🔴 Вебинар: НДС – 2026 для селлеров маркетплейса на ОСНО и УСН →

О СРОКАХ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА В ЗАКУПКАХ ПО 223-ФЗ

Законодательство о закупках устанавливает определенные требования к заключению договора по итогам конкурентной закупки. Однако более детальный порядок подписания договора определяется заказчиком в положении о закупке. Как это может повлиять на участника закупки – рассмотрим в настоящей статье.
О СРОКАХ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА В ЗАКУПКАХ ПО 223-ФЗ

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»[1] (далее Закон о закупках) закрепляет правовые основы закупочной деятельности определённого круга заказчиков,  чья закупочная деятельность подпадает под регулирование вышеупомянутого Закона.

Большая часть полномочий по разработке норм и правил, регулирующих закупочную деятельность заказчика, передана самим заказчикам и реализуется посредством разработки Положений о закупках – главного документа, закрепляющего порядок проведения закупок, способы закупок, а также заключения договоров по итогам конкурентных и неконкурентных закупок.

Именно вопросу срока заключения договора и посвящена данная статья.

Закон о закупках содержит императивную норму, предусматривающую заключение договора по итогам конкурентной закупки не ранее чем через 10 дней и не позднее 20 дней с момента размещения итогового протокола. Заключение договора предполагает совершение подписей обеими сторонами – заказчиком и победителем закупки.

Сложившаяся практика предусматривает следующий порядок заключения договора: изначально проект договора разработается заказчиком и размещается на электронной площадке и в ЕИС. Любой участник закупки до подачи заявки на участие в такой закупке вправе ознакомиться с содержанием договора.

Далее, по итогам конкурентной закупки заказчик размещает на электронной площадке договор с указанием сведений о победителе конкурентной закупки и его ценового предложения. После размещения договора первым пописывает своей электронной подписью победитель закупки, разместив такой договор на площадке. И только после подписания победителем договор подписывает заказчик. Такая последовательность действий сложилась на практике не случайно: у заказчика есть только три рабочих дня для внесения сведений в реестр договоров сведений о заключенных договорах. К сожалению, данный процесс в настоящее время не автоматизирован, что, безусловно, упростило работу специалистов по закупкам. Пропуск сроков размещения информации о заключённых договорах влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей[2].

Закон о закупках не регламентирует срок заключения договора победителем закупки. Такой срок устанавливается заказчиком в Положении о закупке.

Так, в одном из дел, рассмотренных арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа, было установлено, что заказчик признал победителя закупки уклонившимся от заключения договора в связи с тем, что поставщиком не был представлен подписанный договор и обеспечение по нему. Согласно Положению о закупке, проект договора направляется Заказчиком в адрес участника посредством электронной почты (либо другим удобным способом) в срок, не превышающий 5 дней с момента опубликования итогового протокола в ЕИС. Участник закупки, которому присуждено право заключения договора, должен предоставить Заказчику подписанный со своей стороны договор и обеспечение исполнения договора (если предусмотрено конкурсной документацией) в течении 10 дней, с момента получения проекта договора от Заказчика.

Положением о закупке установлено, что в случае, если участник закупки, обязанный заключить договор, не предоставил Заказчику в срок, указанный в пункте 6.4, настоящего Положения о закупке, подписанный им договор, либо не предоставил надлежащее обеспечение исполнения договора, такой участник признается уклонившимся от заключения договора.

Победитель закупки посчитал, что правило заключения договора не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки, распространяется на подписание договора обеими сторонами, а не подписания договора исключительно победителем.

Однако, данный довод заявителя о нарушении заказчиком п. 15 ст. 3.2 Закона о закупках суд посчитал необоснованным, в том числе по такому основанию: в случае признания состоятельным толкование победителя части 15 статьи 3.2. Закона № 223 обуславливается риск нарушения заказчиком общего требования данной нормы, так как победитель будет подписывать со своей стороны договор в последний календарный день срока (20 день) со дня размещения итогового протокола, что в свою очередь приведет к невозможности подписания договора заказчиком со своей стороны в установленные спорной статьей временные пределы[3].

В другой ситуации заказчик признал поставщика уклонившимся от заключения договора до истечения срок заключения договора, установленного законом. Так, в частности, заказчик в положении о закупке предусмотрел императивный срок для заключения договора - не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, но при этом уточнил, что заказчик в течение 3 (трёх) рабочих дней со дня размещения в ЕИС итогового протокола направляет победителю закупки на подписание проект договора без своей подписи, и в течение 5 (пяти) дней с даты направления заказчиком проекта договора победитель закупки направляет заказчику проект договора, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя закупки, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения договора (в случае установления заказчиком требования в закупочной документации о необходимости его предоставления). 21 февраля заказчик разместил проект договора, следовательно, срок его подписания победителем закупки истек 26 февраля в 23:59, в связи с чем заказчик принял решение о признании победителя закупки уклонившимся от заключения договора[4]. Учитывая, что итоговый протокол был размещен 19 февраля, а 27 февраля заказчиком принято решение о признании победителя уклонившимся от заключения договора, представляется,  что такая ситуация противоречит положениям  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  согласно ч.4 ст.18.1 которого жалоба на действия заказчика может быть подана в течение 10 дней с момента подведения итогов закупки,  в связи с чем и введена норма в 223-ФЗ о недопустимости заключения договора ранее 10 дней с момента подведения итогов закупки[5].

Примечательно, что Закон о закупках не учитывает ситуацию, при которой победитель закупки может направить в адрес заказчика подписанный договор с протоколом разногласий, что потребует определенных затрат времени на согласование сторонами отдельных условий договора.

Справедливости ради отметим, что условия договора участник закупки менять не вправе, поскольку такой договор является договором присоединения, и подача заявки участником закупки на участие в такой закупке уже подтверждает согласие участника на заключение и исполнение договора на объявленных условиях. Данный вывод находит отражение и в материалах административной и судебной практики[6]. Направление протокола разногласий после подведения итогов закупки может рассматриваться как не просто недобросовестное поведение, направленное на получение преимуществ, но и как отказ от заключения договора, что дает прав заказчику направить уведомление в Федеральную антимонопольную службу для включения сведений о победителей в реестр недобросовестных поставщиков.

Анализ информации, размещённой на портале закупок, а также исследование материалов практики показывают, что нередко заказники применяют формулировку из Закона о закупках, закрепляющую сроки заключения договора по итогам конкурентной закупки[7].

Следует отметить, что Закон о закупках не устанавливает требования к сроку заключения договора по итогам неконкурентной закупки. Однако в этой связи возникает закономерный вопрос: как отразить в Положении о закупке срок заключения договора по неконкурентной закупке. Срок заключения договора по неконкурентной закупке должен определяться существом совершаемой сделки, которая может быть заключена и исполнена как одномоментно, так и в течение продолжительного срока.

Таким образом, подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что наделение заказчика правом самостоятельно определять порядок заключения договора приводит к нарушению прав участников закупок, отсутствию баланса интересов заказчика и участника закупки, неравного правового положения сторон преддоговорных отношений. Установление заказчиком сокращенного срока для подписания договора участником закупки (менее 10 дней с момента подведения итогов закупки) приводит к нарушению прав участников и противоречит положениям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».   

В целях достижения баланса интересов заказчика и участника закупки рекомендуется определить срок для направления заказчиком проекта договора в адрес участника закупки или его размещения на электронной площадке в пределах 10 календарных дней с момент размещения итогового протокола, и закрепить обязанность участников конкурентной закупки подписать проект договора до истечения 17 дня с момента размещения итогового протокола.

 

Примечания:

[1] Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства Российской Федерации.  2011. № 30 (часть I), ст. 4571.

[2] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (часть I), ст. 1.

[3] Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 февраля 2024 г. по делу № А81-11352/2023 // СПС «Гарант».

[4] Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04 октября 2024 года по делу № А70-9592/2024 // СПС «Гарант».

[5] Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 30 (часть I), ст. 4571.

[6] Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 апреля 2025 г. № 09АП-573/25 по делу № А40-238932/2024 // СПС «Гарант».

[7] См., например, Решение Арбитражного суда г.Москвы от 10 декабря 2024 г. по делу № А40-206799/2024 // СПС «Гарант».

Информации об авторе

Этот пост написан блогером Трибуны. Вы тоже можете начать писать: сделать это можно .

Начать дискуссию

ГлавнаяБух.Совет