Охрана труда

Охрана труда на микропредприятии: проще или как у всех

Организация охраны труда (ОТ) обязательна для всех работодателей, независимо от численности сотрудников. Малый и микробизнес — не исключение. Рассказываем, насколько отличается охрана труда на микропредприятии.
Охрана труда на микропредприятии: проще или как у всех
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Какие предприятия относятся к микробизнесу

Микропредприятия, наряду с малым и средним бизнесом, относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП). Микропредприятия — это ИП и организации, у которых (ст. 4 закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, постановление Правительства от 04.04.2016 № 265):

  • доход в предшествующем году был не более 120 млн руб.;

  • среднесписочная численность не превышает 15 человек;

  • суммарная доля участия юрлиц, не относящихся к МСП, или иностранных компаний составляет не боле 49%, а доля государства, общественных или благотворительных организаций — не более 25% (только для организаций).

Сведения о субъектах микробизнеса вносятся в единый реестр МСП, который размещен на сайте ФНС. Основание для отнесения к категории микропредприятий — сведения, которые есть в ЕГРЮЛ (ЕГРИП для ИП) и в отчетности, представляемой в налоговую инспекцию.

Обязанности по охране труда

Если в компании или у ИП работает хоть один человек по трудовому договору, работодатель обязан обеспечить безопасные условия на рабочих местах и организовать охрану труда — это касается всех, в том числе и микробизнеса. 

Внушительный список обязанностей работодателей в области ОТ содержится в разделе Х Трудового кодекса, среди которых (ст. 214 ТК):

  • создание на предприятии системы управления охраной труда;

  • разработка внутренних документов по охране труда;

  • обязательное страхование сотрудников от «травматизма» — от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

  • обеспечение безопасности персонала при использовании инструментов, сырья и материалов, осуществлении технологических процессов, при эксплуатации производственных сооружений;

  • обучение по ОТ, проведение инструктажей и проверки знаний требований ОТ;

  • регулярное выявление профессиональных рисков, опасностей, проведение их оценки;

  • проведение СОУТ (спецоценки условий труда);

  • улучшение условий и охраны труда;

  • соблюдение режима труда и отдыха сотрудников;

  • приобретение для работников СИЗ (средств индивидуальной защиты);

  • контроль за соблюдением требований ОТ работниками, за правильностью применения ими СИЗ;

  • организация предварительных и периодических медосмотров сотрудников (когда они обязательны);

  • предотвращение производственных аварий, сохранение жизни и здоровья, оказание первой помощи пострадавшим при аварийных ситуациях;

  • учет и расследование несчастных производственных случаев, профзаболеваний, микротравм работников.

Малый бизнес, включая микропредприятия, разрабатывает собственную систему ОТ, ориентируясь на положения ГОСТ Р 120009-2009 (утв. приказом Ростехрегулирования от 10.08.2009 № 283-ст) и другие нормативные документы в области охраны труда.

Доверьте специалистам «ПрощеБизнес» подготовку пакета документов по охране труда. Пакеты от готового стандартного варианта до индивидуального, учитывающего особенности вашего предприятия, полностью закроют вопрос наличия обязательной документации по охране труда и позволят подготовиться к проверкам контрольно-надзорных органов.

Оставить заявку

Особенности организации ОТ на микропредприятиях

В целом субъекты МСП подчиняются общим требованиям по охране труда, но для микропредприятий все же есть некоторые послабления. Их совсем немного, расскажем об этом подробнее.

Не требуется создание службы ОТ

Предприятия, у которых численность сотрудников превышает 50 человек, обязаны создать у себя службу охраны труда или ввести отдельную должность — специалист по ОТ. 

Микропредприятиям создавать службу охраны труда или принимать на работу специалиста по ОТ с соответствующим образованием не обязательно, если этого не требует специфика деятельности (ст. 223 ТК). Функции этих органов может замещать руководитель компании (или лично ИП), либо назначенный им сотрудник.

Также микропредприятие вправе заключить договор ГПХ с ИП или организацией, оказывающими услуги в области охраны труда, при условии наличия у них обязательной аккредитации и соответствия специальным требованиям, установленным постановлением Правительства от 16.12.2021 № 2334.

Обучение по ОТ в упрощенном порядке

Микропредприятия могут проводить обучение по охране труда, оказанию первой помощи, использованию СИЗ только в виде инструктажей на рабочем месте (п. 100—103 Порядка обучения по ОТ, утв. постановлением Правительства от 24.12.2021 № 2464). Если на предприятии ведутся работы повышенной опасности, обучение проводится в общем порядке без каких-либо послаблений.

Вводные инструктажи по охране труда разрешено совмещать с инструктажами по ОТ на рабочем месте, регистрируя их проведение в едином журнале. Такие инструктажи при отсутствии службы или специалиста по ОТ может проводить сам руководитель микропредприятия (или ИП), либо назначенный им сотрудник, наделенный соответствующими полномочиями.

Для проверки знаний работников по ОТ микропредприятиям не требуется создавать комиссию — руководителю (ИП) достаточно назначить для этого ответственное лицо, которое прошло обучение по ОТ в соответствующем учебном центре.

Не нужны локальные акты по СИЗ

Субъектам МСП, включая микропредприятия, можно не разрабатывать локальные акты о порядке обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты (п. 77 Правил, утв. приказом Минтруда от 29.10.2021 № 766н).  

Остальные обязательные документы на предприятии должны присутствовать, в их числе:

  • инструкции по ОТ — по должностям;

  • положение о системе управления охраной труда;

  • программы инструктажей сотрудников, журналы регистрации по ним;

  • реестр нормативных актов по ОТ для ознакомления с ними сотрудников;

  • планы мероприятий по ОТ;

  • документы по результатам проведения СОУТ и др.

Упрощенный порядок проведения СОУТ

Некоторым микропредприятиям с 1 января 2023 года разрешено проводить СОУТ самостоятельно в упрощенном порядке — без привлечения экспертной организации (приказ Минтруда от 31.10.2022 № 699н).

Упрощенная спецоценка доступна лишь предприятиям, чей основной вид деятельности соответствует указанным в списке п. 2 Особенностей СОУТ для МСП, утв. приказом № 699н, а именно:

  • разработка компьютерного ПО, консультационные услуги;

  • информационные технологии;

  • финансы и страхование;

  • операции с недвижимостью;

  • юридическая и бухгалтерская деятельность;

  • архитектура и инженерно-техническое проектирование;

  • реклама и исследование конъюнктуры рынка;

  • образование;

  • библиотечная, архивная, музейная деятельность;

  • деятельность головных офисов, управленческое консультирование;

  • административная и сопутствующая деятельность;

  • деятельность общественных организаций.

В ходе «упрощенной» СОУТ заполняются специальные проверочные листы, после чего микропредприятие подает декларацию СОУТ в территориальную трудинспекцию.

Проводить СОУТ своими силами в упрощенном порядке нельзя, если:

  • на предприятии трудятся работники, которые имеют право выхода на пенсию досрочно;

  • на предприятии есть рабочие места с вредными и опасными условиями труда.

Меньше отчетности в Росстат

Микропредприятиям не нужно подавать некоторую отчетность в Росстат:

  • форму № 7-травматизм «Сведения о травматизме на производстве и профзаболеваниях»;

  • форму № 1-Т «Сведения о численности и зарплате работников».

Если у вас нет специалиста по охране труда, передайте эту функцию на аутсорсинг «ПрощеБизнес». Эксперты высочайшего уровня возьмут на себя организацию системы охраны труда и ведение необходимой документации, обеспечив защиту вашего бизнеса. 

Получите консультацию по охране труда

Специалисты Компании «ПрощеБизнес» проконсультируют по исправлению нарушений, выявленных в ходе профилактического визита (или внеплановой проверки), и предоставят все необходимые документы в сфере охраны труда и трудового права

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: ООО «Лаборатория труда», ИНН: 9701006328, erid: LjN8Jw2zJ

Комментарии

3
  • Интересно, а если у меня интернет-магазин, есть оформленные сотрудники - но рабочих мест стационарных как таковых нет. Значит мне по охране труда оформлять ничего не нужно?

  • Проще бизнес

    Светлана, тот факт, что работа сотрудников осуществляется дистанционно играет роль при определении состава и объема документов по охране труда, но минимум все же должен быть. Как пример, приказ о том, как организована охрана труда с учетом такого формата работы сотрудников, о том, что инструктаж не проводится, работники от обучения по охране труда освобождаются и т.п. Кроме того, в трудовых договорах работников должно быть прописано, что они трудятся дистанционно.

    • Светлана

      Спасибо большое за подробный ответ. Вы знаете, пока статью не прочитала, даже не задумывалась о такой обязанности. Теперь в курсе, буду думать, как решать вопрос...

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1

В июле представили обновления: сортировка главной страницы одним кликом, новый инструмент для самозанятых, возможность монетизации для авторов в "Трибуне" и продвижение материалов в блогах компаний. Также улучшен сервис "Клерк.Работа" и введены новые функции для Бизнес Аккаунта и личного кабинета.

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1
2

Налог на бездетность, Ивлеева уплатила долг, НДФЛ при манипуляциях с землей в обзоре

Интересные события в налоговой сфере

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Инвестиции

Физлицам и компаниям ЕС запретили участвовать в российской схеме обмена активами

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

ОСАГО

ОСАГО можно оформить онлайн через Сбер

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе Сбербанка.

Для россиян тоже установят лимит на количество сим-карт

Несколько сим-карт нужны владельцам гаджетов, которые позволяют управлять умным домом и камерами наблюдения.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Сотрудников не могут заставить сдавать отпечатки пальцев

Частные компании не имеют права проводить дактилоскопическую регистрацию сотрудников, чтобы наладить пропускной режим на объекте.

Бухгалтеры

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
Новости ФНС

ФНС начнет регистрировать личные фонды россиян

Полномочия по регистрации личных фондов для управления бизнесом, имуществом и активами перешли от Минюста к ФНС.

Личные финансы

Цены на туры в Турцию выросли до 300 000 рублей за среднюю путевку

Итоги первой половины лета показали, что отдых на море в этом году стал для россиян дороже еще на несколько десятков процентов. Подорожало все — и гостиницы, и перелеты, и пакетные туры. Причем не только за границей, но и в России.

Бесплатно с Трудовое право

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 

Все зависит от того, в состоянии ли работник доказать, что неправильная запись в трудовой лишила его заработка. Разбираем детали.

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 
Кадровый учет

Перемещение работника

В данном материале рассмотрим, как выглядит процедура перемещения сотрудника. Поговорим о том, какими документами оформляется это кадровое мероприятие. Разберем, в чем состоят отличия между перемещением и переводом работника.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Маркетплейсы

Семь ошибок в общении с покупателями на маркетплейсе и как их избежать

Общение важно в любых отношениях: дружеских, семейных, профессиональных. В бизнесе с помощью правильно выстроенного контакта с клиентами можно отстраиваться от конкурентов и увеличивать продажи. Рассказываем, как правильно наладить общение с клиентам на Ozon и какие ошибки часто допускают продавцы.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Экономика России

Набиуллина: ЦБ не исключает дополнительного повышения ключевой ставки

Годовой прогноз по инфляции повысили до 6,5-7%. Центробанк решил отказаться от базового сценария развития экономики.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления

В статье разберем причины эмоционального выгорания и способы его преодоления.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: загрузку видео на YouTube замедляют, Wildberries будет платить «белым хакерам», а многодетные семьи чаще всего берут кредиты

Подготовили обзор главных событий дня — 26 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Инвестиции

На Мосбирже появится 15 новых ценных бумаг

Непубличные компании разместят 15 новых акций по закрытой подписке на платформе MOEX START.

Регистрация ККТ

📠 Госдума упростила регистрацию контрольно-кассовой техники. Оценка налогового юриста

ИП смогут не применять ККТ, если оказывают услуги в сфере образования, физической культуры и спорта.

Инвестиции

Стоит ли участвовать в IPO и какой доход это может принести

После затишья в 2022 году и осторожного начала движения в 2023 российские компании в 2024 году стали активно выходить на биржу и предлагать свои акции. Насколько успешно проходят сейчас IPO и стоит ли в них участвовать инвестору? Узнали у экспертов.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Запрос документов ИФНС из другого региона, как отвечать на налоговые требования, нюансы ФСБУ 27/2021— в новом дайджесте Разборов

Сегодня в дайджесте вы найдете не только текстовые разборы, но и конспекты вебинаров, которые помогут вам разобраться в работе с самозанятыми в 2024 году и научат отвечать на требования ФНС.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру