Банки

Банковский сервис в Сети

Российские кредитные организации все активнее начинают оказывать услуги через Интернет. Сайт банка — это уже не просто витрина, а инструмент, позволяющий, например, получить кредит. Компания «Ашманов и партнеры» совместно с порталом Банки.ру подготовила исследование, сравнив качество такого сервиса у разных банков.

Автор: Полина Коневская

Российские кредитные организации все активнее начинают оказывать услуги через Интернет. Сайт банка — это уже не просто витрина, а инструмент, позволяющий, например, получить кредит. Компания «Ашманов и партнеры» совместно с порталом Банки.ру подготовила исследование, сравнив качество такого сервиса у разных банков.

В центре внимания авторов ежеквартального исследования «Банки и Интернет: новая реальность» оказалась услуга по оформлению потребительских кредитов онлайн. Выяснилось, что потребность в таком сервис достаточно высокая. Согласно статистике поисковых систем, популярных среди русскоязычного населения (Yandex, Google, Mail, Rambler), в августе 2011 года с запросом «заявка на кредит онлайн» к поисковой системе обратились около 19,5 тыс. раз, что почти в три раза больше, чем в прошлом году, и в семь раз больше, чем два года назад.

Если рассматривать тридцатку крупнейших российских розничных банков, то возможность подачи заявки на потребительский кредит в режиме онлайн предусмотрена на 80% сайтов. Как отмечают авторы исследования, у каждого из банков услуга по составлению заявки на потребительский кредит «уникальна по своим достоинствам и недостаткам». На самом деле у немногих банков этот инструмент действительно способен облегчить и ускорить процесс оформления кредита. Чаще всего кредитная организация размещает на своем сайте онлайн-заявку, чтобы посетитель обратился к сотруднику банка. А многие финучреждения, скорее всего, разместили такую опцию на своих сайтах, лишь поддавшись моде, и еще «не до конца осмыслили роль такой формы общения с клиентами».

Как говорится в исследовании, лишь три банка (Альфа-Банк, «Петрокоммерц», «Русский Стандарт») представили на своих сайтах заявки, являющиеся полными аналогами печатного заявления. В них содержится более 50 полей для заполнения, и очевидно, что в дальнейшем бумажная работа будет минимальной. Большинство сайтов банков предлагают заполнить краткие заявки (менее 25 полей), нацеленные на сбор общей информации о потенциальном заемщике, или скачать анкету в PDF-формате или в форматах Word и Excel.

При составлении итогового рейтинга качества онлайн-заявок авторы исследования учитывали количество переходов по сайту до целевой страницы, дизайн заявок, удобство заполнения и наличие калькулятора. По совокупности этих признаков лучшим стал Московский Кредитный Банк. Здесь оказалось легче всего найти заявку на потребительские кредиты (она представлена на главной странице и сразу привлекает внимание пользователя). Форма проста и удобна для заполнения, хотя и предназначена лишь для записи на консультацию, а не для заполнения полноценной анкеты. По тем же критериям в тройку лидеров вошли ВТБ 24 и МБРР. Худшими стали Нордеа Банк, Промсвязьбанк и «Зенит». Нордеа Банк представил вниманию пользователя одну из самых неудобных онлайн-заявок с устаревшим дизайном и неаккуратным размещением элементов.

У Промсвязьбанка неудобная навигация по сайту с большим количеством дублирующих друг друга ссылок, разночтением заголовков схожих разделов, неочевидным названием прямой ссылки на форму заявки. Все эти недостатки делают заявку малозаметной.

Репутация в Интернете: дели на два

Любопытно, что, несмотря на значительный интерес интернет-аудитории к потребительскому кредитованию, эта тема занимает далеко не первое (а лишь четвертое) место в общем объеме обсуждений банков и их услуг в Сети. В исследовании «Банки и Интернет: новая реальность» анализируется частота упоминаний различных банков в Интернете (блогах, СМИ, на форумах и социальных сетях).

Наиболее часто обсуждаемыми банками являются Сбербанк, ВТБ, Альфа-Банк, ВТБ 24, Райффайзенбанк. У них же отмечен самый большой разрыв в количестве позитивных и негативных оценок со стороны клиентов. Отрицательных в среднем в два раза больше. На «положительный уровень» (преобладание положительных упоминаний над отрицательными) попали только три банка: Уральский Банк Реконструкции и Развития (УБРР), Сургутнефтегазбанк и Ханты-Мансийский Банк. Исследователи комментируют это неоднозначно. С одной стороны, негативные отзывы в Сети встречаются чаще, чем позитивные: люди, которых полностью устраивает сервис, могут заступиться за любимый банк в ходе обсуждения, но реже станут публиковать позитивные сообщения только для того, чтобы поделиться своей радостью. С другой — в исследовании указывается, что зачастую положительные отзывы — это следствие PR-активности самих банков, размещающих благоприятные посты о деятельности кредитной организации (то есть аутентичные посты клиентов составляют лишь часть позитивных отзывов).

По результатам исследования, программы по вкладам банка УБРР вызывают у пользователей наибольшую долю положительных отзывов: около 30% всего объема. Это может быть связано с повышением качества услуг или собственной активностью в социальных медиа, отмечают авторы исследования. Всего 1% уступил лидеру банк «Связной». Меньше всего положительных отзывов по депозитам собрали БНП Париба Банк и Русь Банк (переименован в Росгосстрах Банк) — их результат всего 11%.

Об Уральском Банке Реконструкции и Развития лучше всего отзываются и в случае с кредитами. Около 27% довольных потребителей и первая строчка рейтинга остается за данным банком. Самый слабый рейтинг по кредитам — у банка «Ак Барс»: только 8% довольных.

Кредиты от Банка Москвы и БНП Париба Банка «не любит» максимальная доля пользователей в Сети — 56%. Минимальное число отрицательных отзывов у УБРР — 21%. Столько же недовольных и среди клиентов Ханты-Мансийского Банка.

Самый лучший интернет-банк по доле положительных упоминаний — у банка «Возрождение». Более трети (36%) пользователей, обсуждающих банк, отдали ему первое место своими положительными голосами. НБ «Траст», попавший на второе место, уступил лидеру 4 процентных пункта: его интернет-банк оценили положительно 32% пользователей. «Русский Стандарт» с результатом 29% замкнул тройку лидеров.

Важно, что лишь 14 из 55 банков получили оценку услуги «Мобильный банк» от пользователей Рунета, так как пока в большинстве случаев банки такой сервис не предлагают либо оценок от пользователей недостаточно для адекватного сравнения.

Интернет-банкингом пользуются экстраверты

На сегодняшний день главным трендом для банков США и Европы является сокращение числа филиалов и одновременное увеличение объема услуг, оказываемых с помощью Интернета или контактного центра. За прошедший год в Штатах количество отделений уменьшилось, причем эта тенденция сохраняется второй год подряд. С 2007-го по 2011 год продажи услуг в традиционных офисах европейских банков упали на 4% (с 82% до 78%). В то же время продажи через Интернет выросли вдвое, захватив к текущему году 10% всего «пирога». Сейчас банки Европы прогнозируют уменьшение числа своих отделений на 2% к 2015 году.

Кредитные организации делают ставку на удаленное общение с клиентом. В целом по всему миру объем расходов банков на внедрение различных информационных технологий достигнет в этом году 363,8 млрд долларов. При этом, согласно данным компании Celent, на которую ссылаются авторы исследования, в 2011 году прирост расходов финансовых компаний на все виды IT-технологий составит 3,7%, что говорит об ускорении рынка, который годом ранее прибавил только 2,5%.

Для России, где доступ в Интернет есть далеко не у всех, а на долю дистанционного банкинга приходится всего 2% трансакций, подобная смена приоритетов и отказ от обычных филиалов — перспектива весьма отдаленная. Однако рост интереса к интернет-сервису налицо. Поэтому в исследовании подробно анализируется психологический портрет того, кто сегодня пользуется услугами кредитных организаций в Сети.

Вывод таков: среди банковских потребителей, являющихся интернет-пользователями, чаще обычного встречаются экстраверты. Они более открыты к новым предложениям, нежели большинство потребителей банковских услуг, легче поддаются рекламе, если, конечно, она соотносится с их ценностями.

Любопытно, что интернет-пользователи, как отмечается в исследовании, чаще уверены в своих возможностях по созданию собственного бизнеса по сравнению с аналогичным показателем по всем потребителям банковских услуг. Для них в меньшей степени характерна ценность семьи и в большей степени — ценность собственной карьеры. Они любят путешествовать, узнавать новые места.

Начать дискуссию

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Передача долей (акций) российских компаний в ДИТ как способ структурирования владения бизнесом

Можно ли передать долю в компании в инвестиционное товарищество и какие преимущества дает данный способ структурирования владения бизнесом.

Банки

Минфин начал принудительно переводить Альфа-банк в юрисдикцию РФ

Суд может приостановить корпоративные права иностранной компании в отношении Альфа-банка и АльфаСтрахования. Экономически значимая организация может получить свои акции в прямое владение по решению суда.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Передача долей (акций) российских компаний в ЗПИФ как способ структурирования владения бизнесом

Можно ли передать долю в компании в ЗПИФ и какие преимущества дает данный способ структурирования владения бизнесом.

Проверки

Цифра дня. Про плановые проверки

В 2024 году количество индикаторов риска для предупреждения нарушений закона увеличится до 500.

Цифра дня. Про плановые проверки
Отпуска

Кто и как решает рабочие вопросы в отпуске: итоги опроса

35% сотрудников считают, что могут выполнять рабочие задачи и не жертвовать отдыхом.

Зарплата

К каким расходам относить компенсацию за задержку зарплаты

В Трудовом кодексе закреплено, что работодатель обязан выплачивать компенсации (проценты) за задержку зарплаты и других выплат, присужденных работнику судом. Это значит, что выплаченные суммы можно относить расходам, уменьшающим базу по прибыли. А к каким именно и в каком размере? Прописали в ТК.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Проверки

📌 Расширят индикаторы риска для проверок компаний, их будет 500. Но как и когда работать бизнесу при их таком количестве — неясно, считает юрист

Минэкономразвития уже утвердило больше 30 новых индикаторов, которые сигнализируют о возможных нарушениях законодательства. На основании этой информации контролирующие органы будут принимать решение о плановой проверке бизнеса.

3

Должники стали больше отдавать коллекторам в месяц: сколько

Переход к сберегательной модели поведения улучшил платежную дисциплину должников. Они отказываются от необязательных расходов и быстрее рассчитываются с долгами.

Бесплатно с Жилищное законодательство

Поправки в ЖК-2024: как теперь сдавать квартиры в аренду

С 3 апреля 2024 года вступили в силу поправки в ЖК, которые всколыхнули общественность. Арендодатели решили, что теперь сдавать жилье в аренду, в том числе посуточно, вообще нельзя, или только с согласия соседей. На самом деле революции не произошло.

Поправки в ЖК-2024: как теперь сдавать квартиры в аренду

Интересные материалы

Как уменьшить налог по УСН на взносы ИП за 2021 и 2022 год

Если эти взносы были уплачены в 2023 году, можно ли уменьшить на них налог не 2023-го, а 2024 года? Обсуждение по этой теме затеяли подписчики нашего telegram-канала «Красный уголок бухгалтера».