Интервью

Мойн Уддин (Ренессанс Кредит): Берем с заемщиков честное слово в офисе

Во многих банках структуры, которые занимаются проблемами частных заемщиков, появились в разгар кризиса. О том, как выстраивать такой сервис и сохраняется ли потребность в нем в период улучшения экономической ситуации, рассказал Мойн Уддин, старший вице-президент, управляющий директор по продуктам и маркетингу банка «Ренессанс Кредит».

Во многих банках структуры, которые занимаются проблемами частных заемщиков, появились в разгар кризиса. О том, как выстраивать такой сервис и сохраняется ли потребность в нем в период улучшения экономической ситуации, рассказал Мойн Уддин, старший вице-президент, управляющий директор по продуктам и маркетингу банка «Ренессанс Кредит».

— Мойн, когда банк запустил программу по работе с проблемными кредитами и с каких шагов вы начали эту работу?

— Мы начали выстраивать такой сервис в декабре 2008 года, когда клиенты начали звонить нам и сообщать о своих трудностях. Банк одновременно активизировал деятельность по сбору задолженности, запустил программы по рефинансированию кредитов и по повышению осведомленности клиентов, а также усилил риск-менеджмент.

Для «Ренессанс Кредита» было очень важно создать кросс-функциональную команду. Во многих банках, когда заходит речь о старте программ по рефинансированию, эти сервисы считаются лишь частью риск-менеджмента или процесса сбора задолженностей. Однако, по моему мнению, рефинансирование должно быть интегрировано в общие бизнес-процессы, особенно в части IT.

Некоторым банкам сложно внедрить новые инициативы в короткие сроки. Мы смогли внедрить 10–12 новых продуктов в течение двух месяцев.

— Какие цели вы ставили при запуске программы по рефинансированию задолженности физлиц?

— Давайте посмотрим на этот вопрос с двух сторон — с позиции клиента и со стороны банка. Поставленные цели должны устроить обе стороны.

Для нас было очень важным предоставить клиентам подходящие продукты с посильными платежами. Цель банка при рефинансировании кредита — помочь клиенту адекватно оценить будущие обязательства. А это можно сделать, только если мы точно определим, в какой ситуации находится клиент.

С точки зрения банка — мы стремились сохранить хорошие отношения с клиентами. При этом, разумеется, банк заинтересован в сохранении прибыли. Если обобщить все сказанное, цели следующие: помощь клиентам, защита активов и улучшение ликвидности банка.

— Пришлось ли проводить дополнительное обучение сотрудников банка?

— Да, это очень важный момент. Мы создали службу кредитных советников (СКС; Credit counseling service), применив западный опыт. Общая философия СКС состоит в том, чтобы найти наиболее подходящие решения для заемщиков, которые испытывают трудности. Но это осуществимо только в том случае, если в банке есть специально обученные люди, умеющие слушать клиентов, задавать нужные вопросы и адекватно оценить ситуацию, в которой оказались должники.

Поэтому мы создали небольшую команду, которая проводила обучение персонала. Сотрудники фронт-офиса и call-центров научились консультировать клиентов и помогать им сделать правильный выбор из имеющихся опций, предлагать подходящие продукты. Причем очень важно не давить на клиента и не продавать ему продукты, а позволять делать самостоятельный выбор.

Помимо знаний о банковских продуктах и процессах команда советников обучилась искусству понимать эмоции и каждодневные заботы клиентов. Наши сотрудники должны были в некоторой степени стать психологами. Эту деятельность можно сравнить с работой социальной службы.

Обучение отдельного сотрудника занимает неделю. В масштабах банка обучение — продолжающийся процесс. Мы отслеживаем процесс, слушая разговоры между сотрудниками банка и клиентами. Анализируя их, мы постоянно улучшаем сервис.

— Как отсеять безнадежных заемщиков?

— Обычно банки опираются на кредитную историю заемщика, смотрят, насколько дисциплинирован он был в прошлом. На основании этих данных можно оценить намерения клиента и стабильность его положения в будущем.

Это стандартная практика для банков, но мы также постарались больше узнать о текущем финансовом положении и уровне доходов клиентов в ходе личных консультаций, с тем, чтобы предложить оптимальный вариант. Используя комбинацию этих двух источников информации, мы смогли более точно оценить возможность и желание клиентов вносить платежи по кредиту в будущем. Ведь некоторые люди могут, но не хотят платить. Другие хотят платить, но у них нет стабильного дохода. С помощью нашего подхода мы смогли сделать правильную оценку трех составляющих — стабильности положения клиента, его способности платить и намерений.

Некоторые консультации проходили в отделениях банка. Я считаю, что люди склонны в большей степени держать обещания, сделанные лицом к лицу.

— Вы верите, что это работает и в России?

— Да, ведь люди остаются людьми, независимо от того, из какой они страны. Разумеется, есть отличия, связанные с культурой или с уровнем финансовой грамотности, знакомства с финансовыми институтами и сервисами. СКС помогает клиентам больше узнать о финансовых услугах, об имеющихся опциях, и это работает на нас.

— Сколько людей сохранили честность по отношению к банку?

— Мы помогли примерно 30 тысячам клиентов. 80% клиентов, испытывающих трудности, решили принять одну из наших рекомендаций. И большой процент из них продолжает дисциплинированно вносить платежи. Некоторые скажут, что если есть 70% «хороших» заемщиков, значит, остаются 30% «плохих». Но давайте посмотрим на это под другим углом: если бы мы не помогли этим заемщикам, 100% остались бы «плохими».

— Какие продукты вы предлагали тем, кто в состоянии вернуться в график?

— С учетом финансового положения клиентов мы предлагали один из двух типов продуктов, позволяющих снизить ежемесячный платеж по новому кредиту путем увеличения срока погашения (по сравнению с первоначальным кредитом). Первый тип — кредитные карты с дифференцированными платежами. Некоторые клиенты получают разные суммы доходов в разные месяцы, и им удобнее вносить неравномерные платежи. Продукты второго типа предполагают фиксированные платежи и четко установленный срок кредита. При таком режиме выплат проще вести личный бюджет. Внутри этих двух типов продуктов предусмотрено порядка десяти вариаций, различающихся по ставкам и другим условиям.

— Вы используете западный опыт? Насколько он подходит для России?

— Да, частично. Например, вся идея кредитных советников взята из западной практики, проверенной за многие годы. Пристальное внимание к клиенту — это тоже часть западного подхода. Но очень важно, чтобы все нововведения соответствовали требованиям ЦБ.

— Обобщите ваш опыт в форме практических рекомендаций.

— Рефинансирование должно стать полноправной частью бизнеса. Очень полезно, чтобы все сотрудники банка знали об этой работе и о ее результатах. Необходимо действовать быстро — это особенно актуально в кризис. Пробуйте разные варианты и модифицируйте их, используйте имеющуюся инфраструктуру и процессы. Не упускайте из виду хороших заемщиков. Рассказывайте регулятору о своих действиях.

Самое главное — помните, что все эти действия предпринимаются для того, чтобы помочь клиенту. Если вы поможете клиенту, клиент поможет вам.

— Какой эффект получил ваш банк?

— Если говорить о финансовых показателях — количество клиентов, которые дисциплинированно вносят платежи, эффективность сбора задолженности, соотношение затрат и прибыли — наша работа была эффективной. Но еще важнее, что мы смогли внедрить сервисы, которые стали полезными для наших клиентов.

— Сейчас довольно часто звучат мнения, что кризис кончился. Такой сервис все еще нужен банку?

— Нельзя сказать, что кризис кончился для каждого. Уровень безработицы в России остается на уровне 8–9%. Определенная доля наших клиентов все еще без работы, а некоторые могут потерять работу в будущем. Всегда есть часть клиентов, испытывающих финансовые проблемы, это нормально для банковского бизнеса. Поэтому потребность в таких продуктах и процессах в банке будет всегда.

СПРАВКА БО

Основная доля активов банка «Ренессанс Кредит» приходится на кредиты физлицам. По состоянию на 31.12.2009 их доля в кредитном портфеле банка составила 94%. На конец 2009 года объем выданных кредитов составил 28,2 млрд рублей. Процент проблемных кредитов по итогам 2009 года составил 9,5%.

Источник: годовой отчет КБ «Ренессанс Кредит» за 2009 год

Начать дискуссию

Фейковых приложений банков стало на 25% больше: причина и как обезопаситься

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

Расширят ответственность за участие в деятельности нежелательных организаций

За участие в деятельности любых нежелательных организаций Госдума хочет ввести административную и уголовную ответственность.

Законопроекты

Тех, кто игнорирует федеральные законы, хотят отстранять от должности

Председатель Госдумы Вячеслав Володин предложил отстранять от должности представителей региональных властей, которые не исполняют федеральные законы.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Ура! Выходные! Главное в майские не забудьте про уплату налогов. Праздничный выпуск 🎈«Ночной бухгалтер» № 1674

За дачными и диванными выходными легко пропустить очередной срок уплаты. Кто уже заплатил все налоги — тот молодец, остальным — наши напоминалки и подсказки в помощь (мы новые разъяснения сделали по фиксвзносам за 2023 год, которые заплачены только сейчас). Ну и без предвыходных позитивов не обошлось.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Валюта

Банкам будет проще получить разрешение на вывоз валюты

Кредитным организациям больше не нужно представлять в ЦБ заключения об установленных критериях повреждений вместе с заявлениями о вывозе ветхих или поврежденных купюр.

Онлайн-кассы

Как в 2024 году будут идти проверки ККТ

В 2024 году в рамках проверок ККТ налоговики будут проводить профилактические и внеплановые контрольные мероприятия.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Трудовое право

Предложено разрешить больше работать сверхурочно, чем сейчас разрешает ТК

В настоящее время Трудовой кодекс разрешает переработки по 4 часа в течение двух дней подряд, то есть работать по 12 часов в день.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: в Питере открылся сезон фонтанов, в Америке поймали аллигатора голыми руками, а врач объяснил, кому нельзя есть шашлык

Подготовили обзор главных событий дня — 27 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

НДФЛ

2 мая заканчивается налоговая декларационная кампания

До этого момента физлицам, ИП, нотариусам, адвокатам и частнопрактикующим специалистам нужно подать в ФНС декларации о доходах по форме 3-НДФЛ за 2023 год.

Бухгалтеры

Обзор сервиса «Клерк.Консультации»: как задать вопрос и на какие темы отвечают эксперты

Есть вопросы? Задайте их экспертам «Клерка»! Вы можете задать 1, 10 или 30 вопросов про налоги, учет, 1С, кадры, работу на маркетплейсах или праву, и уже через несколько часов получите развернутый ответ от наших специалистов. Мы поможем вам быстро решить проблему любой сложности.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
ВЭД

Половина платежей из России в Китай проходит через посредников

Банки КНР опасаются работать с российскими предпринимателями из-за рисков попасть под вторичные санкции США. В итоге бизнес отправляет платежи через посредников, которые просят несколько тысяч долларов.

Декретный отпуск

👍 Увеличат размер декретных для уволенных женщин. Нынешнее пособие не отвечает его целям, говорит эксперт

Минтруд начал разработку проекта с поправками в закон о детских пособиях. Увеличат пособие по беременности и родам для женщин, уволенных при ликвидации компании или закрытии ИП.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Дробление бизнеса

Как ФНС находит компании с искусственным дроблением бизнеса

Узнайте больше о том, на каком основании налоговые инспекторы могут сделать вывод о дроблении бизнеса. Это поможет предпринимателям защитить себя и свое дело.

Валютные операции

Кабмин на год продлил требования о продаже валютной выручки

Экспортерам увеличили срок зачисления валютной выручки на счета в российских банках до 120 дней.

Советы, законы и личный опыт: подборка телеграм-каналов для бизнеса

Для многих людей телеграм сейчас — не просто мессенджер, а еще и доступный источник информации. Здесь можно прочитать актуальные новости, получить советы от экспертов, узнать секреты успешных людей. Сделала подборку самых полезных и интересных бизнес-каналов для МСП.

Советы, законы и личный опыт: подборка телеграм-каналов для бизнеса
Бухгалтеры

🔥 Акция 6+6! Год подписки «Клерк.Премиум» по цене полугода!

Пользуйтесь всеми сервисами «Клерка» год, а заплатите, как за полгода. Купите подписку «Клерк.Премиум» на 12 месяцев, получите доступ к закрытым материалам — разборам законов, онлайн-курсам, справочно-правовой системе, вебинарам со скидкой 40%, а также 2 экспертные консультации в подарок!

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

68% сотрудников планируют рабочие задачи в блокнотах

Большинство россиян ведет заметки в бумажном виде, тогда как электронными планировщиками пользуются 36% сотрудников.

Как подготовить бизнес к продаже. 6 шагов

Чтобы продать готовый бизнес, недостаточно опубликовать объявление: нужно подготовить отчеты, описать процессы, разобраться с товарными остатками.

1
Бесплатно с Ликвидация бизнеса

Как подать заявление на упрощенную ликвидацию МСП электронным способом

С 1 июля 2023 года действует норма об упрощенной ликвидации ООО по заявлению собственника. Разберем по шагам, как подать электронное заявление через сервис ФНС и что для этого нужно.

Как подать заявление на упрощенную ликвидацию МСП электронным способом

Интересные материалы

Вправе ли компания принять кандидата на бесплатную стажировку

Работу со студентами организуют многие большие компании. Для будущих молодых специалистов они предлагают практику — в период каникул или перед сессией. Но в обиходе есть еще один термин «стажировка». Зачастую работодатели предлагаю ее на небольшое время кандидатам — чтобы оценить деловые качества, соответствие поставленным задачам. Но вправе ли компания взять соискателя на временную бесплатную стажировку?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру