Шестиугольник управления проектами. Что это такое и для чего нужен

Управление любым проектом представляет собой многоуровневый процесс, имеющий множество составляющих. Как минимум он включает в себя планирование, мотивацию, материальное и прочее обеспечение, а также контроль исполнительных процессов.
Шестиугольник управления проектами. Что это такое и для чего нужен
Шестиугольник управления проектами

На практике большинство из этих процессов могут быть делегированы соответствующим специалистам или отделам, отвечающим за реализацию проекта. Но функции контроля всегда остаются за руководителем.

Именно обеспечение эффективного контроля за комплексом процессов представляет собой главную задачу, ложащуюся на плечи руководителя. Рассмотрим подробней, какие инструменты для этого применяются и какие преимущества обеспечивают более подробно, стоит разобрать шестиугольник управления проектами как один из наиболее эффективно действующих макетов, подходящих для различного типа систем и задач.

Что собой представляет шестиугольник управления проектами

Понимание и демонстрация этапов развития и направлений, в которых стоит действовать при реализации проекта, лучше всего происходит при их визуализации. Здесь на помощь приходят различные виды диаграмм и прочей инфографики, так широко используемой при различных курсах личностного роста и управленческого развития.

Одним из таких специализированных видов информационной диаграммы является и шестиугольник управления проектами. В нем каждый из углов имеет свое наименование и отображает тот или иной технический процесс, действие или ресурс. Находясь на своих местах, они формируют единое целое, и при перекосе любого из углов повышением или понижением номинального значения можно наблюдать существенное изменение формы всей структуры в целом. Особенно это заметно при изменении положения сразу нескольких точек.

Шестиугольник контроля лучшим образом отображает техническую взаимосвязь между каждой из составляющих. Его же основной задачей является организация экспресс-контроля, позволяющего быстро оценить деятельность команды, возможные риски и прочие нюансы. Таким образом, можно достаточно успешно проводить оценку при внедрении технологий гибкой методологии оценки проектов.

Стандартный шестиугольник контроля включает в себя следующие стороны: объем работ, бюджет проекта, качество исполнения, выгоды, ресурсы, сроки реализации. Однако в некоторых случаях возникает необходимость углубленной оценки и еще большей детализации процессов. В этой ситуации к описанным выше пунктам добавляются еще 6: утверждения, риски, открытые вопросы, коммуникации, изменения, руководство. Каждый из пунктов позволяет сосредоточить внимание на отдельных подпунктах процесса управления проектом.

Требуется ли на самом деле контроль проектам

В среде идейных представителей различных сфер бизнес-деятельности, стартаперов и прочих людей, в большей степени склонных к творческой самореализации, чем к техническому анализу, бытует мнение, что контроль процессов не является обязательным. При этом предполагается, что более эффективно проявляют себя гибкие методы управления, имеющие нужную вариативность и адаптируемость к различным ситуациям. На практике это совершенно не так, и приемы контроля и управления при централизованной обработке данных и последующем принятии решений крайне важны.

Не стоит думать, что люди, объединенные одной задачей, способны мыслить «коллективно» без внешней связи и управления, подсказок, постановки задач, сроков и прочего. При отсутствии технологии контроля и непосредственных инструментов управления это будет заметно очень быстро. И самое неприятное, что проявится это на фоне ошибок, убытков, сбоев в работе и прочих рисков и неприятностей, которые невозможно будет исключить. Поэтому стоит заранее подобрать подходящий механизм управления.

Что позволяет контролировать шестиугольник управления проектами

Стандартная модель шестиугольника управления проектами позволяет контролировать следующие направления:

  • объем работ — включает в себя непосредственные данные о постановке рабочих задач и технического задания, предложенного заказчиком или руководителям. Здесь же хранятся сведения о выбранной архитектуре, потребности в ресурсах и прочем. Также оправдывается связь целей и результатов, которые планируется достигнуть в процессе;

  • бюджет — план затрат на проект, включающий в себя детальную разбивку на затраты и приобретения в ходе выполнения поставленных задач. Для повышения эффективности контроля бюджетных затрат, может проводиться детализация каждого из этапов и трат с привязкой к конкретному временному отрезку или иному действию, что позволит намного лучше понимать итоговую стоимость проекта, его окупаемость и прочие бюджетные аспекты;

  • оценка качества работ — проводится с применением различных видов метрик и алгоритмов, позволяющих отслеживать основные показатели и сопоставлять их с целями, которые необходимо достигнуть в рамках проекта. В результате удается точно определить эффективность подходов и качество при реализации поставленных целей;

  • ресурсы — объединяют собой все возможные человеческие, материальные, технические, управленческие, сырьевые ресурсы, так или иначе используемые для достижения поставленных целей;

  • выгоды — один из главных показателей, определяющий разницу между намеченными и имеющимися показателями. Позволяет рассчитывать прочие аспекты, включая прибыль, ресурсы и прочее, предоставлять инвестиционную оценку работ, оперативно фиксировать недостатки в развитии проекта;

  • сроки — проводится контроль сроков исполнения задач и сравнивается с намеченными, что позволяет определять опережение или отставание в намеченных работах, корректировать общие сроки реализации проекта.

Оценка приведенных направлений проводится после ознакомления и сбора всего объема данных, включая информационную базу, планы проекта, ресурсную базу и многое другое. При сборе нужной информации можно получить достаточно полную картину, необходимую для оценки и принятия дальнейших решений.

Если же задачей ставится максимальная детализация исполнения проекта, то добавляются еще 6 направлений контроля:

  • качество управления — кто осуществляет руководство проектом, отдельными этапами, реализацией конкретно поставленных задач. Проводится оценка иерархической системы, эффективности руководства, скорости принятия решения. Какова система приоритетов при решении задачи, отправлении запросов;

  • согласование и утверждение — в основном относится к согласованию рабочей документации, касающейся выделения бюджетных средств и других материальных ресурсов, директив, определяющих исполнение той или иной задачи;

  • изменения — предусматривает ли проект возможность внесения изменений в различные структурные вопросы, цели и задачи, в каких случаях и при срабатывании каких алгоритмов они могут требоваться. Также при внесении изменений должен быть использован журнал для их фиксации;

  • риски — риск-менеджмент проекта, включающий в себя проработку каждого решения и его последствий в первую очередь в негативном ключе. Оценка проводится в отношении рабочих процессов, бюджетных затрат и прочих аспектов системы контроля;

  • коммуникации — определяет перечень коммуникационных возможностей для связи между отдельными членами команды и ее звеньями. Также определяется иерархия общения, подразумевающая обращения снизу вверх и наоборот, для решения той или иной технической задачи. Приводятся конкретные методы коммуникаций;

  • открытые вопросы — при реализации проекта неизбежно возникают технические вопросы и проблемы, не учтенные на ранних этапах. Прорабатываются варианты их решения, пошаговые стратегии урегулирования, назначаются ответственные лица и прочее.

Как показывает практика, анализ проекта на основе 12 разделов, позволяет получить максимально подробную и целостную картину проекта в каждый конкретный момент его существования.

Однако для того, чтобы обеспечить полный технический и информационный анализ, а не первичную «экспресс» оценку, хоть и достаточно глубокую, необходимо иметь дополнительные инструменты. В частности, потребуется упрощение процессов управления, повышение их доступности и открытости для непосредственных управленцев и заказчиков работ. Сделать это можно при помощи внедрения ВРМ-системы, представляющей собой набор специализированных программ и сервисов, решающих задачи, связанные с управлением, сбором данных, коммуникациями и планированием.

Комментарии

1
  • Не стоит думать, что люди, объединенные одной задачей, способны мыслить «коллективно» без внешней связи и управления, подсказок, постановки задач, сроков и прочего. При отсутствии технологии контроля и непосредственных инструментов управления это будет заметно очень быстро.

    Полностью согласен🚀Непродолжительное время еще можно будет говорить о едином поступательном движении, далее - хаос.

🔥 Акция 6+6! Год подписки «Клерк.Премиум» по цене полугода!

Пользуйтесь всеми сервисами «Клерка» год, а заплатите, как за полгода. Купите подписку «Клерк.Премиум» на 12 месяцев, получите доступ к закрытым материалам — разборам законов, онлайн-курсам, справочно-правовой системе, вебинарам со скидкой 40%, а также 2 экспертные консультации в подарок!

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

68% сотрудников планируют рабочие задачи в блокнотах

Большинство россиян ведет заметки в бумажном виде, тогда как электронными планировщиками пользуются 36% сотрудников.

Как подготовить бизнес к продаже. 6 шагов

Чтобы продать готовый бизнес, недостаточно опубликовать объявление: нужно подготовить отчеты, описать процессы, разобраться с товарными остатками.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Бесплатно с Ликвидация бизнеса

Как подать заявление на упрощенную ликвидацию МСП электронным способом

С 1 июля 2023 года действует норма об упрощенной ликвидации ООО по заявлению собственника. Разберем по шагам, как подать электронное заявление через сервис ФНС и что для этого нужно.

Как подать заявление на упрощенную ликвидацию МСП электронным способом

Вправе ли компания принять кандидата на бесплатную стажировку

Работу со студентами организуют многие большие компании. Для будущих молодых специалистов они предлагают практику — в период каникул или перед сессией. Но в обиходе есть еще один термин «стажировка». Зачастую работодатели предлагаю ее на небольшое время кандидатам — чтобы оценить деловые качества, соответствие поставленным задачам. Но вправе ли компания взять соискателя на временную бесплатную стажировку?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Аренда

На майские праздники россияне забронировали 225 тысяч посуточных объектов: расценки

По сравнению с прошлым годом в сервисе «Авито Путешествия» стало на 30% больше объявлений о посуточной аренде жилья.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
НДС

За баллы Озона селлеры должны платить НДС

Маркетплейс «Озон» начисляет селлерам баллы за скидки покупателям и затем списывает эти баллы для оплаты услуг площадки. Если баллов больше, чем стоимость услуг, разницу Озон компенсирует селлеру. Это доход, облагаемый НДС.

Иностранцам запретят покупать сим-карты через интернет

Иностранцам разрешат покупать сим-карты только по биометрии, а операторам запретят заключать договоры об оказании услуг связи с иностранцами через интернет. Их сим-карты будут привязаны к коду мобильного устройства.

Расчет страховых взносов для МСП в 2024 году

Малый и средний бизнес вправе применять льготные тарифы для исчисления страховых взносов. Как рассчитать размер страховых взносов в 2024 году для малого и среднего предпринимательства, тарифы, сроки уплаты — обо всем расскажем подробнее.

Расчет страховых взносов для МСП в 2024 году

В России для финансистов запустят аналог международного экзамена CFA

Специалисты по финансам не могут продлить международные сертификаты и сдать экзамен его получение. Чтобы этого избежать, российские ассоциации запустят пилотный проект с аналогом сертификации CFA.

Что ест бухгалтер. Шашлык на майские

Последний рабочий день перед майскими праздниками, длинная рабочая неделя. Время тянется медленно. Зато завтра уже выходные и их четыре. Будем готовить шашлык

Что ест бухгалтер. Шашлык на майские

💭 Названы признаки злоупотребления самозанятыми. Налоговые оценивают реальность договоров и ищут притворность, поясняет юрист

Из тех компаний, которые сотрудничают с самозанятыми, около 4% имеют признаки незаконной минимизации зарплатных налогов.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Мир, труд, май! Или отдых, дача, шашлык

Каждый год в нашей стране 1 мая отмечается Праздник Весны и Труда. Если раньше это было время демонстраций с транспарантами, то теперь это время отдыха, дачи и шашлыка. Обсудим, чем будем заниматься во время отдыха.

Мир, труд, май! Или отдых, дача, шашлык

Запрос налоговой документов по цепочке контрагентов

В рамках выездной налоговой проверки налоговики часто запрашивают документы по всей цепочке контрагентов. Попытки компаний оспорить действия налоговиков в судах заканчиваются полным провалом. Суды в большинстве случаев принимают решения в пользу ИФНС.

Иллюстрация: freepik/freepik

На поддержку инвестиционных проектов кабмин выделил больше 34 млрд рублей

В рамках программы «Фабрика проектного финансирования» компании могут брать синдицированные кредиты на проекты дороже 3 млрд рублей.

🙇 Бухгалтеры разошлись во мнениях по заполнению ТОРГ-12

В товарной накладной ТОРГ-12 со стороны продавца предусмотрены подписи сотрудников по строкам «Главный бухгалтер», «Отпуск груза разрешил», «Отпуск груза произвел». Но иногда по какой-то из этих строк нет либо расшифровки подписи, либо подписи вообще.

Путин: доходы бюджета существенно выросли по сравнению с 2023 годом

Власти в 2024 году будут поддерживать инвестиционную активность бизнеса, чтобы удовлетворить потребности внутреннего спроса на продукцию.

Что делать, если магазин или маркетплейс отказывается продавать товар по указанной цене

Разбираемся, какое мнение у Роспотребнадзора и судов, когда магазин или маркетплейс отказываются продавать товар по указанному ценнику.

Иллюстрация: Pavel Danilyuk/pexels
Общество

Путешествовать семьей станет комфортнее: в законе определят, что такое «семейный туризм»

Зампредседателя Госдумы Ирина Яровая выступила с инициативой законодательно определить понятие «семейный туризм» и организовать обустроенные маршруты для семейных путешествий.

Интересные материалы

Коммерческий и товарный кредит: альтернативы банковскому кредиту

Если банки не дают деньги, рассмотрите альтернативу в виде коммерческого или товарного кредита. Они позволяют нарастить объемы и закрыть потребности большего числа клиентов. Рассказываем, что такое коммерческий и товарный кредит, какие разновидности существуют и для каких отраслей подходят.

Коммерческий и товарный кредит: альтернативы банковскому кредиту