Минфина в письме от 25.02.2026 № 03-07-11/14792 разъяснил порядок применения ставки НДС при оплате по контрактам с учетом перечисленных до 01.01.2026 авансовых платежей, если поставка товара будет после 01.01.2026 года.
С 1 января 2026 года общая ставка НДС составляет 22%, она применяется в отношении товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных) с указанной даты (ч. 13 ст. 25 Закона № 425-ФЗ).
То есть, при реализации с 1 января 2026 товаров (в том числе в счет реализации которых в 2025 году получена предоплата) продавец дополнительно к цене обязан предъявить к оплате покупателю сумму НДС по ставке 22% (п. 1 ст. 168 НК).
НДС с аванса (предоплаты), полученного в счет предстоящих поставок, принимается к вычету в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 172 НК.
НДС, исчисленный с аванса (предоплаты), полученного в 2025 году, принимается к вычету на дату отгрузки этих товаров в действующем на этот момент размере (т. е. по ставке 20/120).
Подробнее о том, как работать с НДС, расскажем на курсе повышения квалификации «Учет НДС — 2026». Вы узнаете, как делать вычеты и восстанавливать налог, научитесь заполнять декларацию по НДС и составлять счета-фактуры по новым требованиям.
Цена курса со скидкой 66%: 8 746 ₽ вместо 26 000 ₽. Осталось 2 места по этой цене.
После обучения вы получите удостоверение о повышении квалификации на 120 ак. часов.

В статье не корректно пояснили по ставке НДС при зачете аванса. Допустим в декабре 2025 был аванс на 1 200 в т.ч. НДС 20% т.е. 200 руб. В январе 2026 отгрузили на эту же сумму 1 200 в т.ч. НДС 22% т.е. 216,39 руб. По статье получается должны взять в зачет по ставке 22% т.е. 216,39 что неверно т.к. ранее в декабре 2025 НДС с аванса был всего 200р. (20%). Вот эти 200 р. и берем к зачету в январе.