Права потребителей

Растет количество споров между рестораторами и гостями заведений общепита. Чем рестораны насолили москвичам?

В московских судах растет количество споров между рестораторами и гостями заведений общепита. Специалисты «Юридического центра адвоката Олега Сухова» проанализировали судебную практику и выяснили основные причины взаимной неприязни.

В московских судах растет количество споров между рестораторами и гостями заведений общепита. Специалисты «Юридического центра адвоката Олега Сухова» проанализировали судебную практику и выяснили основные причины взаимной неприязни.

Причина № 1 - отравления

Около 50% исков к учреждениям общепита связаны с отравлениями. Характерный пример - москвич, посетив один из столичных ресторанов, отравился куриным супом и оказался на больничной койке в областной инфекционной клинике. Суд удовлетворил его исковые требования к хозяевам опасного заведения, сославшись на ст. 14 закона «О защите прав потребителей», согласно которому вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя из-за недостатков товара или услуги подлежит возмещению в полном объеме. Известны случаи, когда пострадавшие от сальмонелл и различных кишечных инфекций граждане взыскивали с вредителей компенсации в 30-100 тыс. рублей.  «Чтобы выиграть такое дело, необходимо предъявить доказательства, однозначно указывающие на причинно-следственную связь между принятием в ресторане пищи и заражением. Как правило, железобетонными аргументами являются постановления Росприроднадзора с выводами о нарушении ответчиком санитарно-эпидемиологических норм и правил. Копии таких документов необходимо приобщать к делу вместе с заключениями экспертов - например, специалистов в области микробиологии», - рекомендует адвокат Олег Сухов.

Причина №2 - обман

Около 20% жалоб на рестораторов поступает от посетителей, пострадавших от обмана. И если раньше бесспорными хитами считались вписанные в счета вымышленные блюда, завышенные цены, накрутки за обслуживание, то теперь на пальму первенства претендуют уголовно наказуемые махинации с кредитными карточками клиентов. Клиенты, желающие расплатиться  карточкой, нередко сначала передают ее официанту. Недобросовестные официанты списывают реквизиты и коды, а затем совершают серию покупок от имени владельца карточки в Интернете. Многие граждане проявляют халатность при вводе пин-кода через мобильные терминалы - пароли легко «считываются» присутствующей рядом обслугой, а карточка похищается.

Причина №3 - травмы

Все чаще посещение ресторанов заканчивается не только отравлениями и материальными потерями, но также и различного рода травмами, наиболее распространенной из которых является ожог горячими напитками и супами. Травмы становятся основанием примерно для 15% исков, выдвигаемых против владельцев кафе и ресторанов.  Как правило, виновниками чрезвычайных происшествий становятся неосторожные сотрудники ресторана - официанты, кассиры, уборщики помещений, а жертвами - дети. В большинстве случаев суды удовлетворяют претензии граждан, хотя при этом существенно снижают запрашиваемые пострадавшими многомиллионные компенсации до 10-20 тыс. рублей. «Чаще всего истцам не удается прорваться через юридические дебри, которыми опутаны трудовые отношения владельцев ресторанов с персоналом. Нередко трудовые контракты составлены таким образом, что заведение перекладывает всю ответственность за любой причиненный клиенту вред на своих работников, платежеспособный лимит которых обычно ограничен указанными суммами», - констатирует адвокат Олег Сухов.

Причина №4 - пропажа вещей

Дела, связанные с пропажей оставленных в гардеробах ресторанов и кафе личных вещей, складываются для любителей трапез неоднозначно. На такие споры приходится менее 10% судебных тяжб и заканчиваются они чаще всего в пользу работников общепита. Недавно Тимирязевский суд отказал москвичке в иске к ресторану, из гардероба которого испарилась в неизвестном направлении норковая шуба стоимостью 200 тыс. рублей. Судей не впечатлили доводы истицы о нравственных страданиях и не убедили ее ссылки на статьи Гражданского кодекса, регламентирующие порядок заключения договора услуг по хранению вещей. «Суд постановил, что в соответствии с правилами оказания услуг общественного питания ресторан вправе самостоятельно устанавливать правила поведения для посетителей. Рестораторы не заставляли гражданку снимать норковую шубу и не несли ответственность за ее сохранность. Согласно статье 887 ГК РФ договор хранения должен быть заключен в письменной форме, если стоимость передаваемой на хранение вещи превышает не менее чем в 10 раз установленный законом минимальный размер оплаты труда. Эквивалентом письменного договора является сохранная расписка, квитанция, жетон. Однако владелица норковой шубы не смогла предъявить суду никаких знаков, которые удостоверяли бы принятие вещи на хранение», - поясняет адвокат Олег Сухов.

Причина №5 - фейс-контроль

Примерно 5% жалоб на рестораторов связаны с необоснованным отказом в обслуживании. Нередко охрана ресторана устанавливает фейс-контроль на входе, либо выпроваживает из зала подвыпивших посетителей, граждан, платежеспособность которых вызывает сомнение, а также агрессивно настроенные кампании. Как правило, в судах рестораторы обосновывают такие радикальные меры внутренними правилами заведения, позволяющими отказывать гостям в обслуживании без объяснения причин. Однако суды не всегда принимают такие аргументы во внимание. Чаще - признают отказы в обслуживании немотивированными и принуждают ответчиков компенсировать ресторанным изгоям  моральный вред в размере от одной до нескольких тысяч рублей. «Стоит заметить, что нередко персонал ресторанов сначала сам провоцирует конфликты с гостями своей нерасторопностью и безразличием, а затем пытается физически избавиться от неудобных, несговорчивых и возмущенных клиентов, нарушая закон», - резюмирует адвокат Олег Сухов. 

Начать дискуссию

3-НДФЛ

Налоговики не будут штрафовать, если просрочка 3-НДФЛ произошла из-за технических ограничений

Штрафовать за просрочку из-за технических сбоев инспекторы не будут. Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Мошенничество

Финансовые мошенники могут первое время реально выплачивать доход

В Москве сотрудники полиции задержали подозреваемого в многомиллионном мошенничестве под предлогом инвестирования.

Маркетинг

На майских праздниках хотят запретить продажу алкоголя

Чтобы снизить число преступлений и защитить здоровье населения, депутат предложил по всей стране запретить продажу спиртного во время майских праздников.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Сотрудники имеют право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя

В особых случаях работники могут не согласовывать с работодателем период отпуска без сохранения зарплаты.

Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Криптовалюта

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.

Платежные системы

Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Мошенничество

Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

Собеседования

Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Больничные

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным

В общем случае ни ИП, ни самозанятые права на оплату больничных не имеют. Но ИП могут оформить добровольное страхование в СФР. Самозанятые – тоже, но только если они ИП на НПД.

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным
Бесплатно с Самозанятые

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

Какие обязательные и необязательные документы оформить при сотрудничестве с самозанятыми, рассказываем в мини-курсе.

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Социальный вычет

Вскрыта афера с получением вычетов за стоматологию

В Смоленской области направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении социальных налоговых вычетов по НДФЛ за лечение.

Инвестиции

Как продать заблокированные активы

Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Криптовалюта

Аномальная нагрузка на электросеть помогла выявить майнинг криптовалюты

В Новосибирской области полицейские задержали подозреваемых в незаконном потреблении электроэнергии для майнинга криптовалюты.

Кадровый учет

Медосмотры офисных работников: для кого обязательны, как проводить, ответственность

Многих работодателей интересует вопрос: обязательно ли проводить для своих офисных сотрудников медицинские осмотры? Какие риски с этим связаны и как все организовать, рассмотрим в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

Советы по трудоустройству дают, как правило, HR или психологи. Но не менее полезной информацией обладают эксперты с солидным опытом в сфере продаж. Как сделать так, чтобы потенциальный работодатель из всех кандидатов выбрал именно вас, а какой компании стоит точно отказать рассказала Гульнара Гумарова, коммерческий директор Wazzup.

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании
Социальный вычет

💪 Известен размер вычета НДФЛ за сдачу норм ГТО. Подготовиться к сдаче норм может выйти и дороже, считает эксперт

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

Интересные материалы

Маркетплейсы

«Мегамаркет» начал продавать автомобили LADA

При оформлении заказа с покупателем свяжется менеджер «СберАвто», чтобы уточнить технические моменты и варианты доставки.