Вопрос №1.
Являются ли объектом обложения транспортным налогом незарегистрированные транспортные средства?
Ответ.
Согласно статье 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено статьей 357 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 358 НК РФ предусмотрено, что объектом обложения транспортным налогом являются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из пункта 3 статьи 362 НК РФ исчисление транспортного налога (авансовых платежей) производится в отношении транспортных средств, зарегистрированных за налогоплательщиком.
Согласно пунктам 4-5 статьи 362 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации. Кроме того, указанными органами представляются сведения по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее – Постановление № 938) собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение 5 суток после приобретения транспортных средств.
Органами государственной регистрации наземных транспортных средств являются:
- подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
- органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Правила регистрации автомототранспортных средств в Государственной инспекции безопасности дорожного движения утверждены Приказом МВД России от 27.01.2003г. N 59 (зарегистрирован в Минюсте России 07.03.2003г., N 4251).
Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора) утверждены Минсельхозпродом России от 16.01.1995г. (зарегистрированы в Минюсте России 27.01.1995г., N 785).
Согласно статье 15 Федерального закона от 10.12.1995г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск наземных транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении, осуществляется путем их регистрации в уполномоченных органах и выдачи соответствующих документов.
Таким образом, до момента регистрации автотранспортного средства в уполномоченных органах оно не допускается к участию в дорожном движении.
В Определении КС РФ от 14.12.2004г. N 451-О отмечено, что с учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования. Поскольку транспортное средство, не прошедшее регистрацию и не допущенное к участию в дорожном движении, не воздействует на состояние дорог общего пользования, то экономических оснований для обложения такого транспортного средства транспортным налогом нет.
В арбитражной практике отсутствует единый подход по данному вопросу.
В Постановлении ФАС Московского округа от 31.05.2006г. N КА-А41/4543-06 арбитражный суд пришел к выводу, что отсутствие государственной регистрации транспортного средства не может служить основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты транспортного налога. Поскольку спорные транспортные средства, находившиеся на балансе организации, в соответствии с Постановлением N 938подлежали регистрации в установленном порядке в органах Гостехнадзора, то они в соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ признаются объектом налогообложения транспортным налогом, и, соответственно, организация является плательщиком указанного налога. То обстоятельство, что указанные транспортные средства фактически не были зарегистрированы налогоплательщиком, по мнению суда, не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога, пени и налоговых санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
В то же время в Постановлении ФАС Центрального округа от 03.04.2006г. N А68-АП-279/12-05 содержится вывод о том, что любой субъект налоговых отношений приобретает статус плательщика транспортного налога и у него появляется объект налогообложения только в том случае, если приобретенное им транспортное средство будет зарегистрировано в установленном порядке, поскольку именно государственная регистрация транспортных средств означает заявление к эксплуатации транспортных средств по назначению, то есть передвижение по транспортным путям, на содержание которых взимается транспортный налог. Следовательно, доначисление транспортного налога, произведенное налоговым органом по не зарегистрированным в установленном порядке транспортным средствам, нельзя признать правомерным.
В Постановлении ФАС Центрального округа от 25.04.2006г. N А48-1284/05-19 установив, что транспортные средства, имеющиеся у предприятия, не регистрировались в органах Гостехнадзора, поскольку не являются участниками дорожного движения, а используются только в производственной деятельности предприятия на его территории, арбитражный суд признал, что указанные транспортные средства, не прошедшие регистрацию в установленном порядке, не могут являться объектом налогообложения транспортным налогом, а неисполнение предприятием обязанности по их регистрации не может являться основанием для доначисления ему транспортного налога в связи с отсутствием объекта налогообложения.
В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 06.03.2006г. N А05-13823/2005-31 арбитражный суд пришел к аналогичному выводу о том, что при приобретении транспортного средства обязанность по уплате транспортного налога не возникает до его регистрации в установленном порядке. Довод налогового органа, что поскольку обязанность зарегистрировать транспортные средства лежит на налогоплательщике, то неисполнение этой обязанности не освобождает его от уплаты транспортного налога, судом отклонен, так как согласно статье 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства. Кроме того, поскольку транспортное средство, не прошедшее регистрацию, не допускается к участию в дорожном движении и не воздействует на состояние дорог общего пользования, то нет экономических оснований для обложения такого транспортного средства транспортным налогом.
В Постановлении ФАС Уральского округа от 06.03.2006г. N Ф09-1150/06-С1 арбитражный суд отклонил довод налогового органа о занижении налогоплательщиком налоговой базы по транспортному налогу, в связи с тем что налогоплательщиком в декларации не отражены четыре транспортных средства, находящиеся на его балансе. Как указал суд, обязанность уплачивать транспортный налог ставится в зависимость от регистрации транспортных средств, а только факт нахождения транспортного средства на балансе общества не порождает обязанности по уплате названного налога. Между тем налоговый орган не представил доказательств регистрации и использования обществом названных транспортных средств.
Аналогичные выводы содержатся также в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 30.01.2006г. N А43-16227/2005-35-548.
Таким образом, транспортные средства становятся объектом налогообложения только с момента их государственной регистрации в установленном порядке. Обязанность по уплате транспортного налога возникает только с момента государственной регистрации транспортного средства.
Юрий Лермонтов, консультант Минфина, эксперт ИА "Клерк.Ру".
Начать дискуссию