Банки

Проблемы рынка систем ДБО

Дистанционное банковское обслуживание давно перестало быть экзотикой рынка и превратилось в почти обыденную услугу. Нередко банки преподносят наличие ДБО как свое конкурентное преимущество. Однако не следует забывать, что функционирование ДБО сопряжено с рядом проблем, решить которые иногда очень непросто.

Дистанционное банковское обслуживание давно перестало быть экзотикой рынка и превратилось в почти обыденную услугу. Нередко банки преподносят наличие ДБО как свое конкурентное преимущество. Однако не следует забывать, что функционирование ДБО сопряжено с рядом проблем, решить которые иногда очень непросто.

Отечественные системы ДБО достаточно активно развиваются. Однако пока что налицо экстенсивный путь развития: количество систем существенно опережает их качество, под которым подразумеваются объем предоставляемых сервисов, удобство использования, доступность и защищенность. Например, некоторые системы не позволяют клиентам совершать активные операции, а только предоставляют информационное обслуживание. При использовании других систем ДБО возникают проблемы в эксплуатации, связанные с неспособностью системы корректно работать в силу различных причин. Иногда бывает проще подъехать в отделение банка, нежели, например, использовать систему интернет-банкинга отдельной кредитной организации. Важной проблемой является отсутствие каналов связи в некоторых населенных пунктах. И все же первое место в списке факторов, сдерживающих развитие ДБО, занимают вопросы информационной безопасности.

Совершенствование систем

Эксперты отмечают, что рынок систем ДБО постепенно становится все более насыщенным. Одновременно ужесточаются требования к удобству, эргономике систем как со стороны конечных пользователей - клиентов банков, так и со стороны ИТ-служб банка, администрирующих эти системы. Для того чтобы ДБО стало реальным фактором конкуренции, оно должно строиться на основе продуманных функциональных решений, сочетающих технологическое достоинство продукта с эффективностью для бизнеса банка и удобством конечного потребителя услуг ДБО. Только такая система ДБО может в реальности дать банку заметные преимущества и положительно изменить его имидж в глазах клиентов.

Еще несколько лет назад термин «системы ДБО» прочно ассоциировался с инструментом обслуживания исключительно среднего и крупного бизнеса. Сегодня системы ДБО для физических лиц стали неотъемлемой частью услуг любого банка, строящего бизнес с частными клиентами. Это связано с несколькими факторами. Во-первых, с развитием высокоскоростных сервисов оплаты услуг, которые больше не требуют от клиента посещения филиала банка или офиса организации. Во-вторых, с конкурентной борьбой между банками и платежными системами виртуальных денег, которые первыми заняли сегмент на рынке осуществления операций через каналы массового обслуживания. Наконец, со снижением себестоимости осуществления таких операций для банков, по некоторым оценкам, на 25-35%.

В настоящее время банки стремятся развивать возможности уже внедренных ими систем дистанционного банковского обслуживания за счет максимального расширения перечня компаний, в пользу которых физические лица могут произвести платежи. Для того чтобы клиент начал пользоваться новыми возможностями, необходимо обеспечить ему максимальное удобство при оплате с помощью ДБО различных квитанций. По этой причине банки улучшают и упрощают интерфейс системы удаленного обслуживания, добавляют шаблоны для каждого вида платежа.

Кредитные организации стремятся к тому, чтобы у клиентов в зависимости от конкретной жизненной ситуации, типа выполняемой операции, технологической грамотности была возможность проведения операции и возможность получения информации через различные каналы - интернет-банкинг, мобильный банкинг, контактный центр и т.д.

Безопасносность: есть, была и будет

Значение безопасности и необходимость защиты информации при ДБО сложно преувеличить. Безопасность осуществления расчетов была, есть и наверняка будет важнейшим аспектом дистанционного взаимодействия клиента с банком. Причем проблемы обеспечения безопасности и защиты информации актуальны для всех каналов ДБО.

Базовые механизмы защиты сервисов ДБО (на уровне криптографии, усиленной процедуры аутентификации и т.д.) реализованы довольно давно. Тем не менее увеличение объема преступлений в системах ДБО составляет, по оценкам экспертов, 2-4 раза в год, а в абсолютном выражении это миллионы долларов. Развитие технологий ДБО, к сожалению, создало не только удобный сервис для клиентов, но и среду по перемещению средств, полученных мошенническим путем, с минимальным риском для злоумышленников обнаружить себя. Тем более что не все клиенты, использующие сервис ДБО, должным образом контролируют уровень защищенности среды доступа к каналам ДБО, что влияет на эффективность применения традиционных механизмов защиты. Это заставляет финансово-кредитные организации самостоятельно реали-зовывать дополнительные меры контроля. Многие банки вплотную рассматривают возможность использования систем фрод-мониторинга, позволяющих эффективно реализовывать такую защиту на основе анализа бизнес-логики событий.

Это же элементарно...

Безопасность системы ДБО зависит от двух сторон - от банка и от клиента, причем у каждого своя зона ответственности. В зоне ответственности банка находится комплексное обеспечение безопасности системы. В рамках реализации этой задачи финансово-кредитные организации делают все возможное для того, чтобы защитить ключи электронной подписи и процедуру формирования подписи для платежных документов на стороне клиента.

Однако при этом, как правило, клиент все же должен обеспечивать элементарные нормы безопасности на своем рабочем месте для работы с клиент-банком.

Действительно, ситуация складывается таким образом, что клиент оказывается менее защищен, нежели организация, поэтому и действия мошенников сместились именно в эту зону. Злоумышленники пошли по пути наибольшей экономической целесообразности: зачем взламывать сервер «клиент-банк», что сложно и затратно, если можно просто украсть ключи, которые в некоторых случаях просто «лежат» в компьютере у клиента.

Могут также возникать ситуации, когда пользователь вводит пароль в неправильном месте или оставляет его в системе сохраненным: тем самым он дает возможность злоумышленникам воспользоваться паролем. Клиентские риски также связаны с недостаточно безопасными способами авторизации: например, у пользователя нет карточки паролей, либо его доступ в систему обеспечивает лишь одно слово или один пароль, который человек может записать где-либо и который кто-то может увидеть.

Однако защита клиентской стороны все-таки постепенно повышается, считают некоторые банковские эксперты. Это происходит с помощью устройств защищенного хранения ключей ЭЦП и защищенной выработки электронной подписи, посредством доверенных устройств отображения по подписи платежного поручения, с помощью доверенных каналов подтверждения платежа и использования доверенной среды для работы с клиент-банком.

Необходимость законодательных перемен

Среди сложностей ДБО есть также проблемы законодательного плана, например недостаток правоприменительной практики по многим статьям, отсутствие заинтересованности правоохранителей, отсутствие у них наработанных методик ведения уголовных дел по хищениям в ДБО. Отдельно следует сказать о неудовлетворительном взаимодействии правоохранительных органов с банками и клиентами банков. Некоторые эксперты в области защиты банковской информации прямо говорят о том, что назрела необходимость создания специализированного полицейского подразделения, которое, взаимодействуя со службами безопасности финансово-кредитных организаций, могло бы полностью расследовать и доводить до завершения дела по таким специфическим видам хищений.

Наконец-то и на высшем уровне в феврале 2012 года прозвучало заявление о необходимости борьбы с интернет-преступностью и создания в полиции принципиально новых подразделений, ориентированных на выявление и раскрытие сложных в техническом плане преступлений.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Илья МИТРИЧЕВ, директор по развитию бизнеса департамента по работе с корпоративными клиентами АМТ-ГРУП

Одним из трендов развития банковских услуг является максимально возможный перенос банковских продуктов в дистанционные каналы. В сочетании со взрывным развитием мобильных устройств системы ДБО уже стали бизнес-значимыми для банков, и их значимость только возрастает.

Мошеннические операции - повод для беспокойства?

Как уже отмечалось в прессе, всем, кто оказывает дистанционные услуги, противостоит «индустрия» мошенничества: не только одиночки, но и высококвалифицированные, технически оснащенные группы, в том числе и международные. Готовы ли банки противопоставить что-либо адекватное? Большинство не смогут. Лишь немногие банки серьезно подошли к вопросу противодействия мошенникам. Из российских финансово-кредитных организаций только Сбербанк решился на проведение открытого конкурса по выбору системы фрод-мониторинга. Остальные банки или проводят ограниченные закрытые процедуры по выбору способов защиты, или вообще откладывают этот вопрос до лучших (худших?) времен.

Что реально применяется? Обычно следующее:

  • встроенные в ДБО средства отбора подозрительных платежей. Эти средства ограничиваются контролем реквизитов платежных транзакций. Редким исключением является использование информации об устройстве, с которого был отправлен платеж;
  • самописные средства контроля поступающих платежных документов, в которые заложены алгоритмы выявления подозрительных платежей исходя из ранее обнаруженных случаев фрода;
  • универсальные средства мониторинга и отчетности, адаптированные под задачи выявления транзакций по предустановленным критериям.

То есть Россия, как обычно, идет своим путем. Ситуация с фрод-мониторингом напоминает время, когда люди использовали автомобили «Жигули», «Москвич» и др. на все случаи жизни и доделывали, ремонтировали их самостоятельно или у местных «кулибиных».

Согласен, есть сложность с финансовым обоснованием внедрения промышленных систем. Еще не все банки на практике сталкивались с существенными потерями. Специфика области - не распространять информацию об успешных и предотвращенных атаках. Поэтому критика в большей мере относится к бизнес-подразделениям банков и риск-менеджменту. Именно эти подразделения, в первую очередь, должны поддержать ИТ-блок в проектах по противоборству мошенникам. А мы со своей стороны готовы предоставить промышленные решения и оказать услуги по внедрению.

Начать дискуссию

НДФЛ

Налоговики не будут штрафовать, если просрочка НДФЛ произошла из-за технических ограничений

Штрафовать за просрочку из-за технических сбоев инспекторы не будут. Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации НДФЛ не сгенерировалась.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Финансовые мошенники могут первое время реально выплачивать доход

В Москве сотрудники полиции задержали подозреваемого в многомиллионном мошенничестве под предлогом инвестирования.

На майских праздниках хотят запретить продажу алкоголя

Чтобы снизить число преступлений и защитить здоровье населения, депутат предложил по всей стране запретить продажу спиртного во время майских праздников.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Сотрудники имеют право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя

В особых случаях работники могут не согласовывать с работодателем период отпуска без сохранения зарплаты.

Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.

Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Больничные

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным

В общем случае ни ИП, ни самозанятые права на оплату больничных не имеют. Но ИП могут оформить добровольное страхование в СФР. Самозанятые – тоже, но только если они ИП на НПД.

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным
Бесплатно с Самозанятые

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

Какие обязательные и необязательные документы оформить при сотрудничестве с самозанятыми, рассказываем в мини-курсе.

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Вскрыта афера с получением вычетов за стоматологию

В Смоленской области направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении социальных налоговых вычетов по НДФЛ за лечение.

Как продать заблокированные активы

Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Аномальная нагрузка на электросеть помогла выявить майнинг криптовалюты

В Новосибирской области полицейские задержали подозреваемых в незаконном потреблении электроэнергии для майнинга криптовалюты.

Медосмотры офисных работников: для кого обязательны, как проводить, ответственность

Многих работодателей интересует вопрос: обязательно ли проводить для своих офисных сотрудников медицинские осмотры? Какие риски с этим связаны и как все организовать, рассмотрим в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

Советы по трудоустройству дают, как правило, HR или психологи. Но не менее полезной информацией обладают эксперты с солидным опытом в сфере продаж. Как сделать так, чтобы потенциальный работодатель из всех кандидатов выбрал именно вас, а какой компании стоит точно отказать рассказала Гульнара Гумарова, коммерческий директор Wazzup.

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

💪 Известен размер вычета НДФЛ за сдачу норм ГТО. Подготовиться к сдаче норм может выйти и дороже, считает эксперт

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

Интересные материалы

«Мегамаркет» начал продавать автомобили LADA

При оформлении заказа с покупателем свяжется менеджер «СберАвто», чтобы уточнить технические моменты и варианты доставки.