Интервью

IT—ландшафтный дизайн

На определенном уровне автоматизации своей деятельности каждый банк рано или поздно сталкивается с необходимостью упорядочивать собственную IT-инфраструктуру. О том, как эта задача решается в «Ренессанс Кредите», рассказал в интервью «БО» Олег Фирстов, начальник отдела архитектуры и интеграции банка.

На определенном уровне автоматизации своей деятельности каждый банк рано или поздно сталкивается с необходимостью упорядочивать собственную IT-инфраструктуру. О том, как эта задача решается в «Ренессанс Кредите», рассказал в интервью «БО» Олег Фирстов, начальник отдела архитектуры и интеграции банка.

— Олег, как определить момент в развитии банка, когда IT-система достигла уровня, после которого требуется качественный скачок в развитии, например, создание единого информационного пространства?

— Все начинается с области, где развитие происходит наиболее быстро и где больше всего изменений. У нас это тот сегмент, который мы называем кредитным конвейером. Это система, состоящая из множества приложений, каждое из которых выполняет свою часть большой задачи. Нужно было заставить ее работать как единую отлаженную машину. Иными словами, рост розничного бизнеса заставил автоматизировать выдачу кредитов, и этот шаг придал новый импульс развитию информационных технологий. Далее акцент стал смещаться в сторону дальнейшего сопровождения клиентов и на другие процессы.

— Какова роль сервисно-ориентированной архитектуры при построении единого информационного пространства в банке?

— На текущий момент для компании с распределенной инфраструктурой, где за разные участки бизнеса отвечают разные информационные системы, другой альтернативы для объединения их в единое пространство, кроме SOA, нет. Если какая-то организация ставит целью построение единого информационного пространства и, не концентрируясь на теории и маркетинге, будет выполнять это современными техническими средствами, то ту архитектуру, которая получится в итоге, можно будет смело назвать сервисно-ориентированной. Моя точка зрения такова: SOA обозначает методы, которые уже много лет применяются в индустрии разработки программного обеспечения. Сервисно-ориентированная архитектура не приносит каких-то принципиально новых, революционных идей. Это упорядочивание того базиса, на котором основана разработка любого ПО. Все прежние принципы, на которых строилась разработка отдельно взятого приложения, выносятся на более высокий уровень, уровень информационного пространства предприятия. В итоге совместно могут работать не только приложения, построенные на одной конкретной технологии, а вообще любые информационные системы. Почему еще эта концепция стала так популярна — впервые индустрия разработки ПО не сказала бизнесу: от всего, что у вас уже есть, нужно отказаться и построить системы заново, на новой платформе. Напротив, SOA предполагает, что все имеющиеся приложения будут использованы в полной мере. Я бы выразился так: с помощью этого подхода и нового уровня абстракции мы можем использовать все имеющиеся функции систем, уделяя меньшее внимание технологическому аспекту, тому, на каких платформах и технологиях построены наши унаследованные приложения.

— Как решается проблема «зоопарка» систем в архитектуре банка, совмещение решений от разных поставщиков? И как правильно построить работу с поставщиками решений, чтобы не впасть в зависимость от них?

— В информационном ландшафте нашего банка более 150 используемых систем. Если брать только системы класса business critical, их более 20. В частности, у нас пять АБС от трех различных производителей. Для поддержки и развития этих систем банк не может обходиться без собственной команды специалистов. За каждой системой закреплен технический владелец. Это аналитик, который фактически становится техническим руководителем по конкретной системе, досконально разбирается в своем вопросе и участвует во всех аспектах развития и сопровождения данного приложения. Например, рассмотрим такую ситуацию. Банк запускает новый продукт, для которого требуется новое IT-решение. Концепцией запуска, изучением того, как на технологическом уровне это должно быть реализовано, начинает заниматься аналитик со стороны банка.

Руководство IT-блока регулярно пользуется услугами крупного аудитора, который помогает проверить соответствие развития информационных технологий задачам бизнеса

И только после того как у нашего сотрудника складывается понимание, как это должно быть построено, мы вступаем во взаимодействие с поставщиками. Мы стараемся вести и разработку, и доработку систем вместе с вендорами, а не передаем активность полностью на их сторону. В процессе ведется документирование, за это отвечают те же аналитики. У нас есть внутренний стандарт на документацию, и отслеживается, чтобы и вендор, и наши сотрудники выполняли требования по документации. Серьезные проекты в банке, как правило, связаны с интеграцией приложений. Получается, что в такой проект вовлечены несколько вендоров, и могут возникнуть чисто организационные проблемы. Нужно строить работу таким образом, чтобы вендоры могли между собой договориться, утрясти все спорные моменты. На практике, как только определяется интерфейс взаимодействия между модулями от разных поставщиков, на этом моменте основные вопросы снимаются. В целом задача банка — четко разграничить зоны ответственности, чтобы поставщики услуг не тянули одеяло на себя.

— В этом году «Ренессанс Кредит» приобрел у другого банка сеть отделений. Какие задачи возникли на уровне IT? — На самом деле все довольно просто. С самого начала деятельности банка была выбрана стратегия использования централизованной системы. Все бэк-офисные системы расположены в едином ЦОДе, и к этому центру легко подключить новые рабочие места. Кроме того, банк активно развивает технологии виртуализации, то есть рабочее место, где работает операционист, также фактически находится в централизованном ЦОДе. Это сильно облегчает обслуживание, инсталляцию, настройку, обновление софта на рабочих местах. Постепенно эта практика распространяется на рабочие места во всех отделениях и точках продаж. Разумеется, у нас есть резервные каналы данных, и, кроме того, в настоящее время банк осуществляет проект построения второго ЦОДа. Для обоих центров обработки данных мы арендуем пространство и размещаем там собственные серверы.

— Как часто в вашем банке проводится IT-аудит и для каких целей?

— Аудит информационных систем проводится регулярно, в разных направлениях. IT-департамент проверяет, соответствуют ли системы тем требованиям, которые на данном этапе предъявляет бизнес к объемам и производительности инфраструктуры, проводит поиск узких мест. Руководство IT-блока регулярно пользуется услугами крупного аудитора, который помогает проверить соответствие развития информационных технологий задачам бизнеса, это анализ на более глобальном уровне. В 2010 году проводится еще один масштабный проект по аудиту IT-стратегии банка. Для этого привлекли две компании. Первая проводит анализ на уровне потребностей бизнеса, организации процессов в области информационных технологий внутри банка. Вторая работает ближе к техническому уровню, смотрит, какие продукты и платформы мы используем, какие изменения в этой области мы наметили, и сопоставляет эти изменения с теми требованиями, которые исходят от бизнеса. Благодаря регулярной активности нам удается сглаживать углы, и пока не бывало такого, чтобы мы столкнулись с серьезными просчетами в развитии IT-инфраструктуры.

— Какие первоочередные задачи стоят перед IT-департаментом в настоящее время?

— Мы постепенно, эволюционным способом, добиваемся построения единого информационного пространства в банке. С каждым новым проектом IT-департамент получает ценный опыт, который позволяет выбирать в дальнейшем более удачные пути решения проблем. Разумеется, случаются и ошибки, которые в последующем учитываются. Иногда возвращаемся к тому, что было сделано ранее, и вносим поправки. Мы не только внедряем некие последовательные проекты, а помимо этого постоянно ведем работу по мелкой доводке, улучшению информационного ландшафта.
У нас есть инициатива по уменьшению количества используемых АБС. Например, в банке есть западная АБС, которая была внедрена в 2008 году. Сейчас на нее переведен только ряд продуктов, и в дальнейшем этот процесс продолжится.
От бизнес-подразделений исходит пожелание внедрить в банке CRM-систему. До сегодняшнего дня мы откладывали внедрение такого модуля, до тех пор, пока у бизнеса не сформировалось видение того, что он хочет получить. У нас также есть своя зона интересов в этом проекте. Дело в том, что IT-ландшафт банка уже сформирован, и ломать его принципиально мы бы не хотели. Поэтому подход к CRM-системе будет такой: мы постараемся плавно встроить ее в уже имеющиеся в банке процессы. Это пример того, как мы смотрим на решение встающих перед нами задач.

Начать дискуссию

Экономика России

Набиуллина: ключевая ставка 16% может держаться до конца года

Сейчас Центробанк не видит устойчивой дезинфляции, при которой возможен пересмотр ключевой ставки. Спрос все еще опережает возможности производства.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Беременная сотрудница может отказаться от работы и продолжить получать зарплату. 🤰«Ночной бухгалтер» № 1673

Для работодателя беременные сотрудницы представляют довольно проблемную часть персонала. Их почти невозможно уволить и нужно все время балансировать на грани соблюдения интересов сотрудницы и своих собственных. Это удается не всегда.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДФЛ

Минфин не готов освободить от налога дивиденды на ИИС

Инвесторы будут платить НДФЛ с дивидендов, которые они получили от акций на индивидуальном инвестиционном счете.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

ЦБ повысит надбавки по необеспеченным потребительским кредитам

Чтобы ограничить долговую нагрузку населения, регулятор ужесточает требования к банкам. Они будут больше платить за риски.

Банки

Сбер переведет заблокированные активы на отдельное юрлицо

До 31 декабря 2024 года подсанкционные банки имеют право перевести заблокированные активы и обязательства перед иностранными кредиторами на новую компанию.

Общество

Министр труда: в регионах злоупотребляют материнским капиталом

Власти предлагают устанавливать пригодность для жилой недвижимости, которую покупают получатели материнского капитала.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Законопроекты

В России могут ввести программу «Сельскохозяйственный гектар»

Зампредседателя Госдумы Ирина Яровая предложила сформировать специальную программу «Сельскохозяйственный гектар».

CRM

👩‍💻Популярные CRM для бухгалтерского аутсорсинга. Опрос

Не важно, у вас аутсорсинговая компания или бы бухгалтер-фрилансер с большим количеством клиентов или даже с помощниками. Невозможно держать в голове все сделки, выставленные счета, проведенные переговоры, не говоря уже о сроках сдачи отчетов и выдаче задач подчиненным. На помощь приходят CRM.

2
Банки

Суд начал принудительную ликвидацию банка «Стрела»

В ходе ликвидации вкладчики и кредиторы получат свои средства. Процедуру будет проводить Агентство по страхованию вкладов.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской
12

У ИП личные и предпринимательские налоги идут на одном ЕНС

НК не предусматривает разделение ЕНС на единый налоговый счет индивидуального предпринимателя и на ЕНС его же как физлица, не являющегося ИП.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: жительница Великобритании приютила 74 детей, уборку улиц доверят роботам, а в Крым пришли дожди с песком

Подготовили обзор главных событий дня — 26 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Экспорт

Росфинмониторинг: экспортеры не нарушают указ о продаже валютной выручки

Крупнейшие экспортеры выполняют требования властей в полном объеме и продают выручку по внешнеторговым контрактам на территории РФ.

Фейковых приложений банков стало на 25% больше

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Налоговикам можно задавать вопросы только про свои налоговые дела, но не про чужие

Абы кому ФНС не дает разъяснения по налогам.

Страховые взносы

Хочу научиться инвестировать в бизнес. Топ–16 площадок и телеграм–каналов для обучения

Финансовое образование (хотя бы на базовом уровне) — это один из первых шагов, которые стоит сделать перед тем, как вкладывать куда-либо деньги. На каких площадках и телеграм-каналах можно научиться инвестировать в бизнес?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Законопроекты

Губернаторам хотят разрешить продлевать майские праздники

В Госдуме хотят разрешить местным властям давать больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Менеджмент

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Любой проект является многозадачным, и часть задач находится во взаимной зависимости. В результате одни из них оказывают воздействие на решение других. Те из задач, что имеют наибольшее значение, должны находиться под непрерывным контролем.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами
Уведомления о КИК

Физлицам до 2 мая нужно сдать уведомления о КИК

Если не представить уведомление о контролируемой иностранной компании, придется заплатить штраф в размере 500 000 рублей.

Интересные материалы

Как ваши интернет-бухгалтерии уменьшают налог на взносы? Опрос

Одна из подписчиц рассказала нам о том, как устроен расчет налога по УСН в онлайн-бухгалтерии Тинькофф, и прислала нам скрины переписки с поддержкой. Нас подход удивил и мы решили устроить опрос — а как работают ваши онлайн-бухгалтерии?