Что такое миграционный учет и для чего он нужен
Миграционный учет — это контроль и фиксация сведений об иностранных гражданах, которые прибывают в Россию работать или вести иную законную деятельность. Обязанность по миграционному учету закреплена за органами миграционного учета.
Для чего нужен миграционный учет иностранных граждан:
формирование информационной базы об иностранных гражданах, приезжающих в Россию работать или в иных целях, разрешенных законодательством;
законодательное урегулирование и контроль въезда иностранных граждан в Россию;
закрепление иностранных граждан за местом пребывания.
Иностранные граждане встают на учет в МВД. Для этого нужно подать заявление: сделать это может как сам иностранный гражданин, так и организация, которая предоставляет ему жилье. Подать заявление самостоятельно могут только иностранные граждане, у которых в России есть жилье в собственности.
Сроки постановки на миграционный учет
По общим правилам иностранный гражданин должен встать на учет в течение 7 рабочих дней после прибытия в Россию.
Например, иностранный гражданин приехал работать в Россию и заселился в общежитие. У него есть семь рабочих дней, чтобы встать на миграционный учет. Если дата заселения — 3 марта 2025 года, то крайний срок постановки на учет — 11 марта.
Для граждан некоторых других стран сроки постановки на учет шире:
Узбекистан, Таджикистан — 15 дней;
Армения, Кыргызстан, Казахстан — 30 дней;
Беларусь — 90 дней.
Сроки для граждан этих государств отсчитываются в календарных днях.
Организация, принимающая иностранного гражданина и оказывающая ему гостиничные, медицинские или социальные услуги, обязана отчитаться в МВД о его прибытии не позднее следующего рабочего дня.
Организации могут заключать трудовые договоры с иностранными гражданами. В этом случае они должны позаботиться об их месте пребывания и постановке на учет. Компания «Паритет-Консалт» оказывает различные миграционные услуги:
легализация иностранных работников из визовых стран;
оформление разрешений на работу;
получение разрешения на временное проживание и вида на жительство;
помощь при миграционных проверках.
Ознакомиться с полным списком услуг и заказать консультацию можно на сайте компании.
Необходимые документы для регистрации иностранного гражданина
Миграционный учет устанавливает связь иностранного гражданина с адресом его проживания. Если организация заселяет иностранного гражданина в квартиру, то поставить его на учет может собственник жилья или лицо, зарегистрированное в этой квартире.
Какой потребуется комплект документов для регистрации мигранта по месту пребывания:
Паспорт иностранного гражданина. Необходимо заказать перевод паспорта и заверить его у нотариуса.
Миграционная карта. Иностранному гражданину выдают ее на пограничном контроле при въезде в Россию. Гражданам некоторых государств она не нужна, например, белорусам.
Документы членов семьи иностранного гражданина, если он заселяется с семьей.
Документ на помещение. Помещение может быть как жилым, так и нежилым. К нежилым помещениям относятся гостиницы, хостелы, отели, хозпостройки. Если у помещения нет адреса, например, это вагончик в поселении вахтовиков, то указывается адрес организации.
Паспорт собственника помещения или владельца доли.
Трудовой договор, если иностранный гражданин приехал в Россию работать.
Подать заявление вместе с документами нужно в МВД. Сделать это можно тремя способами — принести лично в отделение МВД, через МФЦ или «Госуслуги».
В каких помещениях можно вставать на миграционный учет
Жилые и нежилые помещения
Раньше действовали такие правила, что иностранный гражданин может быть поставлен на миграционный учет по месту работы, но зарегистрировать его можно было только в жилых помещениях. Например, сотрудников на стройках регистрировали по месту объекта и селили в бытовках.
Теперь же законодательство «упростилось» в части, касающейся жилых и нежилых помещений. Это значит, что иностранному гражданину можно оформить миграционный учет даже в офисе работодателя, то есть в коммерческом помещении.
Но! Место регистрации иностранного гражданина должно совпадать с фактическим местом его преимущественного пребывания. Если вы зарегистрировали иностранного работника в своем офисе, то именно там он и должен ночевать и работать. По крайней мере, вы должны иметь возможность доказать это проверяющим.
Условия проживания
Казалось бы, теперь все просто: регистрируете иностранного гражданина в офисе и не нужно ни о чем беспокоиться. Но хотим уточнить, что на практике миграционная служба чаще всего отказывает в регистрации, если помещение не подходит для жизни в нем. Будьте готовы доказать проверяющим, что у всех иностранных граждан есть спальные места, возможность сходить в уборную, умыться и т.д.
Конкретных требований к условиям проживания законодательство не устанавливает. Также отменили и нормы количества квадратных метров на человека. Но это не повод злоупотреблять новыми правилами и регистрировать иностранных граждан в open-space офисе на диване. Даже если управление по миграции допустит такие условия (что маловероятно), иностранные сотрудники вряд ли будут в действительности жить по месту такой регистрации. А фактическое пребывание иностранного гражданина по другому адресу — это уже прямое нарушение законодательства!
В случае, если в уведомлении о прибытии указан один адрес, а по факту иностранный гражданин пребывает по другому адресу, то это автоматически приводит к снятию сотрудника с объекта.
Где зарегистрирован, там и должен пребывать
Как мы уже упомянули выше, пребывать иностранный гражданин должен именно там, где он поставлен на миграционный учет. Если у проверяющих возникнет подозрение, что зарубежный гость постоянно ночует не по месту регистрации, а значит проживает в другом месте, то отвечать придется тому, у кого он поставлен на миграционный учет. Об этом дальше.
Способы постановки на миграционный учет
Через Госуслуги
На сайте «Госуслуг» можно подать заявление о постановке на миграционный учет иностранного гражданина. Как это сделать:
Заполнить заявление.
Приложить документы — иностранного гражданина, собственника, на помещение. Потребуется отсканировать все страницы паспорта иностранного гражданина или сфотографировать их в хорошем качестве, а затем загрузить в форму отправки.
Заявителю не позднее следующего рабочего дня в личный кабинет на «Госуслугах» придет отрывная часть уведомления о прибытии.
Если жилье находится в собственности у иностранного гражданина, то через «Госуслуги» подать заявление он не сможет. Но остается еще два способа — через МВД или МФЦ.
Через МВД или МФЦ
В МВД поступают сведения об иностранном гражданине для постановки на учет. Если заявление и документы подаются другим способом — через «Госуслуги» или МФЦ — то они все равно попадают в МВД.
Присутствие самого иностранного гражданина в МВД или МФЦ не требуется. Важно, чтобы документы принес лично собственник помещения или доли. Иностранному гражданину нужно только передать свои документы (личный паспорт, паспорта членов семьи, миграционную карту) законному владельцу жилья.
В день обращения ведомство выдаст отрывной корешок, а сведения о прибывшем иностранном гражданине появятся в базе не позднее трех рабочих дней.
Кто несет ответственность за иностранного гражданина
Ответственность за иностранного гражданина на территории РФ несет принимающая сторона, то есть владелец помещения, в котором иностранный гражданин ставится на миграционный учет. Стоит также отметить, что владелец того помещения, в котором иностранный гражданин не зарегистрирован, но по факту пребывает, тоже несет ответственность за него.
Принимающая сторона обязана:
Уведомить о пребывании иностранного гражданина (поставить на учет);
Сообщить, если иностранный гражданин убыл (снять с учета).
Работодатель, если он не является принимающей стороной (то есть не регистрирует иностранного гражданина по своему адресу), не обязан отслеживать постановку иностранного сотрудника на миграционный учет. Но мы не рекомендуем пускать ситуацию на самотек! При обнаружении у иностранного гражданина проблем с регистрацией, миграционная служба автоматически выдворяет гражданина с территории РФ. Зачастую такие проверки заканчиваются массовым выдворением или депортацией сотрудников, что негативно сказывается на работе компании, в которой трудились данные работники.
Как продлить миграционный учет
Иностранный гражданин, в том числе члены его семьи, могут находиться в России в течение установленного законодательством срока. Срок пребывания определяется на основании правового статуса иностранного гражданина, а также ряда документов:
Виза, если с государством иностранного гражданина установлен визовый режим.
Разрешение на работу, если гражданин прибыл по визе.
Патент. Его могут получить граждане некоторых безвизовых стран.
Временное удостоверение личности. Например, беженцы, которым предоставляется временное убежище в России.
Если у иностранного гражданина есть виза, то срок его пребывания в России равен сроку действия визы. Граждане иностранных безвизовых государств вправе находиться в России не более 90 суток суммарно в течение года (п. 1 ст. 5 закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ). А, например, патент действует один год, после чего его можно продлить.
На «Госуслугах» продлить миграционный учет нельзя. Продление возможно только через МВД или МФЦ.
Например, временно проживающие в России иностранные граждане могут подать ходатайство в МВД. Или за иностранного гражданина это может сделать организация, в которой он проходит обучение. А временно проживающие в России иностранные граждане должны каждый год подтверждать разрешение на временное проживание, и для этого они подают заявление в МВД.
Основания для снятия с учета
Иностранного гражданина снимают с миграционного учета на основаниях, перечисленных в ст. 23 закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ:
Иностранный гражданин зарегистрировался по другому месту проживания.
Закончился срок разрешения на временное проживание или право на постоянное проживание.
Иностранный гражданин признан умершим или безвестно отсутствующим.
Установлен факт фиктивной регистрации иностранного гражданина по месту проживания.
Подать заявление на снятие с учета должна принимающая сторона. Сделать это можно в МВД или через МФЦ.
На заметку работодателю
Работодатель может заключить договор аренды с общежитием, хостелом или другим местом пребывания иностранных граждан и от своего имени ставить на миграционный учет иностранных сотрудников в этих помещениях.
Таким образом, работодатель организует места отдыха для своих иностранных работников в арендованных помещениях. Помните, что договор аренды необходимо заключать обязательно! Именно его вы предоставите в миграционное управление в качестве доказательства законности пребывания иностранных граждан по тем или иным адресам.
Заключение
Постановка на миграционный учет — обязательная процедура для иностранных граждан, прибывающих в Россию, и важная обязанность принимающей стороны.
Главное правило — иностранный гражданин должен находиться по адресу регистрации. Подать заявление о постановке на учет можно напрямую в МВД или через «посредников» — в МФЦ, на «Госуслугах». Срок постановки на учет — семь рабочих дней, но может быть и больше для граждан некоторых государств (Узбекистан, Армения, Беларусь и др.).
Пребывать в России иностранные граждане могут на основании визы, разрешения на работу, патента, временного убежища. Продление миграционного учета возможно только через МВД или МФЦ.
Оформление иностранных работников — это сложный и многоуровневый процесс. При возникновении вопросов лучше обратиться к специалистам, которые помогут разобраться в деталях и оформить учет без ошибок. Компания «Паритет-Консалт» в сфере миграционных услуг с 2004 года и помогает российским организациям легально сотрудничать с иностранными гражданами. Обращайтесь, если вам нужна помощь по оформлению иностранных специалистов, разрешительных документов, приглашений и рабочих виз.
Современные решения для бизнеса
Специалисты Lexintel будут рады проконсультировать вас

Запись на бесплатную консультацию: +7 (495) 899-01-58
Реклама: ООО «Паритет Консалтинг», ИНН: 7718643681, erid: 2W5zFGQAMcC
Начать дискуссию