57% компаний стали готовиться к экономическому спаду. Эксперт назвала причины спада и объяснила их
«Опора России» провела опрос и выяснила, что большинство предприятий (57%) стали готовиться к спаду, который произойдет до конца 2025 года. Это связано с резким замедлением экономики страны.
28% компаний надеются на то, что рост возобновится, а 15% затруднились со своей оценкой траектории экономики. Об этом пишет РБК со ссылкой на исследование.
В последний год 90% компаний пришлось искать новых контрагентов и поставщиков, 51% предприятий сократили персонал, чтобы оптимизировать финансы. Однако в 73% организаций по-прежнему сохраняется дефицит кадров.
Не смогли выйти на новые рынки сбыта 67% компаний, а для 62% предпринимателей «дружественные» страны не смогли возместить потери от санкций. Только 12% удалось найти полноценную замену привычным рынкам.
Специально для «Клерка» комментирует Наталья Горячая — предприниматель, автор просветительского проекта для малого бизнеса #мспживи:
«Нет ничего лучше, чем цифры. Только не те цифры, которые указываются в официальной статистике, а настоящие — те, которые с "полей" собираются. Но все же в данном случае уместно обратиться к динамике расходов федерального бюджета: 18,2 трлн рублей в 2019 году, 24,8 трлн в 2021 году и 25,2 трлн в январе-июле 2025 года. Основными факторами роста расходов стали:
увеличение оборонных расходов;
расходы на национальную экономику в виде реализации национальных проектов;
социальная сфера.
Оборонные расходы реальной экономике денег не дают. Они не порождают того мультипликативного эффекта, который позволит бизнесу смотреть с оптимизмом в будущее.
Социальная сфера, как ее ни корми, вливать в экономику денег тоже не будет. Ну, не будут пенсионеры покупать новые стиральные машины или ездить на курорты Кавказа, если им пенсию увеличат на 300 рублей в год. Поэтому бизнес может расти только за счет кредитов, стоимость которых доходит до 40% годовых. Так себе рост, не правда ли?
Вторая причина спада, по моему мнению, кроется в беспрецедентном давлении контролирующих органов на бизнес.
Проверки, в том числе налоговые, "принуждение" к добровольному уточнению налоговых обязательств, санкции при дроблении, показательная "порка" блогеров-миллионников — все это заставляет предпринимателей из сегмента малого и среднего бизнеса задуматься: а надо ли ему, бизнесу, расти на фоне происходящего? Скорее нет, чем да. Отсюда и спад».


Начать дискуссию