Маркетинг

Как с помощью аналитики улучшить продажи на маркетплейсах

Недостаточно просто следить за остатками и контролировать каждый рубль выручки. Конкуренция на маркетплейсах зашкаливает, а, значит, селлерам нужно использовать все возможные инструменты для поддержания и расширения продаж. Для этого не обязательно содержать собственный отдел аналитиков: освоить основные инструменты для работы на Ozon, Wildberries и Яндекс.Маркете поможет наша статья.
Как с помощью аналитики улучшить продажи на маркетплейсах

Недостаточно просто следить за остатками и контролировать каждый рубль выручки. Конкуренция на маркетплейсах зашкаливает, а, значит, селлерам нужно использовать все возможные инструменты для поддержания и расширения продаж. Для этого не обязательно содержать собственный отдел аналитиков: освоить основные инструменты для работы на Ozon, Wildberries и Яндекс.Маркете поможет наша статья.

Качественная аналитика позволяет:

  • выделить топовые позиции;
  • вывести нерентабельные товары из оборота;
  • сэкономить деньги и опередить конкурентов;
  • прогнозировать закупки;
  • поднять карточку товара в выдаче;
  • избежать out-of-stock, когда нужные товары на складе отсутствуют.

Анализировать отчеты можно с помощью специальных инструментов на каждой отдельной площадке, но удобнее всего вести аналитику в одном сервисе. МойСклад интегрируется с маркетплейсами через приложение TOPSELLER. Селлеру не нужно иметь аналитический склад ума, долго вникать в особенности расчетов, достаточно задействовать инструменты и приемы для выполнения анализа.

Закупки начинаются с анализа

Товары для маркетплейсов могут поставляться из разных источников: от производителей, оптовиков, дистрибьюторов и дропшипперов. Производители и сами не прочь составить конкуренцию своим селлерам на маркетплейсе. Но всех продавцов объединяет одна цель — узнать реальный спрос, чтобы заранее запастись ресурсами и произвести (или закупить) требуемое количество товара. Тогда все участники цепочки получат максимальную прибыль.

Специальный отчет в МоемСкладе поможет подготовиться к оптовым закупкам при работе по схеме FBO, а также пополнить запасы на FBS.

Подробное описание преимуществ каждой из систем вы найдете в статье как организовать учет продаж на маркетплейсах.

Анализ продаж происходит на основании отчета «Управление закупками», который формируется автоматически.

Отчет Управление закупками

Кроме размера выручки и количества проданных товаров за день и выбранный период в отчете отражается себестоимость, рентабельность и прибыль.

Кроме текущего остатка необходимо знать количество зарезервированных и доступных товаров. Чтобы сделать верный прогноз для заказа и узнать, через сколько дней клиенты раскупят доступный товар, нужно разделить остаток продукции на складе на количество проданного за сутки.

Колонка «Запас» показывает объем продаж к концу прогнозируемого периода. Вам также доступна функция настройки периода для прогноза.

Конечным результатом этого анализа является получение корректного заказа, он получается из разницы между колонками «Запас» и «Доступно». Из этой отчетной формы получается уже готовая заявка.

С этим отчетом селлер никогда не переплатит лишнего за хранение товара, но и не останется, внезапно, с пустыми полками.

Вслед за управлением закупками селлер должен пользоваться инструментами ABC- и XYZ-анализа, которые указывают на самые ходовые товары.

ABC-анализ — позиции, приносящие основной доход

Продавцы, предлагающие широкий ассортимент товарной продукции, сталкиваются с проблемой выделения из массива данных отдельных товаров, на которые стоит обратить внимание. Само название анализа подсказывает, что это деление товаров на три группы:

  • В группу A попадают товары, которые делают 80% продаж и составляют 20% ассортимента.
  • К группе B относятся товары, формирующие 15% выручки и составляющие 30% от ассортимента.
  • На группу C приходится малочисленная часть товаров, приносящих 5% выручки.

Рассчитав количественные показатели, продавец определит приоритетные позиции, на которые стоит сосредоточить основные усилия.

На маркетплейсах результаты ABC-анализа используют для увеличения продаж. Прежде всего они пригодятся при проведении акций и распродаж.

Например:

  • Предотвратят сокращение спроса с помощью проведения акции на товары, отнесенные к группам A и B.
  • Принесут больше прибыли при продаже комплектов, в состав которых войдут товары из всех трех групп.

Устраивайте распродажи для товаров из каждой группы в отдельные дни, недели или месяцы.

XYZ-анализ — следите за спросом

Аналитика будет односторонней, если полагаться только на показатели выручки. Селлеры должны отслеживать спрос и регулярность продаж. Для этого используют XYZ-анализ.

Вы уже догадались, что товары снова будут распределены по категориям, только теперь в зависимости от уровня спроса. Отклонение спроса за период времени показывает коэффициент вариации:

  • В группу X попадают товары с постоянным спросом и стабильным уровнем продаж в любое время года.
  • Товары, которые в разные сезоны продаются по-разному, но без сильных отклонений, обладают условно стабильным спросом и относятся к группе Y.
  • В последнюю группу Z попадают оставшиеся товары с нестабильным спросом. Покупатели приобретают их от случая к случаю.

После того как все товары классифицированы по ABC и XYZ критериям, можно провести полноценный анализ жизнедеятельности интернет-магазина. Даже не обладая глубокими аналитическими познаниями, вы сможете:

  1. Узнать, какие позиции приносят основной доход и стабильно продаются на маркетплейсах.
  2. Понять, что всегда должно быть на складе.
  3. Спрогнозировать необходимый запас и сформировать заказ поставщику.

На сбор и анализ информации с нескольких маркетплейсов может уйти много времени, спрос опять успеет поменяться. Поэтому собирать отчеты с результатами ABC- и XYZ-анализа целесообразно в одном месте. Например, в МоемСкладе, тем более, что они формируются там автоматически.

Товарные остатки и резерв

Маркетплейсы устанавливают особые требования к остаткам ваших товаров. Никому не хочется терять заказы и покупателей из-за отсутствия запасов. Поэтому на каждой площадке есть свои инструменты для подсчета доступных и зарезервированных товаров.

Например, Ozon формирует для продавцов отчеты об остатках на одном или нескольких складах. У Wildberries тоже есть внутренняя отчетность, которая позволяет отследить местоположение товара.

Следить за всеми передвижениями по каждой отдельной площадке одновременно невозможно. Поэтому селлеры используют единые отчеты по товарам и складам, которые формирует МойСклад. Разберем каждый отчет по отдельности.

Отчет об остатках по типу товара

Поиск товара существенно упрощается, если использовать этот отчет. К тому же в его состав входят все возможные модификации товара. В табличной форме наглядно видно, сколько товара находится на остатке фактически, какой установлен неснижаемый порог, какой товар находится в резерве, и какая поставка ожидается от поставщика.

На основании этих данных селлер понимает, какой объем товаров доступен для продажи, их себестоимость, доход от продажи, и в течение какого срока товар находился на складе.

Отчет можно настроить под любые потребности, даже посмотреть товары с отрицательным остатком или остатком ниже неснижаемого.

Товарные остатки — ключевой показатель работы каждого селлера. Облегчить формирование новых заказов можно, если настроить ежедневную отправку отчета по остаткам товаров на электронную почту, и составлять новые заказы автоматически при достижении остатка до минимальных значений.

Отчет об остатках в разрезе складов

Второй способ контроля за остатками особенно необходим продавцам с Ozon и Wildberries, использующим схему FBO. Если хотя бы на одном из складов площадки запас товара будет ниже установленного, карточка покинет верхние позиции в выдаче. Чтобы этого избежать, в отчете нужно использовать умную перекрестную фильтрацию по выбранному товару и складу.

Отчет Остатки по Складам в МоемСкладе

Если вы отгружаете товары со своих складов по схемам FBS или DBS (Delivery by Seller), то фокус внимания смещается на количество товаров, находящихся в процессе реализации. Это такие товары, которые покупатель просматривает и откладывает в корзину. Дальнейшие операции после покупки выполняет селлер самостоятельно, маркетплейсу достается роль комиссионера, который занимается продажами и получает за это вознаграждение по договору комиссии.

Составление отчета комиссионера

Каждый маркетплейс обязан отчитаться о продажах перед своими продавцами. На основании сведений, полученных от комиссионера, формируется отчет, который должен включать наименования проданных товаров, сумму продаж и комиссию площадки.

В сервисе МойСклад отчет комиссионера выгружается из раздела «Товары на реализации». В него попадает ранее не загруженная информация по продажам со всех площадок. Полученный отчет можно при необходимости модифицировать и убрать лишние позиции.

Как считать прибыль и убытки на маркетплейсах

Финансовые результаты работы селлера и комиссионера собираются в едином отчете Прибыльность от МоегоСклада.

Кроме вознаграждения площадки в отчете вы можете оценить себестоимость проданной продукции. Она включает в себя закупочную цену товара и комиссии маркетплейса за свои услуги. Также автоматически заполняется графа Цена продажи по данным площадки из Отчета комиссионера.

Показатели Себестоимость и Цена продажи формируют Прибыль селлера, очищенную от выплат маркетплейсу за товар. Для удобства проведения анализа используйте встроенные фильтры. С помощью них вы оцените полученные доходы и рентабельность в различные периоды.

Отчет Прибыльность в МоемСкладе

Отчет покажет, какая была рентабельность и прибыльность во время проведения распродаж и акций. Исходя из полученных результатов, селлеры прогнозируют будущие поставки.

Отфильтровав отчет по сотрудникам, вы узнаете с какой эффективностью работают ваши менеджеры. Выходит так, что аналитики могут влиять на кадровые решения. Выборка по товарам и маркетплейсам подскажет, какие схемы поставок приносят больше прибыли, а с кем не стоит продолжать сотрудничество.

Чтобы увеличить размер среднего чека, используют множество приемов: запуск рекламы, проведение акций или улучшение карточек товаров. А правильно рассчитать желаемый средний чек позволяет отчет Прибыльность по каналам продаж.

Проанализировать чистую прибыль за выбранный период продаж на маркетплейсе может отдельный специализированный отчет Прибыли и убытки. Помимо ключевых показателей доходов со всех каналов и расходов, включающих исходящие платежи, затраты на кассу и списаний, в состав отчета попали следующие величины:

  • Выручка, состоящая из суммы выполненных отгрузок и продаж за вычетом возвратов.
  • Себестоимость, знакомая по отчету Прибыльность и равная цене закупки.
  • Валовая прибыль считается по классической формуле — из выручки вычитается себестоимость.
  • Помимо себестоимости в отчет попадают операционные расходы, за которыми также необходимо следить и снижать.
  • Операционная прибыль зависит от валовой прибыли и произведенными операционными расходами. В финансовых отчетах подобная величина не включает налоги.
  • Налоги и сборы — неотъемлемая часть любого бизнеса, поэтому они отражаются по отдельной графе и не включаются в операционные расходы.
  • Результатом отчета становится чистая прибыль, полученная из разницы между операционной прибыли и суммой налогов и сборов.

Понять, что селлер несет убытки, можно по красному шрифту в отчете и отрицательных значениях валовой, операционной или чистой прибыли.

Как аналитика спасает продавцов маркетплейса от убытков и не только

Мы перечислили далеко не все возможности аналитических отчетов, которые используют пользователи МоегоСклада. Но всех их объединяет удобная автоматизация обработки и сбора данных. Сервис аналитики предлагает следующие возможности:

  1. Оценка объемы выручки от конкретной продажи. Для этого из стоимости заказа вычитают комиссию маркетплейса и расходы на доставку.
  2. Средние показатели и статистика о состоянии остатков собраны в одном месте. Отчеты покажут, какой товар пылится на складе и можно ли на него сделать скидку.
  3. Один сервис для всех маркетплейсов позволяет контролировать и автоматически обновлять остатки, а при их снижении ниже допустимых объемов формировать заказы.
  4. Визуализация и наглядность отчетов в виде графиков заостряет внимание на проблемах и будет понятна даже начинающим аналитикам.
  5. Кроме разобранных выше ABC- и XYZ-анализ можно проводить изучение статистики заказов, наблюдение за движением денежных средств. Не допускайте роста задолженности, сравнивайте рентабельность не только по товарам, но и по артикулам.
  6. О самых важных происшествиях сообщит система уведомлений. Например, рассылка на электронную почту оповещает о сокращении остатков, а значит пора делать новый заказ, чтобы не допустить снижение позиций карточек в поисковой выдачи.

Отчеты МоегоСклада не содержат ничего лишнего, а благодаря интуитивно понятному интерфейсу, подойдут для продавца любого уровня подготовки.

МойСклад — мультисервис для бизнеса

Объединяйте все бизнес-процессы: производство, складской учет, продажи. Попробуйте, это бесплатно!

Комментарии

1
  • Гульнара

    я уже более3х лет на маркетплейсах, весной 2020 появился Маяк, близкая знакомая там работает и посоветовала мне начать им сразу пользоваться на регулярной основе. С тех пор многое улучшилось в Маяке, появился и телеграм бот, еще и аналитику Озон подключили, для тех кто только начинает, рекомендую посмотреть их бесплатную версию. Сейчас без аналитики не вижу смысла даже начинать выходить на МП

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1

В июле представили обновления: сортировка главной страницы одним кликом, новый инструмент для самозанятых, возможность монетизации для авторов в "Трибуне" и продвижение материалов в блогах компаний. Также улучшен сервис "Клерк.Работа" и введены новые функции для Бизнес Аккаунта и личного кабинета.

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1
2

Налог на бездетность, Ивлеева уплатила долг, НДФЛ при манипуляциях с землей в обзоре

Интересные события в налоговой сфере

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Инвестиции

Физлицам и компаниям ЕС запретили участвовать в российской схеме обмена активами

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

ОСАГО

ОСАГО можно оформить онлайн через Сбер

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе Сбербанка.

Для россиян тоже установят лимит на количество сим-карт

Несколько сим-карт нужны владельцам гаджетов, которые позволяют управлять умным домом и камерами наблюдения.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Сотрудников не могут заставить сдавать отпечатки пальцев

Частные компании не имеют права проводить дактилоскопическую регистрацию сотрудников, чтобы наладить пропускной режим на объекте.

Бухгалтеры

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
Новости ФНС

ФНС начнет регистрировать личные фонды россиян

Полномочия по регистрации личных фондов для управления бизнесом, имуществом и активами перешли от Минюста к ФНС.

Личные финансы

Цены на туры в Турцию выросли до 300 000 рублей за среднюю путевку

Итоги первой половины лета показали, что отдых на море в этом году стал для россиян дороже еще на несколько десятков процентов. Подорожало все — и гостиницы, и перелеты, и пакетные туры. Причем не только за границей, но и в России.

Бесплатно с Трудовое право

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 

Все зависит от того, в состоянии ли работник доказать, что неправильная запись в трудовой лишила его заработка. Разбираем детали.

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 
Кадровый учет

Перемещение работника

В данном материале рассмотрим, как выглядит процедура перемещения сотрудника. Поговорим о том, какими документами оформляется это кадровое мероприятие. Разберем, в чем состоят отличия между перемещением и переводом работника.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Маркетплейсы

Семь ошибок в общении с покупателями на маркетплейсе и как их избежать

Общение важно в любых отношениях: дружеских, семейных, профессиональных. В бизнесе с помощью правильно выстроенного контакта с клиентами можно отстраиваться от конкурентов и увеличивать продажи. Рассказываем, как правильно наладить общение с клиентам на Ozon и какие ошибки часто допускают продавцы.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Экономика России

Набиуллина: ЦБ не исключает дополнительного повышения ключевой ставки

Годовой прогноз по инфляции повысили до 6,5-7%. Центробанк решил отказаться от базового сценария развития экономики.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления

В статье разберем причины эмоционального выгорания и способы его преодоления.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: загрузку видео на YouTube замедляют, Wildberries будет платить «белым хакерам», а многодетные семьи чаще всего берут кредиты

Подготовили обзор главных событий дня — 26 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Инвестиции

На Мосбирже появится 15 новых ценных бумаг

Непубличные компании разместят 15 новых акций по закрытой подписке на платформе MOEX START.

Регистрация ККТ

📠 Госдума упростила регистрацию контрольно-кассовой техники. Оценка налогового юриста

ИП смогут не применять ККТ, если оказывают услуги в сфере образования, физической культуры и спорта.

Инвестиции

Стоит ли участвовать в IPO и какой доход это может принести

После затишья в 2022 году и осторожного начала движения в 2023 российские компании в 2024 году стали активно выходить на биржу и предлагать свои акции. Насколько успешно проходят сейчас IPO и стоит ли в них участвовать инвестору? Узнали у экспертов.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Запрос документов ИФНС из другого региона, как отвечать на налоговые требования, нюансы ФСБУ 27/2021— в новом дайджесте Разборов

Сегодня в дайджесте вы найдете не только текстовые разборы, но и конспекты вебинаров, которые помогут вам разобраться в работе с самозанятыми в 2024 году и научат отвечать на требования ФНС.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру