Согласие на обработку персональных данных для сайта — 2025

Чтобы владелец сайта мог собирать персональные данные пользователей в 2025 году, нужно разработать политику обработки ПД, разметить на сайте форму для сбора данных и cookie, позаботиться о внутренних регламентах. Рассказываем, как получить согласие от пользователей, какие документы для этого нужны и как правильно организовать процесс.

Согласие на обработку ПД — что это, зачем и от кого получать

Все компании, ИП и госучреждения, которые собирают персональные данные физлиц — это операторы персональных данных, обладающие следующими признаками:

  • включены в реестр Роскомнадзора (работают в статусе «оператор персональных данных»);

  • соблюдают требования закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ (предпринимают меры по защите данных — используют защищенные базы данных, разрабатывают политику конфиденциальности и локальные НПА, проводят внутренние расследования в случае происшествий, работают с запросами владельцев ПД и т.д.).

К операторам ПД в том числе относятся компании, которые в интернете продают товары, оказывают услуги, собирают статистические данные. Эти данные они используют в коммерческих или иных целях. 

Для сбора данных используются:

  • онлайн-анкеты;

  • формы обратной связи;

  • файлы cookie.

Владельцы сайтов получают сведения о ФИО, местах проживания, IP-адресах, датах рождения, номерах телефонов, email. Передача данных регулируется на законодательном уровне: операторы могут собирать, хранить и использовать информацию о физлицах только с их согласия (ст. 9 закона № 152-ФЗ).

Согласие на обработку персональных данных — это подтверждение, что человек добровольно разрешает использовать свои личные данные. Например, курьерская служба собирает адреса, чтобы доставлять товары. Компания, оказывающая онлайн-услуги, может попросить адрес электронной почты, чтобы прислать клиенту проект договора. 

Порядок сбора персональных данных на сайте

В онлайн-пространстве регулярно появляются мошеннические сайты, которые собирают персональные данные людей для использования в жульнических схемах. Из-за этого у пользователей возникает недоверие даже к добросовестным компаниям и интернет-продавцам. 

Как работают добросовестные операторы ПД (владельцы сайтов):

  • Обеспечивают доступ к Политике обработки персональных данных. Политика — это один из основных документов, который разрабатывают операторы. Они должны обеспечить к ней доступ всем заинтересованным лицам. Например, разместить на сайте магазина, который продает товары через интернет.

  • Открыто заявляют о своем статусе. Если компания включена в реестр Роскомнадзора, на своем сайте она может разместить плашку, что работает в статусе оператора персональных данных.

  • Получают согласие от пользователей. Закон позволяет получать согласие от субъектов ПД как в письменной, так и в электронной форме (ч. 4 ст. 9 закона № 152-ФЗ).   

  • Не скрывают реквизиты компании. Часто в «подвале» сайта размещают реквизиты и контакты компании (ИНН, наименование юрлица, номер телефона, адрес электронной почты). По ИНН или наименованию можно проверить, включена ли компания в реестр Роскомнадзора.  

По сути это и есть простая инструкция для владельцев сайтов, как организовать сбор данных: опубликовать на сайте политику, разместить информационную плашку (о статусе оператора), использовать форму сбора данных с уведомлением для владельцев ПД. И, конечно, не скрывать реквизиты и контакты компании.  

Получить бесплатную консультацию по регистрации в Роскомнадзоре и подготовке документов для работы с персональными данными

Подробнее о Политике

В политике указывают:

  • цель сбора и обработки ПД (образовательные услуги, рассылки и т.д.);

  • категории владельцев данных (соискатели, сотрудники, покупатели, клиенты);

  • способы обработки и хранения информации;

  • ссылка на сайт (на каком ресурсе происходит сбор данных);

  • сведения о получателе (наименование компании-оператора, ФИО предпринимателя).

Политика размещается на сайте компании, чтобы пользователи в любой момент могли с ней ознакомиться и решить, согласны ли они на передачу своих персональных данных или нет. 

Если владелец сайта не обеспечивает должным образом доступ к политике, то ему грозят штрафы по ч. 3 ст. 13.11 КоАП: предпринимателю — до 20 тыс. руб., организации — до 60 тыс. рублей.

Разработать политику обработки персональных данных для сайта компания может самостоятельно или обратиться к специалистам. На сайте «Роском Онлайн» вы можете заказать разработку политики — это одна из услуг для операторов ПД, соблюдающих требования закона № 152-ФЗ

Получить консультацию бесплатно

Предупреждающая надпись

На сайтах данные пользователей собирают через специальную форму.  Например, человек указывает свое имя и телефон, чтобы менеджер компании с ним связался и рассказал об услуге.

Рядом с такой формой должна быть возможность выразить согласие на обработку ПД. Обычно это «галка» или «флажок». Пользователь ставит отметку в окошке или двигает специальный тумблер, подтверждая, что не против предоставить сведения о себе.

Важный элемент всего этого процесса — текст, который предупреждает о сборе данных. Например, при совершении какого-либо действия на сайте пользователь видит на экране надпись: «Нажимая кнопку [...], я соглашаюсь на обработку моих персональных данных в соотв. с ФЗ от 27.07.2006 №152-ФЗ на условиях и для целей, определенных политикой конфиденциальности». Пользователь соглашается, проставляя «галку» в соответствующем окошке или нажимая кнопку «Согласен». 

Согласие владельца данных — это не просто две строчки текста, под которыми он ставит отметку. Нужно подготовить текст и дать на него ссылку, чтобы пользователь мог его изучить. 

В согласии указывают:

  • название компании или ФИО ИП (оператора ПД — владельца сайта);

  • цель сбора данных;

  • перечень ПД, в отношении которых пользователь выражает согласие на обработку и использование;

  • способы обработки данных;

  • наименование третьих лиц, которые вправе использовать эти данные;

  • срок действия согласия;

  • способ, которым владелец ПД может отозвать согласие.

Если ИП или компания обрабатывает данные пользователей без их согласия, ей грозят штрафы по ч. 2 и 2.1 ст. 13.11 КоАП: организации — до 700 тыс. рублей. А при повторном нарушении — до 1 млн руб. на ИП; до 1,5 млн руб. — на организацию.

Персональные данные — это любая информация о физлице, по которой его можно прямо или косвенно идентифицировать (ст. 3 закона № 152-ФЗ). В том числе к таким данным относятся и файлы cookie — формы на сайте, которые собирают информацию о посетителях. 

Файлы cookie «запоминают» пользователя и подстраиваются под него. Например, при следующем посещении сайта человеку не придется вводить логин и пароль или указывать регион проживания — все это остается в памяти сайта. 

При этом владельцы сайтов могут собирать данные о посетителях только с их согласия. Нужно разместить всплывающее окно с информацией, что сайт собирает файлы cookie. Человек может согласиться или отказаться раскрывать свои данные. В уведомление включите ссылку на политику обработки ПД.

Получить бесплатную консультацию по регистрации в Роскомнадзоре и подготовке документов для работы с персональными данными

Регламент ответов на запросы

Пользователь вправе направить запрос владельцу сайта на уточнение информации — зачем собирают его данные, как будут обрабатываться и храниться. Законом установлен срок ответа на запросы субъектов ПД — не более 10 рабочих дней (ч. 1 ст. 20 закона № 152-ФЗ). Если у оператора есть обоснованные причины, этот срок он может продлить еще на 5 рабочих дней.

Для правильной работы с запросами пользователей сайта следует разработать специальный регламент и утвердить правила работы с обращениями. Разработкой регламента занимается ответственное лицо, в обязанности которого входит, в том числе, организация приема и обработки запросов (п. 3 ч. 4 ст. 22.1 закона № 152-ФЗ).

Операторы ПД не могут запрашивать данные, которые не относятся к исполнению договора. Если человек при покупке товара указывает, что желает получить товар в пункте выдачи, нельзя требовать у него адрес проживания. 

Владельцы сайта должны разместить на своем ресурсе публичную оферту с перечнем персональных данных, которые предоставляет пользователь для оказания услуг. 

Шпаргалка: порядок действий для владельцев сайтов

Владельцы сайтов могут собирать данные пользователей только с их согласия. При этом пользователь не обязан предоставлять сведения о себе и может в любой момент покинуть сайт. 

Собрали чек-лист для владельцев сайтов:

  • Определите, какие персональные данные будете собирать через сайт. Например, email для рассылок или адрес проживания для доставки товара.

  • Разработайте политику обработки ПД в соответствии со своими целями и требованиями закона № 152-ФЗ. Актуализируйте политику под специфику своего бизнеса. Например, укажите новые категории субъектов ПД, если бизнес расширился. Разместите ссылку на документ в «подвале» сайта. 

  • Разместите форму для сбора ПД и дайте возможность посетителям выразить свое согласие — поставить «галку» или нажать кнопку. В форму добавьте ссылку на пользовательское соглашение.

  • Добавьте на сайт баннер, информирующий о сборе файлов cookie. 

  • Составьте договор оферты с перечнем данных, которые собираете. Собирать можно только данные, связанные с оказанием услуги, избыточные — запрещено.

  • Назначьте ответственное лицо за организацию приема и работы с обращениями пользователей. Разработайте регламент по работе с запросами.

На сайте «Роском Онлайн» вы можете получить следующую помощь:

  • Подготовка документов. Закажите полный пакет документов или разработку локального регламента (например, политику обработки ПД), полное соответствие требованиям закона 152-ФЗ.

  • Чек-лист. Скачайте инструкцию со списком регламентов и НПА (более 60 форм).   

  • Бесплатная консультация. Эксперты «Роском Онлайн» ответят на ваши вопросы и подскажут, как действовать в конкретной ситуации. Например, как правильно организовать сбор персональных данных на сайте. 

Не знаете, с чего начать? Запишитесь на консультацию и получите рекомендации от специалистов.

Читайте также:

Бесплатный чек-лист обязательных процедур, необходимых для соблюдения законодательства по персональным данным

Организуйте в своей компании работу с персональными данными согласно требованиям закона

Заполните форму и получите чек-лист:

Принимаю оферту и даю согласие на сбор персональных данных и их распространение

Реклама: АО «КОНСАЛТИНГ ОНЛАЙН», ИНН: 2310203967, erid: 2W5zFHCEgHn

Начать дискуссию