НДС

НДС как проблема судоремонтной отрасли

На заседании Президиума ВАС РФ 1 сентября 2009 года было рассмотрено дело по применению льготы по НДС в виде освобождения от налогообложения судоремонтными заводами услуг по ремонту, оказываемых в порту.
НДС как проблема судоремонтной отрасли
На фото Алексей Борисов, юрист Юридической компании "Юков, Хренов и Партнеры"

На заседании Президиума ВАС РФ 1 сентября 2009 года было рассмотрено дело по применению льготы по НДС в виде освобождения от налогообложения судоремонтными заводами услуг по ремонту, оказываемых в порту.

По результатам рассмотрения дела судом были отменены судебные акты апелляционной и кассационной инстанции, а решение суда первой инстанции оставлено без изменений. Президиум посчитал применение льготы по НДС Дальневосточным заводом «Звезда» необоснованным.Ранее по схожему делу Президиум ВАС РФ уже принимал Постановление, также не в пользу судоремонтного завода.

Позиция Президиума ВАС РФ, по сути, сводилась к следующим моментам: «Не может толковаться как проведение работ по обслуживанию судна ремонт судна, пребывшего на предприятие с целью осуществления ремонта в специализированных доках и на судоверфях, с выводом его из эксплуатации».

Такой вывод ВАС РФ сделал, исходя из толкования понятия стоянки судна и обслуживания в порту. По мнению Президиума, только ремонтные работы, проводимые во время нахождения судна в акватории порта при условии, что судно вошло в порт не с целью ремонта (не выведено из эксплуатации), освобождаются от налогообложения НДС в силу пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Но только при одном взгляде на данную норму, неоднозначность толкования становится видна. Так, согласно диспозиции нормы освобождаются от налогообложения НДС услуги, включая ремонтные, по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах. Если исходить из буквального толкования нормы, то льготированию подлежат любые услуги по ремонту при соблюдении следующих условий:

·  услуга оказана в границах порта;

·  в период проведения работ судно не выводилось из эксплуатации.

Что касается границ порта, то здесь все ясно: согласно ФЗ «О морских портах в РФ»,  пределами границ порта является его акватория и территория. При этом сами по себе специализированные судоверфи и доки судоремонтных заводов, являясь объектами инфраструктуры порта, входят в его границы - территория порта. В соответствии со словарем морских терминов временем стоянки судна в порту следует считать временной интервал между входом и выходом судна из порта. При таких обстоятельствах, можно смело утверждать, что законодатель, ограничивая круг субъектов имеющих право на применение льготы по НДС, исключил из их числа лиц, оказывающих услуги вне портов.

Намного сложнее обстоит ситуация с толкованием термина обслуживание в период стоянки. К примеру, если следовать прямой логике, то, исходя из системного толкования ст.ст. 11, 149 НК РФ под обслуживанием для целей налогообложения понимаются в том числе и ремонтные работы. Какие-либо ограничения по виду ремонтных работ в норме отсутствуют. Следовательно, можно сделать вывод о том, что льготированию подлежат любые услуги по ремонту при условии, что они были оказаны в границах порта. На аналогичную мысль наталкивает и предыдущая редакция данной нормы, согласно которой освобождались от налогообложения НДС ремонтные работы вне зависимости от места оказания услуги. При внесении изменений в данную норму, исходя из пояснительной записки к проекту ФЗ, которым такие изменения были внесены, следует, что законодатель, принимая норму в новой редакции, хотел исключительно ограничить круг лиц, применяющих льготу, по территориальному признаку – в порту или не в порту. Никакой речи о видах работ никогда не шло. До Постановлений Президиума ВАС РФ  по данному вопросу судебная практика шла по однозначному пути – судоремонтные заводы имеют право на применение льготы вне зависимости от вида работ при условии, что такие работы оказаны в границах порта. Аналогичной позиции придерживается Минфин, а также ФНС РФ.

Несмотря на это, Президиум ВАС посчитал, что законодатель связал применение льготы помимо места оказания услуги, также и с характером ремонтных работ, приравняв ремонтные работы к обслуживанию. По мнению Президиума ВАС РФ, ремонт на судоремонтных заводах, а точнее в их доках (судоверфях), не равнозначен ремонту, сравнимому с обслуживанием. К таким работам относятся работы, осуществляемые у причальной стенки, т.е. в акватории порта, при условии, что судно зашло в порт не с целью ремонта.

Подобная логика Президиума не может иметь однозначной оценки. По моему мнению, Президиум  ВАС РФ, делая такой вывод, не учел ряда моментов, ставящих заводы на грань банкротства, оставив без возможности применения льготы.

Так, судом не принято во внимание, что предоставление льготы является исключительной санкцией государства. Только законодатель решает, кому дать льготу, а кому нет. Основной целью любой льготы является стимулирование. В данном случае, целью льготы являлось стимулирование деятельности судоремонтных заводов, обеспечивающее возможность конкурирования с иностранными заводами, оказывающими аналогичные услуги. На практике же правовая позиция Президиума исключила возможность применения льготы заводами в части всех услуг заводов (исключая малую толику). И это при том, что 70% услуг, которые оказывают заводы, приходится на гособоронзаказы. Контракты по госооборонзаказам заключаются государством с заводами без НДС, принимая во внимание предоставленную льготу.

После принятия первого Постановления Президиумом по данному вопросу (2007 год) судоремонтным заводам в результате пересчета налоговой базы по НДС было доначислено более 1 млрд. руб., что является колоссальной суммой для заводов и  так находящихся далеко не в лучшем состоянии. До настоящего времени с момента принятия первого Постановления большинство заводов в принципе отказались от применения льготы, по большому счету, выведя из оборота 18% (налог с оборотов, постоянно находящийся в бюджете).

Я считаю, что действительно, исходя из понятия обслуживания, даже принимая во внимание тот факт, что с точки зрения НДС ремонтные работы равнозначны обслуживанию, характер работ играет роль при применении льготы. Думаю, что критерием, разграничивающим ремонтные работы равнозначные обслуживанию от иных ремонтных работ, выступает факт вывода судна из эксплуатации.

На такой вывод наталкивает, по большому счету, цель захода судна в порт, т.к. судно, находясь в порту и являясь транспортным средством, в период стоянки в порту в принципе по назначению не используется. Фактологическое значения при толковании понятия обслуживания с точки зрения ремонта имеет фактическая возможность судна к эксплуатации. Любые ремонтные работы при условии, что судно находится в состоянии, пригодном для эксплуатации, является обслуживанием судна. Также как и разгрузка (погрузка) судна в порту, являясь целью захода в порт, проведение ремонтных работ также является обслуживанием. К примеру, целью захода судна в порт зачастую является необходимость прохождения классификационного освидетельствования. Учитывая систематические износы  и поломки частей судна в период его эксплуатации, прохождение классификационного освидетельствования всегда связано с проведением ремонтных работ. Такие работы равнозначны техническому обслуживанию по аналогии с ТО для автотранспортных средств. Ни у кого ведь не вызывает сомнения, что ремонтные работы, проводимые в ходе ТО, являются техническим обслуживанием.

Почему-то, по мнению Президиума ВАС РФ, ремонтные работы судна, проводимые при прохождении классификационного обслуживания, не равнозначны обслуживанию судна в порту. Это при том при всем, что военные суда в ходе проведения подобных ремонтных работ находятся на боевом дежурстве в соответствующей степени боевой готовности. А ведь именно такие ремонтные работы рассматривались судом на заседании 1 сентября 2009 года.

Подобное толкование нормы не отвечает целям законодателя, смыслу нормы, а также существующей экономической обстановке в стране в условиях кризиса, когда все действия государства должны быть направлены на поддержание государственных предприятий, каковыми и являются все судоремонтные заводы нашей страны.

Если брать во внимание европейские страны, то в подавляющем большинстве из них НДС не облагаются (либо ставка 0%) любые ремонтные работы вне зависимости от их вида при условии, что они оказаны в границах порта. В ряде стран существует ограничение лишь по длине судна – льгота не предоставляется при проведении ремонтных работ на малогабаритных судах.   

Подобная хладнокровность суда к ситуации в судостроительной отрасли при толковании нормы, как мы видим достаточно не однозначном, вызывает только удивление, а ведь это отрасль с оборотами в 150 млрд. руб., обеспечивающая многие тысячи рабочих мест.

Последней надеждой заводов на благоприятный исход этой ситуации является Конституционный суд. Может быть, его члены прислушаются к мнению отрасли.

Начать дискуссию

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

ФНС: ошибки бизнеса в платежках снизились в 24 раза

В 2,3 раза уменьшилось количество «технических» налоговых должников — когда у компании одновременно был долг по одному налогу и переплата по другим. В 6 раз стало меньше приостановок операций по счетам. Все благодаря ЕНС.

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

На горизонте сразу 4 праздничных дня, потом пара рабочих и снова 2 свободных! Используйте это время с умом — за череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5
Лучшие спикеры, новый каждый день

Как повторно использовать старый контент, если не хватает времени на создание нового

Для продвижения в соцсетях юристу постоянно нужно создавать контент, желательно — уникальный. Однако нехватка времени на ведение социальных сетей не всегда позволяет писать новые экспертные посты. Выход есть: «переупаковать» имеющийся контент.

Wildberries планирует выйти на рынок трех дальних стран

Компания может запустить сервис в Дубае и в других регионах Ближнего Востока, а также в Северной Африке.

Сроки запуска разрешительного режима. Когда начнут проверят код маркировки

С 1 мая 2024 года вступит в силу новый разрешительный режим для молочной продукции и упакованной воды при продаже через кассовые системы.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
3-НДФЛ

👍 Не будет штрафа, если просрочили сдачу 3-НДФЛ из-за технических ограничений

Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

2

Блиновская использовала два десятка ООО и три ИП, чтобы сэкономить 918 миллионов, и потеряла все! Не будь как Елена

Сегодня поговорим о том, как за счет дробления бизнеса Елена Блиновская вывела почти миллиард рублей. И что с этой информацией делать предпринимателям.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥Обзор к утру пятницы: новая одежда для заключенных, сторис на Госуслугах, зарплатные долги достигли минимума

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

В ближайшие дни объявят параметры налоговой амнистии при дроблении бизнеса

К маю будет готов механизм амнистии для бизнеса, который увлекается дроблением.

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд

Стритфуд — динамично развивающийся сегмент рынка общепита, популярный как у начинающих предпринимателей, так и у опытных рестораторов. Однако и здесь есть свои подводные камни. Разберем 7 главных ошибок, которые допускают владельцы стритфуда, и расскажем, какие из них можно избежать с помощью системы автоматизации кафе Fusion POS.

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд
Реклама

Продлить договор на рекламную конструкцию станет проще

4 мая начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Топ-10 облигаций с высокой доходностью от аналитиков РБК

Снег уже везде растаял, начинают таять и доходности по облигациям на ожиданиях разворота ДКП, которого, кстати, может и не быть в ближайшее время. Для желающих инвестировать в надёжных эмитентов эксперты из РБК предлагают любопытную подборку облигаций с доходностью выше 16%. Посмотрим, что им есть предложить.

Топ-10 облигаций с высокой доходностью от аналитиков РБК
Ипотека

Приняты новые условия промышленной ипотеки

Минпромторг обновил на 2024 год ключевые параметры механизма «промышленной ипотеки».

Или пан или пропал! Конституционный суд нашел брешь в законе

Конституционный суд указал законодателю закрыть брешь в законе по вопросу получения профессиональных налоговых вычетов физическим лицом, не зарегистрированным в качестве ИП.

Или пан или пропал! Конституционный суд нашел брешь в законе
Мошенничество

Финансовые мошенники могут первое время реально выплачивать доход

В Москве сотрудники полиции задержали подозреваемого в многомиллионном мошенничестве под предлогом инвестирования.

Маркетинг

На майских праздниках хотят запретить продажу алкоголя

Чтобы снизить число преступлений и защитить здоровье населения, депутат предложил по всей стране запретить продажу спиртного во время майских праздников.

Отпуска

Сотрудники имеют право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя

В особых случаях работники могут не согласовывать с работодателем период отпуска без сохранения зарплаты.

2

Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Интересные материалы

Криптовалюта

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.