Рассказываем о роли руководителя в мотивации команды и том, каким должен быть настоящий управленец.
453 86
Учить других и учиться самому: как руководителю мотивировать команду
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Заинтересованность

Первоочередная задача руководителя — наладить в команде основные процессы. Если с ними все в порядке и сотрудник спокойно занимается своим делом, не отвлекаясь на посторонние задачи — бизнес может развиваться.

Сотрудник хорошо мотивирован, когда он осознает свою ценность в компании, видит признание со стороны других и знает, как ему развиваться дальше. 

Руководитель должен уметь дать возможность каждому сотруднику. Даже если это компания со штатом в 200 человек на идентичных должностях (call-центр, бухгалтерия, продажники) — у каждого из сотрудников есть свои потребности и личные ожидания от работы. И чтобы удержать специалиста, важно принимать его интересы во внимание.

Это можно делать по-разному в зависимости от потребностей самого сотрудника. Например, одним нравится формат бизнес-игры, другим нужно пробовать себя в новых ролях (руководителя группы, наставника для новичка и т.д.), третьих удовлетворит удаленная работа или гибкий график. Не стоит забывать и о базовых преимуществах для большинства сотрудников — например, ДМС.

Важно, чтобы в компании была развита культура заботы о сотрудниках и развития персонала, а руководитель умел выбирать форматы работы, эффективные для каждого из сотрудников и всего коллектива в целом. 

Конечно, у каждой компании свои возможности — у одних они упираются в бюджет, у других — в особенности локации или временные рамки, но важно сформировать основы корпоративной культуры и сделать так, чтобы каждый сотрудник мог найти для себя какие-то значимые для него бонусы.

Сотрудники всегда ощущают заинтересованность руководителя, его желание помогать и улучшать условия работы, и это рождает в них ответное желание работать качественно и быть лояльными компании.

Честность

Любой грамотный управленец знает, как высоко ценится честность в отношениях с подчиненными. Сотрудники не глупцы, и если не давать им внимания и не оценивать их работу — они могут почувствовать себя обманутыми. 

Например, у нас в компании работает система годовой оценки и обратной связи. Каждое подразделение в конце года проводит круглый стол, в котором также участвуют руководители смежных подразделений.

На круглом столе обсуждаются и выставляются годовые оценки каждому сотруднику, а также утверждается план его развития — рекомендации (двигаться ли ему вверх, вбок или остаться на своем месте) и вектор дальнейшего развития (какие навыки требуют внимания, чему стоит научиться дополнительно, что предпринять для совершенствования как специалиста). Сотрудник не чувствует равнодушия со стороны компании — ему даются инструменты помощи, в том числе от руководителя.

Важнейшая часть процесса — обратная связь. После принятия и утверждения решения на круглом столе руководитель лично встречается с каждым из сотрудников и дает ему развернутую обратную связь: подводит итоги года, сообщает оценку и принятое кадровое решение, а также задает сотруднику вопросы о том, как он сам оценивает свою работу.

Таким образом, руководитель обозначает фокусы: в какой точке сотрудник находится сейчас, какие у него возможности и перспективы и что ему нужно для этого делать. Взаимная честность — залог доверия, которое значимо влияет на работу человека.

Наставничество

Наставничество мотивирует практически всех сотрудников на всех уровнях. Мы активно используем этот инструмент. Когда в компании появляется новичок — «зеленый» сотрудник без опыта — за ним закрепляется опытный профессионал, который расскажет новичку обо всех особенностях и обучит всем процессам, сделав из него грамотного специалиста. 

Молодой сотрудник благодаря опеке наставника и его опыту быстрее становится настоящим профессионалом, чувствуя надежную опору и вовлеченность в свое развитие.

Сам же наставник, во-первых, получает дополнительную мотивацию и признание со стороны компании — его экспертный уровень оценен так высоко, что ему доверили обучать других сотрудников.

Во-вторых, это возможность прокачать управленческие компетенции: ты получаешь в подчинение (хоть и на время) сотрудника, ставишь ему задачи, проверяешь результат, управляешь его работой и делишься профессиональной экспертизой. Это классическое win-win: от наставничества выигрывают и новички, и опытные сотрудники.

Обучаемость

Руководитель должен постоянно обучаться и совершенствовать навыки, иначе есть риск потерять компетенции и авторитет в коллективе в любой момент. 

Есть разные форматы и инструменты обучения. Например, в «Гринатоме» с 2022 года работает «Школа адекватного руководителя» — интенсив на 4–6 недель для сотрудников руководящих должностей нашей компании. Обучение состоит из еженедельных очных встреч, онлайн-встреч 1–2 раза в неделю и домашнего задания.

Важный нюанс — если сотрудник не является на очное обучение или не сдает домашнее задание вовремя, его отчисляют из школы.

В первом потоке принимали участие начинающие руководители — руководители групп или начальники небольших отделов. Второй поток планируется для опытных начальников — руководителей крупных отделов и подразделений.

Этот инструмент действительно дает участникам очень много, они приобретают новые знания и компетенции, помогающие в работе. 

Также мы проводим тренинги в классическом формате — например, недавно в Красноярске для нашей команды прошло очное двухдневное обучение. Очные тренинги отлично работают на вовлечение команды, потому что живое общение всегда приятнее, чем дистанционное сквозь экран.

Быть успешным руководителем — значит сочетать в себе развитые навыки hard skills и soft skills, причем мягкие навыки нуждаются в постоянной прокачке. Например, в «Школе адекватного руководителя» мы делаем особый упор на управленческие компетенции. Да, прямого влияния на результаты бизнеса это не оказывает, но для слаженной работы команды не обойтись только хорошим составом экспертов и специалистов — необходимы грамотные управленцы.

От профессионализма руководителей зависит очень много, вся нематериальная мотивация сотрудников, по сути, завязана именно на них. Премии — это замечательно, но именно руководитель управляет атмосферой в коллективе, а также тем, как ставятся задачи и контролируется их выполнение. Поэтому, чтобы компания работала как часы, нужно постоянно развивать управленческий состав.

Поддержка

Вернемся к начальному тезису: важен индивидуальный подход к каждому сотруднику. Речь не только о профессиональной сфере, но и о человеческих взаимоотношениях.

Я уверена, что уважающий себя руководитель должен знать о подчиненных намного больше, чем имя и занимаемую должность — их интересы вне работы, взгляды на жизнь, хобби и предпочтения.

Так намного легче наладить продуктивное общение, потому что рабочие процессы удачно дополняются частицами личного отношения и доверия. Люди ценят это — мы слишком много времени проводим на работе, поэтому стремимся работать с удовольствием, в теплой и дружественной атмосфере. 

Для меня формула хорошего руководителя проста и сложна одновременно. Она звучит так: Профессионал+Человек — оба слова с большой буквы, так как они одинаково важны. 

Начать дискуссию

«Самолёт» закрыл сделку по покупке московского банка «Система»

Теперь официально.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

В мобильном банке «Сбера» появились переводы в Турцию

В мобильном банке «Сбера» внезапно появились переводы в Турцию — на местные карты и счета. Лимиты 1000 и 20 тыс. рублей соответственно.

Налоговики получили 8 лет колонии за взятку в размере 32 млн рублей

Сотрудники ИФНС по Московской области за 32 млн рублей хотели уменьшить предпринимателю размер доначислений по итогам выездной проверки. Бизнесмен написал заявление в УФСБ.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Общество

Жители новых регионов получили больше 2 млн российских паспортов

За получением паспорта гражданина РФ обратились около 83% жителей ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.

НДФЛ

Участников комплексного развития территорий могут освободить от НДФЛ

Депутаты хотят, чтобы участники комплексного развития территорий получали такие же налоговые льготы, как и москвичи, которых коснулась реновация.

Законопроекты

Международные расчеты разрешат проводить в ЦФА

Теперь цифровыми финансовыми активами разрешат проводить оплату за импорт и экспорт товаров и услуг в рамках закона о валютном регулировании.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Обзоры новостей

⚡️Итоги дня: переводчик от «Яндекса» стал лучшим, экс-депутата выпроводили из самолета, а россияне стали чаще покупать красивые телефонные номера

Подготовили для вас дайджест главных событиями дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Маркетинг

На подарки к 8 Марта россияне потратят на 15-20% больше денег

Из-за высокого спроса вырастут цены на средства для ухода, электронику, аксессуары, парфюм и фены.

62

ИП и бухгалтеры запутались, подавать ли заявления для уменьшение налога на УСН и патенте на взносы. 😤«Ночной бухгалтер» №1631

Мозг сварился, каша в голове, как пыльным мешком ударили — примерно такие чувства испытывает сейчас почти каждый предприниматель, который пытается сам разобраться с новыми законами и правилами. Повезло тем, у кого есть бухгалтер, потому что голова болит уже не у ИП, а у главбуха. Но даже самые матерые путают уведомления с заявлениями. Поможем разобраться.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Центробанк добавил первую компанию в реестр операторов по приему платежей

Если операторы платежей до 1 октября 2024 года не подадут сведения о себе в реестр Центробанка, то они не смогут работать.

Бесплатно с НДФЛ

Когда при продаже жилья надо и не надо сдавать 3-НДФЛ и платить налог: таблица + примеры

Продать жилье и не платить НДФЛ можно, если срок владения превышает минимальный, или если срок маленький, но вычеты перекрывают доход. Когда-то надо сдавать декларацию 3-НДФЛ, когда-то – не надо.

Когда при продаже жилья надо и не надо сдавать 3-НДФЛ и платить налог: таблица +  примеры
6-НДФЛ

Сдавайте 6-НДФЛ правильно! Что нужно учесть при заполнении формы

Не запутайтесь в том, какие суммы указывать в первом и во втором разделе формы 6-НДФЛ за 2023 год.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Релокация сотрудника. Что нужно знать работодателю

Расскажем, что такое релокация работника, какие есть особенности уплаты НДФЛ и страховых взносов для релокантов, и как релокантам соблюсти требования валютного контроля. Что должен знать работодатель, если сотрудник валютный резидент России.

Релокация сотрудника. Что нужно знать работодателю

💰Как продать готовый бизнес без рекламного бюджета в короткий срок. Советы от эксперта

💬Как правило для того, что бы продать 1 микро-бизнес стоимостью до 10.000.000₽ — закладывается рекламный бюджет: 30.000₽-50.000₽.

В специальных административных районах зарегистрировались около 200 иностранных компаний

В специальные административные районы за 2023 год переехало порядка 200 иностранных организаций с российским участием.

Какие законы и изменения вступают в силу с 1 марта 2024 года

Обзор изменений, которые важны не только бухгалтеру. Запрет рекламы VPN-сервисов, новые требования к ипотеке, повышение пенсий, новое в лицензировании, маркировке, электронных документах.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
ЭДО

С 1 марта будет новый формат электронных доверенностей

Электронные доверенности, оформленные по старому формату, будут принимать до 28 февраля 2025 года. Новые документы можно сделать бесплатно в программе «Налогоплательщик ЮЛ».

ЭДО

Обзор систем электронного документооборота (СЭД)

Основной инструмент для организации электронного документооборота — программные решения под названием СЭД (системы электронного документооборота). Современный рынок СЭД предлагает широкий выбор решений разных вендоров. Рассмотрим пять популярных СЭД, функциональные возможности которых наиболее полно покрывают потребности российского бизнеса.

Обзор систем электронного документооборота (СЭД)
Воинский учет

Воинский учет: что нужно проверить компаниям и как не получить штрафы

Компаниям нужно не реже одного раза в год проводить сверку с военкоматами. Будут проверять личные данные военнообязанных сотрудников и то, как организация ведет воинский учет.

Бесплатно с Декларация по УСН

Как заполнить декларацию УСН «Доходы» для ООО и ИП. Мини-курс

В мини-курсе рассмотрим, как заполнить декларацию УСН «Доходы» для ООО и ИП и разберем, какие выплаты отразить в декларации, чтобы уменьшить налог за 2023 год.

Как заполнить декларацию УСН «Доходы» для ООО и ИП. Мини-курс