Интервью

«Наблюдая за тем, как течет река, мы сделали самое влиятельное СМИ про бухгалтерию». Что рассказал про «Клерк» Борис Мальцев

Недавно основатель «Клерка» ответил на вопросы читателей Pressfeed. Ловите полный текст интервью.
912 241
«Наблюдая за тем, как течет река, мы сделали самое влиятельное СМИ про бухгалтерию». Что рассказал про «Клерк» Борис Мальцев
Борис Мальцев. Фото Илоны Полянской

Недавно основатель «Клерка» ответил на вопросы читателей Pressfeed. Ловите полный текст интервью.

Борис Мальцев 20 лет занимается созданием и управлением интернет-проектов. Под его руководством появились крупнейший в мире, по данным Liveinternet, портал для бухгалтеров klerk.ru и региональные проекты Кублог и Живая Кубань.

Под брендом «Клерка» уже существуют платформа сервисов и знаний по бухгалтерской теме, а также сервис маркетинговых инструментов для бизнеса. В этом году проект получил образовательную лицензию, и, по словам Бориса, прямо сейчас уходит в EdTech, сохраняя, между тем, все признаки современного нишевого медиа. Уже этим летом «Центр обучения Клерка» вырос в доходе на 50%.

  • Несколько человек на разных платформах интересовались, как вы выбрали такую необычную для медиа-менеджера стрижку.

Ирокез, потому что для бумеров это нестандартно. А про цвет... У меня есть шестнадцатилетний сын. Он искал свой стиль, и я его поддержал. А потом мне понравилась реакция людей на цвет, и я долго еще так делал.

  • Некоторым кажется, что успешные digital-проекты рождаются только в столицах. Расскажите, насколько сложно делать «Клерк» в Краснодаре? Какие сложности пришлось преодолеть и как, чтобы всё работало не хуже, чем если бы штаб-квартира была в каком-нибудь Сколково?

Я думаю, интернет разбил этот стереотип. Интернет-проекты рождаются не в городах, а в головах и пламенных сердцах предпринимателей. Нет разницы, где ты сидишь физически, если ты строишь интернет-проект. Большая доля в успехе проекта — это команда. «Клерк» всегда строился как распределенная команда, мы не ограничивались одним регионом и искали лучших специалистов в России.

Сейчас редакция и часть маркетинга существует удаленно, а продажи, ИТ, бухгалтерия в Краснодаре. У нас большой и красивый офис в центре города.

Почему Краснодар, спросите вы? Просто в Краснодаре мне нравится климат. Это почти Испания. И я умею работать с удаленной командой: за 20 лет научился понимать, когда команда работает, а когда — всем нужен волшебный пинок.

Про Москву и перенос туда офиса пока предметно не думаем, но все возможно. Наше b2b-направление и Центр обучения так быстро растут, что, наверное, придется подумать об этом быстрее.

  • А как у вас было: вы сначала придумали «Клерк», а потом под него продукты или сначала были идеи продуктов, и чтобы их продвигать решили делать «Клерк»? И как понять — нужно ли вообще моему продукту собственное медиа?

«Клерк» — это огромная аудитория — около 6 млн уникальных пользователей в месяц.

Я начал этот путь в 2001 году — тогда работал бухгалтером и делал проект, который бы мне помог в работе. Но получилось так, что набор статей, новостей, бланков, документов нашли свою аудиторию. Общаясь с аудиторией, я понял тренды и стал масштабировать контент, установил форум, чаты, блоги и другие средства коммуникации аудитории. Если вы помните, в то время не было соцсетей и мессенджеров. Вряд ли вы помните. Аудитория стала расти, и это заметили рекламодатели. Я стал общаться с рекламодателями и делать продукты для них, продавая интерес аудитории.

Так, наблюдая за тем как течет река, мы сделали самое влиятельное СМИ про бухгалтерию и налоги и собственные продукты. Со временем появились деньги на команду и развитие.

Мы наблюдаем за интересами аудитории. Так появилось Обучение на «Клерке», а в этом году — Консультации.

  • Бренд-медиа — сейчас уже модный тренд. Как думаете, долго ли он продержится? Стоит ли сейчас пытаться развивать свое бренд-медиа, или новичкам уже не догнать тех, кто начал это дело раньше?

Всегда можно изменить рынок. Посмотрите, что сделал Илон Маск в космической индустрии. Нужно пытаться. Нет панацеи, нет совета, который можно дать всем.

Ну, посмотрите на «Т-Ж» — зашел сто процентов, стал продуктом, который ставят в пример журналистам «привычных» СМИ. Зайдет ли медиа в другой компании — покажет только эксперимент. Я за эксперименты.

То, что тенденция будет только развиваться — это факт. Наши Блоги компаний, которые фактически и есть бренд-медиа, — просто на нашей площадке — тому доказательства. К нам приходит все больше клиентов.

Как раскрутить блог бухгалтерской компании на Клерке до 2,5 миллионов просмотров за год

  • А вы в проекте — просто идейный вдохновитель и руководитель, менеджер, или вы собственноручно закладывали какие-то контентные принципы, сами открывали для портала закономерности «лучших текстов».

Я просто идейный вдохновитель и руководитель, менеджер. Редакционную политику строили главные редакторы. За двадцать лет проекта их было всего три. Сейчас за тексты отвечает Марина Снеговская.

Я, конечно, влияю на редакционную политику, но не критично. Могу предложить писать больше про какие-то темы. Сейчас, например, мне кажется, что важно много писать про инвестиции и цифровые валюты.

В работе нашей редакции очень интересный тренд: она отвечает за независимость текстов, но в тоже время участвует в обслуживании клиентов. Мы «сдаем свою редакцию в аренду» рекламодателям, которые ведут блоги на «Клерке», и у неё есть свои KPI. Наша редакция знает слова: конверсия, лиды, умеет работать с каналами. За это ее очень любят рекламодатели. Но они не могут влиять на редакционную политику. Скандалы, интриги, расследования — это у нас все есть.

«Блоги компаний» на Клерке: как делать экспертный контент, а не унылое SEO

  • Расскажите, как язык и дизайн-код «Клерка» стал таким, какой он есть сейчас?

У дизайна «Клерка» более сложная история. Дизайнеров было много и это знаковые люди Рунета. Например, первый логотип в 2002 году придумал LINXY, а сам дизайн в 2006 году переосмыслил Липка. Эти имена можно загуглить.

Сейчас у нас штатная команда дизайнеров, именно они и поддерживают дизайн «Клерка». Это бесконечный процесс, потому что «Клерк» — это вечный стартап. Мы постоянно что-то придумываем и меняем, учимся.

  • Прибылен ли бизнес, построенный по вашей модели? Сколько лет работы понадобилось, чтобы выйти в ноль, в плюс? Какие приблизительные объёмы инвестиций проект за это время «поглотил»?

«Клерк» стал прибыльным после полугода работы. Я запустил его в 2001 году и он сразу стал прибыльным. Я никогда не привлекал инвестиции. Кроме того, за счет доходов «Клерка» я вырастил два крупных и влиятельных региональных проекта: Кублог и Живая Кубань.

Но в 2014 году стало очень тяжело. Рост социальных сетей стал забирать аудиторию, а Яндекс-директ и Гугл-Адсенс стал забирать клиентов. Изменилась модель монетизации в СМИ и все медиа в мире разучились зарабатывать деньги.

Проект накопил долги и мне пришлось уволить 90 процентов команды и практически с нуля изобретать монетизацию. Сначала появилась нативная реклама, а потом стало понятно, что нужно создавать свои продукты. Так появились «Онлайн-курсы для бухгалтеров и предпринимателей» и Консультации. Мы получили образовательную лицензию и стали создавать курсы повышения квалификации. Это огромный рынок. В 2024 году мы планируем сделать годовой оборот — миллиард рублей.

  • Были моменты в истории «Клерка», когда хотелось бросить всё и просто продавать «одинэску»?

Нет, что вы. Никогда.

  • Часто пишут о том, что «Клерку» периодически поступают угрозы от ФНС и других органов. Как справляетесь с такими ситуациями?

Клерк — независимое издание и мы всегда стоим на страже интересов потребителя. Бухгалтер и предприниматель — это наш друг и мы предоставляем своей аудитории разные способы для высказываний и жалоб.

Не все компании умеют работать с критикой и поэтому у нас периодически возникают конфликты с производителями. Очень часто моему главреду приходят письма в духе «УДОЛИТЕ!». Мы умеем с такими возражениями работать: даем компании высказаться у нас. Но удалять — конечно, не в наших правилах.

А конфликт с ФНС из-за карикатур — это вообще какой то странный и дикий сюжет. Я в нем до конца так и не разобрался. Об этом инциденте написали все СМИ страны: Медуза, Дождь, РБК, Лента. Можете легко загуглить. Ну, или почитайте у нас.

  • Как это: быть самым старым отраслевым онлайн-СМИ России?

«Клерку» двадцать лет, но это по-прежнему стартап. Мы бежим за очень быстрым поездом — интернет. И почти всегда успеваем, а иногда даже сидим в кабине машиниста. Это очень увлекательно.

А еще спорт. Бегаю каждый день по 5 км, боксирую через день на протяжении 15 лет. Не пью алкоголь и не курю.

  • Какая у «Клерка» аудитория? Только ли бухгалтеры? Расскажите, как вы анализировали и изучали свою аудиторию?

«Клерк» ежемесячно посещают 6 млн уникальных пользователей. Большая доля собственной аудитории: подписчики на рассылки или участники наших групп в соцсетях. Большая доля пользователей приходит из поисковых машин.

Анализируя поисковые запросы, мы видим, что наша аудитория ищет вопросы про налоги, бухгалтерский, налоговый, управленческий учет. У нас два самых крупных бухгалтерских форума в России. Мы знаем, о чем общается наша аудитория, что их заботит, какой у них цвет носков.

  • Расскажите о планах на 2022 год? Что в приоритете? Какие планы у Klerk.ru?

В 2022 году мы запускаем бухгалтерский аутсорс — Клерк.Бухгалтерия. Силами наших экспертов будем оказывать бухгалтерские услуги. Планируем довести оборот этого бизнеса до 30% от общего дохода «Клерка».

Наша онлайн-школа для бухгалтеров «Центр обучения Клерка» выпускает два онлайн-курса в месяц и проводит бесплатный вебинар каждый день. За два года жизни онлайн-школы мы обучили более 200 тысяч студентов.

Развиваем курсы повышения квалификации. Строим свой собственный экспертный пул лекторов.

На «Клерке» действует круглосуточный и безлимитный сервис Консультаций. Ежедневно — это сотни вопросов.

Кроме того, в приоритете собственные проекты в b2b и b2с сегментах, развитие СМИ и UGC-контента.

Бухгалтер или предприниматель может найти на «Клерке» абсолютно все, что нужно ему для работы и решить все свои проблемы.

  • Какие принципиальные различия наблюдаете в развитии федеральных проектов и региональных?

Вся разница в солнце. В Краснодаре его много.

Комментарии

4

Познакомимся с золотыми стандартами внутреннего финансового аудита

Аудиторская проверка бюджета организации направлена не только на обнаружение нарушений и ошибок в ведении финансово-бюджетного управления. Основная задача этой сложной комплексной работы заключается в налаживании правильных алгоритмов, предотвращении рисков и поиске оптимальных управленческих решений. 

Познакомимся с золотыми стандартами внутреннего финансового аудита

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

При ввозе импортного уникального оборудования придется заплатить НДС, если его пока нет в перечне

При ввозе в РФ оборудования, аналоги которого не производятся в России, НДС на таможне платить не надо. Но только если это оборудование включено в перечень.

НДС

Заявление на возмещение НДС нужно направлять только в электронном виде

ФНС отказалась принимать в бумажном виде заявления на применение заявительного порядка возмещения НДС, акциза.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Подготовка к повышению цен на бухгалтерские услуги

Продолжаем серию статей про то, как организовать работу по повышению стоимости бухгалтерских услуг. В рамках прочтения прошлой статьи вы посчитали сколько недозарабатывает ваша бухгалтерская компания. Теперь нам предстоит обсудить вопросы о том, как подготовиться к повышению стоимости бухгалтерского обслуживания клиентам и насколько сильно возможно поднимать цену клиентам.

Подготовка к повышению цен на бухгалтерские услуги

Как упростить учет в логистике

Грамотная организация логистических процессов, оперативный документооборот и автоматизация на всех этапах грузоперевозок сводят к минимуму рутинные операции, позволяют бухгалтеру вовремя и корректно отражать в учете факты ФХД.

Как упростить учет в логистике

Что делать продавцу на маркетплейсе, если покупатель подменил товар

Маркетплейс может потерять товары продавца, а сотрудники ПВЗ не всегда проверяют, те ли вещи возвращают клиенты на склад. Узнайте, как правильно поступать в подобных ситуациях и вернуть свои деньги.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
НДС

👔 Вычет НДС без счета-фактуры и первички суд может признать правомерным. Практик: но нужно принять все возможные меры

Арбитражный суд решил, что организация подтвердила реальность операций, исполнила сделку и имеет право на вычет, не имея документов.

Вы тоже так сможете! Топ-3 самых успешных кейса продвижения в Телеграме для b2b

Успех рекламных кампаний в Телеграме зависит от многих факторов: это и правильный выбор каналов, написание интересного текста, дизайн запоминающейся картинки и так далее. Однако есть один фактор успеха, который не зависит от типа аудитории, тематики рекламы, бюджета — вообще ни от чего. Это реклама в Телеграме через платформу Telega.in.

Вы тоже так сможете! Топ-3 самых успешных кейса продвижения в Телеграме для b2b
НДС

Как изменился заявительный порядок возмещения НДС

С 1 апреля 2024 года вступили в силу изменения в заявительном порядке возмещения НДС.

ЭДО

❌ Внимание! С 18 по 21 апреля может не получиться сдать отчетность в налоговую

По информации Управления электронного документооборота ФНС и операторов ЭДО с 18 по 21 апреля 2024 года возможны задержки при приеме и обработке налоговой и бухгалтерской отчетности.

Что выбрать для торговли на маркетплейсах: ООО или ИП

Маркетплейсы пользуются популярностью у начинающего бизнеса, так как избавляют продавцов от проблем, связанных с доставкой, складированием, продвижением товаров, приемом оплат и управлением торговлей. Но прежде чем стать селлером, бизнес нужно зарегистрировать.

Что выбрать для торговли на маркетплейсах: ООО или ИП
Банки

Верховный Суд: банк обязан проверять ИНН получателя денежных переводов

Банки не проверили ИНН получателя перевода и отправили деньги компании с похожим наименованием. Верховный Суд встал на сторону отправителя и взыскал убытки с кредитной организации.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Обзор ТОП–10 банков с самыми выгодными условиями по интернет-эквайрингу 2024

Консалтинговое агентство Markswebb опубликовало ежегодный рейтинг банков Business Internet Banking Rank. Один из критериев оценки — это качество предоставляемых услуг эквайринга для ИП, малого и среднего бизнеса. Делимся результатами исследований и показателями лидеров рынка. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как заполнить и сдать РСВ за I квартал и другие отчетные периоды 2024 года: общий гайд

25 апреля нужно сдавать форму расчёта по страховым взносам (РСВ) за первый квартал. Рассказываем о нюансах заполнения отчёта, которые помогут сдать его без единой ошибки.

Как заполнить и сдать РСВ за I квартал и другие отчетные периоды 2024 года: общий гайд
Сальдо ЕНС

Положительным сальдо ЕНС можно распорядиться 2 способами

Распорядиться положительным сальдо ЕНС можно с помощью зачета или возврата денег на расчетный счет.

💥Главное к утру вторника: льготная ипотека все, Сбер увеличит свою долю на рынке онлайн-образования, Доллар поднялся выше 94 рублей

Добавим в ленту самых свежих новостей на сегодня. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали сегодня в мире.

4
109
Ипотека

Минфин хочет отменить все программы льготной ипотеки и сохранить только одну

Чтобы снизить цены на рынке первичного жилья, власти предлагают отказаться от льготной ипотеки для IT-специалистов и от ставки 8% на покупку жилья в новостройках. Семейная ипотека будет продлена до 2030 года.

Принят закон о реестре воинского учета

Будет создан реестр воинского учета, где укажут данные о лицах, подлежащих первоначальной постановке на учет, которые состоят на учете, и которые не состоят, но обязаны это сделать.

🔥 Новая акция от «Клерка»: бухгалтерия с нуля, УСН, ОСНО и воинский учет за 3690 рублей!

Воспользуйтесь шансом купить новые практические курсы по УСН, ОСНО, воинскому учету за 3690 рублей! Сейчас вы можете приобрести онлайн-курс «Профессия бухгалтер с нуля: учет, налоги, 1С» также за 3690 рублей и сделать первый шаг к карьере бухгалтера.

Интересные материалы

Как программные роботы меняют правила игры в финансовом учете

Программные роботы — RPA, внедренные в бизнес-процессы бухгалтерии, ускоряют отчетность, минимизируют ошибки и экономят ресурсы.