Управление проектами для чайников

Управление проектами для чайников
Управление проектами для чайников

Конкуренция на современном рынке постоянно растет. Для того чтобы компания могла смело заявлять о себе, а также выходить в равную борьбу со своими соперниками, необходимо своевременно подстраиваться под растущие требования, запросы потребителей. Одним из инструментов достижения этой цели является правильно спланированная и реализованная проектная деятельность.

Реализация любого проекта требует внимательного отношения к его выполнению. И если при самостоятельном выполнении задачи вы не ограничены никакими сроками, рамками, то работа в команде — это совершенно иное.

Если в проекте задействовано несколько человек, работа строится по принципу пирамиды. В данном случае вам придется передавать свои результаты коллегам, отвечая за их качество, а также соблюдая временные рамки. Необходимо будет соблюдать все этапы в строгом порядке, а также контролировать работу тех, кто передал проект в ваши руки. Существующие правила и ограничения необходимо отслеживать и выполнять. Именно поэтому проекты данного типа требуют строгого контроля и координации.

Как правило, за данную работу в компаниях, фирмах отвечают менеджеры или руководители проектов. На них возлагается огромная ответственность, так как при выявлении недочетов в уже готовом проекте, отвечать за ошибки будут они. Именно поэтому важно контролировать качество и уровень готовности проекта на каждом этапе.

На сегодняшний день существует множество вариантов и техник планирования, которые помогают сделать работу группы более слаженной и продуктивной. Мы же расскажем вам об одной из самых простых.

Что такое проект

Прежде чем переходить к вопросу реализации и планировании работ, необходимо понять, что же такое проект. Невозможно качественно выполнять работу, не понимая основы и ее сути.

Проект — совокупность действий, направленных на создание продукта или услуги, обладающих обновленными свойствами, либо изменение текущей услуги. Как правило, все проекты имеют сроки выполнения, список обязательных задач, итоговую цель. Размер проекта также нестабилен. Он может быть разовым, цикличным, требующим минимальных усилий или же, наоборот, огромным. Все эти факторы сугубо индивидуальны и зависят от поставленных задач. Также в ходе реализации проекта они могут меняться из-за непредвиденных обстоятельств, изменений в плане, неучтенных рисков.

Каждый проект имеет ключевые показатели:

  • цель мероприятий — что, для чего, зачем;

  • сроки сдачи проекта, сроки сдачи определенных работ (этапов) — период, за который необходимо выполнить все работы;

  • ресурсы — материальные вложение, человеческие усилия и т. д. Оцениваются все необходимые и возможные вложения.

Помимо основных показателей, привязных к понятию проекта, не стоит забывать и про проектный подход. Например, у вас есть организация, которая отлично выполняет свою работу. У нее есть свои цели, задачи. В поисках новых решений она желает разнообразить ассортимент. Новый продукт несет в себе риски, поэтому не стоит бросать на его производство все силы, ресурсы. Существуют риски, и их необходимо учитывать, чтобы мероприятие не принесло убытков.

Оценив все возможности, предприятие выделяет определенное количество ресурсов. Формируется цель, согласно плану поставляются материалы, выбираются ответственные люди в команду.

Команда для проекта может включать в себя специалистов различного направления, а также состоять из специально нанятых людей. Не существует никаких ограничений. Главная задача — успешно, эффективно и в срок реализовать проект.

После окончания проекта команда, которая работала над ним, может быть расформирована или перенаправлена на другой проект. Часть людей могут вернуться к выполнению своих обычных обязанностей, другая — перейти в новую команду.

Важно при формировании команды для работы учитывать имеющиеся ресурсы и объемы задач. Не нужно набирать в команду специалистов, чья работа не будет нужна или может быть выполнена уже включенным в состав проекта специалистом. Важно беречь не только ресурсы, но и усилия людей.

Любые проектные команды носят непостоянный характер. В связи с этим они имеют свои особенности в планировании, вопросах контроля, управления, цикле задач, которые важно учитывать.

Любую команду возглавляет руководитель проекта. Он отвечает за:

  • планирование;

  • координацию;

  • постановку задач исполнителям;

  • обеспечение ресурсами;

  • контроль результатов;

  • анализ и выводы.

Обязанности руководителя проекта могут быть не прописаны и не зафиксированы документально. Однако это вовсе не означает, что они не подлежат выполнению. Для эффективной и слаженной работы важно тщательно проверять каждый пункт и следовать правилам.

Руководитель также может распределить часть работ между членами группы для ускорения темпа работы. Контроль выполняется исключительно руководителем. Недопустимо, чтобы контроль проводил работник с меньшим уровнем ответственности, не назначенный на данную должность. В случае выявления недостатков, дефектов отвечать будет руководитель проекта, даже если проверку производил не он (что недопустимо).

При формировании команды также нужно помнить о полномочиях. Если во время работы или на стадии контроля руководитель окажется абсолютно беспомощным, проект вряд ли будет успешным. Каждый член команды должен иметь доступ к тем ресурсам, за которые он отвечает. В противном случае работа будет неэффективной.

Стадии проектов

Любой проект имеет свои временные ограничения (сроки сдачи проектов устанавливаются заранее). Весь период включает в себя этапы работы:

  • создание концепции;

  • разработка плана;

  • начало работы — знакомство команды, изучение методов, целей;

  • реализация;

  • завершение.

Как правило, завершающая стадия предполагает отчет перед заказчиком, сдачу проекта или переход на следующий уровень выполнения. Каждый этап крайне важен для качественного выполнения проекта. Менять их местами, пропускать недопустимо. В противном случае проект может получиться недостоверным, результаты не будут достигнуты, вы понесете большие материальные потери.

Планирование проекта

Один из важнейших этапов. Именно с него начинается любой проект. От качества его выполнения зависят все последующие работы, их точность, скорость выполнения.

Планирование должно быть максимально детальным и подробным, затрагивать теоретические и практические обоснования. При планировании важно учитывать уже имеющиеся ресурсы. План не должен расходиться с теми усилиями, что могут предложить сотрудники. Также планирование не должно занимать слишком много времени. В противном случае вы сильно сократите время, отведенное на реализацию проекта.

План должен включать:

  • базовые, теоретические обоснования — выгоды проекта, насколько возможно его осуществить, что получит компания после реализации и т. д.;

  • техническое задание — требования, которые необходимы для качественной работы;

  • список задач, необходимый для реализации проекта;

  • роли каждого члена команды — какие обязанности и на кого возлагаются, за что отвечает конкретный сотрудник и т. д.;

  • подробный расчет ресурсов;

  • риски — обязательный пункт, который поможет предусмотреть любые неудачи и поражения.

Для эффективного планирования можно использовать современные программы. Например, BPM, CRM системы, таск-менеджеры, майнд-карты. Каждая программа обладает своим базовым набором функций. Выбор софта зависит от умения визуализировать, личных предпочтений того, кто будет заниматься данным вопросом.

Для более сложных проектов рекомендуется выбирать программы, позволяющие совершать более точное, детальное планирование. Например, Projecto. Здесь вы сможете полностью спланировать проект, обеспечить обратную связь с сотрудниками, контролировать выполнение каждой задачи, вести личные календари, включать оповещения о сроках и многое другое. А самое приятное то, что программа не требует установки и внедрения, ей очень легко пользоваться. Это идеальный вариант для проекта любого масштаба и сложности.

Начальная стадия реализации проекта

Для правильной организации задачи, контроля, выполнения необходимо наладить коммуникации, выставить цикличность отчетности, подобрать оптимальную методологию.

Использоваться методология может как корпоративный стандарт или же в масштабах страны (работы государственных структур).

Каждый проект индивидуален и требует к себе такого же подхода. Работа должна быть гибкой, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств было можно быстро к ним адаптироваться с минимальными убытками. Многие используют Agile-подход. Это Scrum и Kanban. Однако это не означает, что и вы должны его применять. Сегодня можно создать собственную систему за счет комбинирования различных методик, которые отличаются простой реализацией, максимально понятным управлением, правильной документацией, небольшими циклами итераций для контроля.

Выбирать методологию необходимо исходя из поставленных целей и задач. Также обратите внимание на особенности взаимодействия с заказчиком.

Реализация (выполнение основных работ)

После того, как вы все спланируете и выберете методологию, можно приступать к выполнению проекта. Реализация, или основной этап, может включать в себя:

  • выбор исполнителя;

  • постановку задач;

  • исполнение и контроль задач;

  • проведение совещаний, встреч по решению сложных вопросов и т. д.

Реализация является одним из важнейших пунктов. Если вы не допустите ошибок на этапе планирования, выбора методологии, то и основная часть пройдет легко, просто. Также для реализации вопросов управления можно использовать BPM-системы.

Завершение проекта

После того, как задачи будут закрыты, а цели достигнуты, можно завершать проект. Однако все не так просто. После завершения проекта необходимо озаботиться методами его внедрения и сопровождения. Данный пункт также важно учесть при составлении плана работы.

Конечно, клиент может отказаться от данного предложения. В таком случае вы просто передадите работу заказчику и на этом завершите проект. Однако в любом случае результат вашей работы необходимо зафиксировать, проанализировать для улучшения качества последующих проектов.

После завершения проекта руководитель обязан проследить за тем, чтобы все члены команды вернулись к выполнению своих основных обязанностей. Также необходимо вернуть неизрасходованные бюджетные средства, материалы, отчитаться за финансовую часть работы.

Начать дискуссию

Пенсии

С лета на Госуслугах будут формы документов для распоряжения пенсионными накоплениями

Подать заявление о единовременном взносе по договору долгосрочных сбережений с 1 июля 2024 года можно будет на Госуслугах.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Что ест бухгалтер? Субботнее меню

Клерки, приятного аппетита!

Что ест бухгалтер? Субботнее меню

110 тысяч руб. — это вычет на одного ребенка, но на обоих родителей

С 2024 года социальный налоговый вычет по НДФЛ на обучение детей составляет до 110 000 рублей.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Работодатели в панике: нет людей на работу!

В последние годы бизнес сталкивается с серьезным кадровым дефицитом, и это становится все более острым вопросом для всех отраслей — от ритейла до высоких технологий.

5

📕 💪 Новая акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

До 6 мая включительно вы можете купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей. Это самые нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить новые навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Новая акция «Не МАЙся — заниМАЙся!». Самые нужные курсы по 3 690 рублей

До 6 мая включительно вы можете купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей! Научитесь вести учет на маркетплейсах, строить финансовые модели, проводить сделки по ВЭД, вести компании на УСН, получите базовые знания в бухгалтерии и сделаете шаг навстречу новой профессии. Начните лето с новыми силами, знаниями и совсем другим уровнем дохода.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Нотариат

Доверенности на открытие счета в банке теперь под особым прицелом: почему и какие именно

Мошенники просят подставных лиц через доверенности открывать счета в банке, чтобы через них выводить похищенные средства. Нотариусы передают информацию о сомнительных операциях в Росфинмониторинг.

Государство достаточно помогает малому бизнесу: считает 34% предпринимателей

Выручка малого и среднего бизнеса достигла рекорда за 5 лет и составила 25,8 трлн рублей. 53% предпринимателей довольны отдачей от своего бизнеса.

Пенсионный криптофонд. Месяц 12

Вот и прошёл первый год моего криптопутешествия на криптоостров, в ходе которого я ежемесячно вношу небольшую сумму и создаю личный криптовалютный пенсионный фонд. Не знаю, сколько будет стоить биткоин через 50 лет, но знаю, что произошло в моём криптопортфеле за апрель. Целый год позади, погнали смотреть.

Пенсионный криптофонд. Месяц 12

Как инвестор может потерять акции купленные на бирже

Даю свое мнение по недавнему судебному спору, при котором акции российской компании были изъяты судом у частных инвесторов по иску прокуратуры.

Актуальные правовые подходы при оспаривании кредитных договоров, оформленных мошенническим путем

В рамках настоящей статьи предметно рассмотрим формирующуюся судебную практику по вопросам, связанным с оспариванием кредитных договоров, оформленных мошенническим путем.

На Госуслугах будут тестировать новую платформу коммерческих согласий

Участники финансового рынка запустят новый сервис на Госуслугах, который позволит клиентам не вводить одни и те же личные данные при оформлении продукта, а просто дать согласие организации на использование той информации, которая уже есть в другой.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Инвестиции

Росбанк и УК «Лидер» вернули средства со счета Euroclear

Суд встал на сторону инвесторов в деле о блокировке иностранных активов.

Ведение бизнеса

Силовики пришли на пивзавод «Афанасий» в Твери

О причинах визита правоохранительных органов пока что неизвестно.

Бесплатно с Первичные документы

Какие документы заменяет УПД. Новый формат УПД с 2025 года. Мини-курс

Универсальный передаточный документ используется в качестве замены части первичных документов. Какие документы он заменяет и какой формат УПД использовать с 2025 года рассказываем в мини-курсе.

Какие документы заменяет УПД. Новый формат УПД с 2025 года. Мини-курс

🌞 Хотят увеличить МРОТ и декретные. В мае надо пораньше выплатить зарплату. Топ новостей за неделю

Мы собрали для вас самые важные бухгалтерские новости последней недели, которые вы могли пропустить.

Бесплатно с Отпускные

Можно ли взыскать деньги с работника, который взял отпуск авансом, а потом уволился

Не всегда разумно идти навстречу пожеланиям трудящихся – предоставлять им отпуска авансом вне графика за еще не отработанный период. Но если такая ситуация произошла, как быть работодателю, можно ли удержать переплату?

Можно ли взыскать деньги с работника, который взял отпуск авансом, а потом уволился
Охрана труда

👷‍♂️👨‍💻🔧 Кто должен проходить обучение по охране труда на предприятии

Согласно ст. 225 ТК, получить базовые знания по охране труда должны все сотрудники, однако существуют и специальные программы для разных категорий работников. Разбираемся, кто и по каким программам обязан проходить обучение в компании.

👷‍♂️👨‍💻🔧 Кто должен проходить обучение по охране труда на предприятии

Как защитить бизнес от необоснованных нападок потребителей

Разберем, как потребители злоупотребляют своими правами и как честным предпринимателям защитить свой бизнес.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Как уменьшать налог по УСН на взносы, НМА в 2024 году, важные разъяснения Минфина и ФНС. Дайджест разборов

Подготовили для вас новый дайджест разборов от «Клерка». Сегодня для вас самые читаемые разборы за апрель, а также два абсолютно новых разбора.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру