Налоги, взносы, пошлины

Как правильно общаться с налоговой инспекцией?

Дарить или не дарить налоговикам подарки, куда обращаться в случае «беспредела» и почему сейчас вовсе не обязательно быть лично знакомым с руководителем местной ИФНС — эти вопросы до сих пор волнуют многих бухгалтеров.
Как правильно общаться с налоговой инспекцией?

Дарить или не дарить налоговикам подарки, куда обращаться в случае «беспредела» и почему сейчас вовсе не обязательно быть лично знакомым с руководителем местной ИФНС — эти вопросы до сих пор волнуют многих бухгалтеров. Клерк.ру внимательно изучил опыт коллег, а также воспользовался мнениями Михаила Брюханова, управляющего партнера БКГ «Информаудитсервис», члена экспертного совета при комитете ГосДумы по финансовому рынку и руководителя налоговой практики BMS Law Firm Давида Капианидзе.

Что случилось?

С внедрением электронных сервисов, по взаимодействию с налоговой инспекцией, отпала необходимость учитывать «человеческий фактор» и «выстраивать отношения». Тем не менее, несмотря на технологии важно знать основные правила общения с налоговыми инспекторами в частности и ИФНС вообще.

Так, а сейчас что нужно учитывать при взаимодействии с налоговиками?

Конечно, с налоговым инспектором необходимо общаться вежливо, корректно и грамотно. Налоговики — профессионалы своего дела, поэтому прежде чем отвечать на вопросы необходимо почитать Налоговый кодекс. Это позволит говорить с налоговым инспектором на одном языке. Также полезно знать, что нормы и правила для самого инспектора ФНС определены ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и в главе 5 «Налогового кодекса РФ», где говорится об ответственности налоговой инспекции и ее должностных лиц.

На телефонные звонки отвечать можно, если это общие вопросы касающееся деятельности без углублений. Например, можно ответить на вопрос по договору о том, что там была услуга или товар. Чем занимается фирма, как происходит деятельность.

Во всем остальном в обязательном порядке получения требования и официальный на него ответ.

Также необходимо разграничивать понятие камеральной налоговой проверки и выездной. В обоих случаях, они могут требовать только те документы, которые имеют отношения к правильности исчисления налога и бухгалтерского учета. Например, в ходе камеральной проверки, они могут запрашивать документы только по конкретному налогу и не более. Например, если это НДС, то они имеют право запросить договор счет-фактуру. А вот, например, ведомость по зарплате запрашивать не имеют права.

Нужно ли познакомиться с руководителем своей налоговой инспекции для налаживания «личных отношений»?

Надо понимать, что даже в небольшом городе в налоговой инспекции состоят на учете сотни юридических лиц. У руководителя налоговой инспекции зачастую просто не найдется времени для общения с Вами. Вместе с тем руководители налоговых инспекций принимают по вопросам, определенных их компетенцией. Например, к руководителю ИФНС имеет смысл обратиться при необходимости получения копии протокола допроса, а также по вопросам исполнения его подчиненными своих обязанностей. Руководители налоговых инспекций стараются сохранять ровные и профессиональные отношения со всеми посетителями.

Существуют ли какие-то хитрости в общении с инспекторами ФНС?

Самая главная хитрость в общении с инспектором ИФНС — Ваше знание налогового, гражданского законодательств и основ бухгалтерского учета. Чтобы вопросы инспектора не казались Вам странными, лучше на опрос и беседу с инспектором пригласить Вашего бухгалтера.

Можно дать ряд советов, но они не являются панацеей. При получении решения налоговой инспекции о необходимости проведения проверки вашей компании, нужно его тщательно изучить и постараться своевременно ликвидировать возможные недочеты.

При проведении самой проверки, еще до ее начала нужно обратить самое пристальное внимание на формулировки решения о проверке, описание порядка ее проведения, правильности процедуры ее назначения, наличие у представителей налогового органа надлежаще оформленных служебных удостоверений и т. д. Подробнее читайте тут и вот тут.

В случае возникновения вопросов и пожеланий к инспекторам, нужно их обязательно высказать в письменном виде. Это вообще универсальное правило — все взаимоотношения с налоговыми органами и их представителями фиксировать документально.

Назначить ответственного за проведение проверки со стороны предприятия, который будет общаться с проверяющими, и следить, чтобы персонал фирмы не говорил лишнего. Это важно: отвечайте только на заданные вопросы, недопустимы никакие комментарии не по делу.

Разговаривая с инспектором, тщательно обдумывайте свои ответы, не обязательно спешить с их формулировками, лучше всегда брать паузу в несколько секунд.

Фиксировать все нарушения, допущенные самими инспекторами во время проверок в специальных актах, которые подпишут сразу несколько человек — сотрудников компании.

Не бояться спорить с налоговым инспектором, конечно, делать это тактично и вежливо.

Обязательно помните, что все сомнения всегда должны трактоваться в пользу налогоплательщика, а не наоборот.

А нужно ли дарить инспектору подарки?

Налоговые инспекторы равнодушны к подаркам. Надо понимать, что Ваш подарок может просто смутить инспектора. В крайнем случае — можно дарить им сувениры с корпоративной символикой. Точно такие же, как вы дарите своим партнерам и клиентам.

Существует ли сейчас, в условиях внедрения электронных сервисов, проблема общения бизнеса и налоговой инспекции?

С внедрением электронных сервисов эффективность коммуникации с налоговой инспекцией только возросла. На все запросы по камеральным проверкам налоговики могут получить ответы удаленно через систему электронного обмена, акты сверок и справки из налоговой можно также заказывать удалённо.

Краткая памятка от искушенных

Пользователь Клерк.ру titova-tlt составила свой список борьбы с излишним вниманием от ФНС. По мнению редакции Клерка в списке есть сомнительные советы, однако это довольно интересный опыт:
Что делаю я (ред: titova-tlt):
  • Никогда не предоставляю документы повторно в ФНС (веду реестр предоставленных документов) — это законное право и надо им пользоваться. С отказом с моей стороны — проблем не было.
  • Без ИНН контрагента, так и пишу: прошу предоставить конкретное ИНН т. к. доков много.
  • На рассылки не реагирую, вебинары, семинары и другая бредятина которую шлют всем (не лично ООО).
  • Если требования дублируют друг друга (по НДС и прибыли) звоню инспектору и наезжаю. Кстати, вышестоящая ФНС реагирует на повторные требования — это сигнал несинхронности ФНС, а такого быть не должно.
  • Блокировка счетов. Общаюсь с отделом недоимки — после жалоб просто так не блокируют, а внимательно смотрят на суммы. Правда, недавно одному знакомому буху заблокировали счет за 60 копеек.
  • На всякие хотелки (пришлите книгу покупок в Excel-нам так удобно в ФНС) не реагирую и прошу официальное письмо. Надо делать лучше как себе, а не как ФНС, т. к. никакой exsel НК не предусмотрен.
  • ФНС умудряется терять (не регистрировать) заявления (у меня недавно потеряли на НДФЛ по ТКС отправляла) — жалоба на бездействие, уведомления на УСН (судебная практика в пользу налогоплательщика).
  • На телефонные звонки ФНС не реагирую. Им запрещено звонить на рабочий (коррупция и прочее) — только письма. Вот пусть письма и шлют.
  • При выездной соглашаюсь на проверку только на территории ФНС. Из практики проверка проходит быстрее и спокойнее. ФНС это не любит (надо потянуть и на проверке посидеть с полгода), а кому сейчас легко?
  • При выездной предоставляю доки в последний день. Это хорошо мне (т. к. срок идет с момента предоставления мне Решения о выездной) и без реестра ничего не ношу.
  • Если вижу, что начинается беспредел словесный со стороны ФНС — записываю разговор.
  • Для проверяющих завели журнал проверок и провели инструктаж (правда еще никто не пришел) но это вселяет уверенность, что приходящих проверяющих остудит пыл: когда вам корочку в лицо, мол «Проверка»… А вы в ответ — «Такс, давайте я вас запишу и копию удостоверения сниму…..» Вот здесь распишитесь, что вы у нас были.
  • Если честно не люблю жаловаться, но в свете беспредела ФНС (куча требований, пояснений, объяснений, доков, потери заявлений и прочего) остается писать жалобы, чтоб не кошмарили. А то, как нам, так сразу оштрафуем, заблокируем счет.

На заметку:

ФНС: общение с налогоплательщиками должно стать полностью бесконтактным. Об этом сообщил глава налогового ведомства Михаил Мишустин. По его словам Налоговая служба давно работает над развитием и внедрением новых технологических решений. На сайте ФНС работают 47 электронных сервисов, которые ориентированы на все категории плательщиков. «Открыта линейка „личных кабинетов“, в которых зарегистрированы более 23 миллиона физлиц, почти 500 тысяч индивидуальных предпринимателей, свыше 200 тысяч компаний. Сервисы позволяют решить в режиме онлайн практически все вопросы по налогам», — сказал глава ведомства.

С 2017 года ФНС вводит новый онлайн сервис «НДС офис» для удаленного взаимодействия между иностранными организациями и российскими налоговыми органами. Он будет предназначен для иностранных интернет-компаний, оказывающих электронные услуги российским потребителям, и охватит весь цикл взаимодействия: от постановки на учет в налоговом органе до сдачи декларации и проверки статуса расчетов с налоговым органом.

В конце ноября 2016 года сайт ФНС получил премию Рунета 2016 в номинации «Государство и общество». Эта награда, которую присуждают по решению почти тысячи экспертов, уже признана национальным признанием в области высоких технологий и интернета.

Комментарии

13
  • Олег
    нужно все общение с государством перевести исключительно в интернет. Для этого уже все есть
ВЭД

Что изменилось в валютном контроле в апреле 2024 года

Участники ВЭД с 1 апреля подают в банки меньше документов о сделках с иностранными контрагентами. Расчеты по внешнеторговым контрактам разрешили вести через другие уполномоченные банки, а не только в тех, где сделка стоит на учете.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

🔥 Уже сегодня на тренинге научимся составлять идеальный договор с самозанятым!

Подготовьтесь к мониторингу Минтруда по самозанятым и проверьте договоры с СМЗ. Составьте идеальный договор с СМЗ чтобы уменьшить риски.

Коллекторам запретили заниматься долгами по ЖКХ

Коллекторов и других третьих лиц запретят привлекать для взимания с граждан долгов за жилищно-коммунальные услуги.

Лучшие спикеры, новый каждый день

❗ Изменили правила заполнения уведомлений по ЕНП

Порядок заполнения ЕНП-уведомления и электронный формат этого документа обновили. Новые правила заработают со 2 мая. Впрочем, их применяют и сейчас.

Как открыть шашлычное кафе. Секреты начинающего предпринимателя

Шашлык — это одно из тех блюд, которые всегда пользуются популярностью у русских людей. Именно поэтому открытие шашлычной может стать отличным вариантом для старта собственного бизнеса в сфере общественного питания. Но как же правильно запустить свою шашлычную и добиться успеха?

1

По следам консультаций. Как разделиться, чтобы мои действия не признали дроблением?

Если создать несколько юрлиц и ИП неправильно, можно получить обвинение в злоупотреблении правами с целью остаться на спецрежиме или применять иные льготы, которые распространяются на МСП.

По следам консультаций. Как разделиться, чтобы мои действия не признали дроблением?
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

💥Обзор к утру вторника: изъятие российских активов разрушит мировую экономику, мутация на МКС, отказ от полетов Turkish Airlines

Добавим в ленту самых свежих новостей на сегодня. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

К кому попадет ваша биометрия? / Штраф до 1 млн рублей за СПАМ / Какие выплаты положены пенсионерами

Добрый день, уважаемые коллеги! Ребята, я вот даже не знаю, у меня для вас есть новости хорошие и есть не очень хорошие. Вот как бы вы предпочли начинать просмотр роликов: с хороших новостей или с не очень хороших новостей? Мне интересно будет узнать ваше мнение в комментариях. Ну, а начну, наверное, с не очень хороших новостей.

Банки

Вдвое больше россиян открыли брокерские счета: чьи акции в топе

🔥 Сбер: «Наши клиенты активно приходят на фондовый рынок. Важно, что это устойчивый интерес: мы не видим резких перепадов или движений из стороны в сторону».

Условия для выплаты дивидендов и ограничения

Один из самых популярных способов получения дохода от прибыли — дивиденды. При этом следует не нарушать ограничения, которые предусмотрены законом. Рассказываем, на что обратить внимание. 

Условия для выплаты дивидендов и ограничения

Что такое обеспечительный платеж по договору аренды: когда он нужен и когда подлежит возврату

Нередко в процессе заключения сделок стороны требуют гарантий того, что обязательства будут исполнены. В таких ситуациях пользуется популярностью механизм обеспечительного платежа. В договорах его называют по-разному — депозит, гарантийный или страховой платеж. Гарантом служат денежные средства или ценные бумаги.

ВЭД

Таможенная служба рекомендовала рассчитываться в рублях: что это дает

Об этом сообщил начальник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (УТОВЭК) ФТС Сергей Шкляев на сессии Российско-турецкого бизнес-форума в Москве.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

IPO МТС Банка, или как готовить яйца правильно

Рецепт удачного IPO: немного объёма, обещания высоких дивидендов, капелька хайпа, и всё это под соусом фантастической финансовой отчётности. МТС Банк определился с датой IPO и ценами. 25 апреля завершится сбор заявок, а уже 26 апреля акции начнут торговаться. Цена от 2 350 до 2 500 рублей за акцию.

IPO МТС Банка, или как готовить яйца правильно

Из бункера должен быть запасной выход. Какие риски необходимо проработать предпринимателю

Любой бизнес можно разложить на процессы: отношения с работниками / самозанятыми, обработка персональных данных клиентов, хранение денег и проведение оплат, интеллектуальная собственность и т.д.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Иногда УК должна управлять домом и после прекращения договора

Конституционный Суд уточнил порядок прекращения обязательств компании (УК) по управлению многоквартирным домом.

​А была ли реализация? Судебная практика

Как мы уже не раз говорили налоговые органы считают подозрительными практически любые сделки, совершенные налогоплательщиками. Однако, результат каждой налоговой проверки все же зависит от того, сможет ли инспекция собрать полный набор доказательств виновности налогоплательщика применительно к конкретному случаю

Как меняется российский бизнес: итоги и перспективы с делового вечера АО «ГРУППА БАЛАНС»

Деловой вечер АО «ГРУППА БАЛАНС», посвященный итогам трансформации российского бизнеса, собрал ключевых игроков рынка, чтобы вместе разобраться в текущих экономических условиях и оценить новые горизонты развития.

Как меняется российский бизнес: итоги и перспективы с делового вечера АО «ГРУППА БАЛАНС»
Мошенничество

Раскрыта мошенническая схема с бесплатным Wi-Fi

Посетители московских аэропортов столкнулись c одной из мошеннических схем: попытались подключиться к Wi-Fi и лишились телеграм-аккаунта.

Банки

Банки будут платить повышенную ставку в фонд страхования вкладов

Размер повышенной дополнительной ставки составит 300% от базовой. С первого квартала 2022 года дополнительная ставка была нулевой.

Интересные материалы

Банки

Регулятор Гонконга сообщил, что банки региона не обязаны следовать антироссийским санкциям

Первый официальный дебош против вторичных санкций США.