Эксперты рассказали, как сформировать учетную политику на 2019 год

Положениям учетной политики компании уделяется пристальное внимание в ходе налоговых проверок. Поэтому формальный подход к ее составлению или неприменение на практике закрепленных способов учета, может привести к негативным последствиям. Какие изменения нужно учесть при составлении учетной политики на 2019 г.? Об этом рассказали эксперты «РосКо—Консалтинг и аудит» в блоге компании.

Основные требования к учетной политике компании для целей бухгалтерского учета прописаны в п.6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. №106н):

  • полное отражение всех факторов хозяйственной деятельности (это означает, что в бухгалтерском учете подлежат все операции без исключения);
  • своевременный учет хозяйственных операций (это означает, что операции необходимо отражать в тех периодах, в которых они были совершены);
  • приоритет экономического содержания фактов хозяйственной деятельности над их правовой формой.
В налоговой учетной политике компании прописываются те способы учета, в отношении которых выполняется любое из условий:
законодательством предусмотрено несколько способов учета (например, несколько способов начисления амортизации), из которых организация может выбрать для себя наиболее подходящий;
способ учета законодательством не установлен (например, методика раздельного учета НДС при ведении облагаемой и не облагаемой этим налогом деятельности).

Что должно учитываться в учетной политике?

При разработке учетной политики как для целей бухгалтерского, так и для целей налогового учета, компании, прежде всего, должны учитывать специфику своей деятельности. 

В силу специфику осуществляемой деятельности и, соответственно, различного законодательного регулирования, учетная политика торговой организации будет отличаться от учетной политики производственного предприятия.

Так, в учетной политике производственного предприятия важно прописать порядок учета прямых или косвенных расходов в налоговом учете. Напомним, что право определения перечня прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), должно быть реализовано в соответствующих разделах учетной политики (ст. 318 НК РФ). А выбор состава прямых расходов должен быть экономически обоснован, увязан со спецификой производства и технологическими процессами. 

Предоставляя компаниям возможность самостоятельно определять налоговые правила игры в учетной политике, включая формирование состава прямых расходов, НК РФ не рассматривает этот процесс как зависящий исключительно от воли налогоплательщика (постановление АС Уральского округа от 10.03.2015 г. №А76-12931/2014). Однако подробное экономическое обоснование перечня прямых расходов в учетной политике, в случае разрешения спора в судебном порядке, является весомым аргументом в пользу организации. 

Важно!
В отношении предприятий госсектора Минфин РФ выпустил методические указания по применению ФСБУ «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (письмо Минфина РФ от 31.08.2018 г. №02-06-07/62480, доведено налоговиками письмом ФНС РФ от 10.10.2018 г. №АС-4-5/19735), которые подлежат применению с 1 января 2019 г.
В указанном стандарте установлены единые требования к формированию, утверждению и изменению учетной политики, правила отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности: последствий изменения учетной политики, оценочных значений, исправлений ошибок.

Для коммерческих структур таких указаний нет.

Продолжение статьи читайте здесь.

Обучающий курс от команды «Клерка»
«Налоговые проверки. Тактика защиты»
Способы защиты, проверенные на практике, от Ивана Кузнецова, налогового эксперта, работавшего в ОБЭП.
  • Первое видео — бесплатно.
  • Даем сертификат в конце обучения.
  • Дистанционное обучение.
Записаться на курс за 5 500 руб.