Маркетинг

По следу дамы с собачкой

В петербургской сети из 26 зоомагазинов «Золотая рыбка» изучение поведения покупателей выявило вещи, ставшие неожиданностью для менеджмента. Анализ потока посетителей, типажей покупателей, стиля шопинга показал, что все магазины сети можно разделить на три вида: бутики, универсамы и клубы, рассказывает Нина Гогунц, владелица и гендиректор «Золотой рыбки».

В петербургской сети из 26 зоомагазинов«Золотая рыбка» изучение поведения покупателей выявило вещи, ставшие неожиданностью для менеджмента. Анализ потока посетителей, типажей покупателей, стиля шопинга показал, что все магазины сети можно разделить на три вида: бутики, универсамы и клубы, рассказывает Нина Гогунц, владелица и гендиректор«Золотой рыбки».

До исследования магазины независимо от района выглядели и были оборудованы одинаково. И управлялись по одному стандарту.«Раньше мы знали, что магазины разные, но четко сформулировать, в чем разница, не могли», — говорит Гогунц. Сделать это удалось с помощью консалтинговой компании Watcom, которая и проводила исследование покупательской аудитории методом shop mechanics. Эксперты и видеокамеры в торговом зале наблюдали за посетителями, оставаясь незамеченными. Отслеживали, сколько человек зашло, что за люди, по какому маршруту прошли, где остановились, куда посмотрели, что потрогали, объясняет Дмитрий Неткач, управляющий партнер Watcom Shop Mechanics.

Три в одном

Консультанты порекомендовали«Золотой рыбке» переделать магазины с учетом новых концепций. Два магазина стали напоминать бутики, 12 — универсамы и еще 12 — клубы. В итоге выручка в первый же месяц выросла на 10%. Магазины возле метро и в других местах с хорошим трафиком стали универсамами.«Люди проводят там меньше 6 минут, а в часы пик, с 14.00 до 20.00, образуются очереди, — говорит Гогунц. 

— Поэтому мы переоборудовали их по типу универсама: разделили вход и выход, увеличили количество касс, переставили оборудование так, чтобы повысить скорость совершения покупки». Два магазина по аудитории и месторасположению вписывались в концепцию бутика. Там попытались создать соответствующую атмосферу. Убрали рекламные плакаты, повесили шторы. Туда в основном приходит обеспеченная публика, часто — пары.«Когда женщина восхищается ботиночками для собак, мужчине надо это переждать — мы выделили для них зону: поставили скамейки с подушками, положили мужские журналы», — объясняет Гогунц. Клубами стали магазины, в которых был большой процент посетителей с детьми.

По выходным туда просто приходили погулять, посмотреть рыбок в аквариумах, животных, улыбается Гогунц: теперь там проходят конкурсы детских рисунков и фотографий — например, самого толстого кота или самого говорливого попугая.

В меру увлекающиеся

Стратегии шопинга, особенно после кризиса, заметно изменились и самые дальновидные ритейлеры стали больше уделять внимания изучению потребительской аудитории в конкретных торговых точках, замечает Неткач. Нередко выясняется, что она сильно отличается от аудитории, которую компании закрепляют в маркетинговых концепциях.«Например, считают, что их покупательница —целеустремленная молодая женщина-карьеристка”, а фото 500 человек, сделанных во время оплаты на кассе, показывает, что это в основном домохозяйки средних лет», — уточняет консультант.

По покупательскому поведению россияне больше всего похожи на французов, показало исследование агентства Arc Russia(входит в группу Leo Burnett). Наиболее популярные типажи у нас — так называемые«приверженцы качества» — лояльные потребители одной марки, знатоки качества(их 27%) и«в меру увлекающиеся покупатели» — экспериментаторы, не жалеющие денег на покупки, получающие удовольствие от шопинга(37%).

Универмаг по-европейски

Девелоперская компания RGI International, которая управляет новым универмагом«Цветной», создавала концепцию универмага, проанализировав предпочтения покупателей. Изучение модных форумов и блогов показало, что москвичам остро не хватает брендов одежды, которые они привозят из Западной Европы. Набор марок во многих столичных моллах уже давно не устраивает публику. После многомесячных переговоров менеджерам RGI удалось заманить в универмаг марки, которые раньше не решались прийти в Россию: All Saints, Reiss, Jerome Dreyfuss, рассказала Елена Кузинец, исполнительный директор проекта«Цветной». Универмаг работает не совсем по обычному принципу: магазины брендов не платят за аренду, а отчисляют владельцам универмага часть прибыли в конце года. Всего в«Цветном» представлено 20 новых для Москвы марок одежды. Их продажи стартовали лучше, чем продажи, чем ходовых брендов, к примеру, Mango.

Весь персонал универмага — штатные сотрудники RGI.«Они выполняют функции и продавцов, и консультантов. Общаясь с посетителями, собирают информацию из первых уст, что позволит в дальнейшем совершенствовать работу универмага», — замечает Кузинец.

По данным Leo Burnett, у нас наиболее распространен типаж покупателя-экспериментатора, который хочет получать удовольствие от шопинга. Это учли при планировании«Цветного»: на каждом этаже там звучит своя музыка(для нескольких этажей музыку специально заказали музыканту Мишелю Губеру, который работает с Chanel и Gucci), размещены инсталляции современных художников. На верхнем этаже работает супермаркет, который использует ценовую политику рынка, располагавшегося на этом месте, возле метро«Цветной бульвар»: например, хлеб и выпечку вечером можно купить со скидкой.

Гитарный акцент

В сети магазинов музыкальных инструментов«Музторг»(25 точек) постоянно изучают своих покупателей. Сеть работает на рынке более 10 лет и за это время аудитория сильно изменилась, рассказал Дмитрий Кузнецов, гендиректор сети. Раньше это были в основном профессиональные музыканты, а теперь — люди, которые играют на музыкальных инструментах скорее для удовольствия. Появилось много молодых людей, которых заниматься музыкой стимулируют родители: сейчас эта традиция возродилась, объяснят он. В расчете на них в«Музторге» сделали зону для начинающих, где предлагаются инструменты, рекомендуемые как«Моя первая гитара»,«Мой первый синтезатор».

Новичкам и любителям с ограниченным бюджетом предлагают готовый комплект, в который входят гитара, усилитель, ремень и чехол. Но поскольку среди покупателей«Музторга» много«приверженцев качества» и известных марок, в прошлом году там проводили дни брендов — Yamaha и Fender: приглашали представителей компаний, устраивали автограф-сессии с участием известных музыкантов, предлагали скидки на эти марки в размере 10-15%.

Комментарии

1
  • enma

    Мне статья понравилась. Хочу, чтобы у нас тоже провели маркетинговые исследования и привлекли новые марки!

Экономика России

Набиуллина: ключевая ставка 16% может держаться до конца года

Сейчас Центробанк не видит устойчивой дезинфляции, при которой возможен пересмотр ключевой ставки. Спрос все еще опережает возможности производства.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Беременная сотрудница может отказаться от работы и продолжить получать зарплату. 🤰«Ночной бухгалтер» № 1673

Для работодателя беременные сотрудницы представляют довольно проблемную часть персонала. Их почти невозможно уволить и нужно все время балансировать на грани соблюдения интересов сотрудницы и своих собственных. Это удается не всегда.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДФЛ

Минфин не готов освободить от налога дивиденды на ИИС

Инвесторы будут платить НДФЛ с дивидендов, которые они получили от акций на индивидуальном инвестиционном счете.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

ЦБ повысит надбавки по необеспеченным потребительским кредитам

Чтобы ограничить долговую нагрузку населения, регулятор ужесточает требования к банкам. Они будут больше платить за риски.

Банки

Сбер переведет заблокированные активы на отдельное юрлицо

До 31 декабря 2024 года подсанкционные банки имеют право перевести заблокированные активы и обязательства перед иностранными кредиторами на новую компанию.

Общество

Министр труда: в регионах злоупотребляют материнским капиталом

Власти предлагают устанавливать пригодность для жилой недвижимости, которую покупают получатели материнского капитала.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Законопроекты

В России могут ввести программу «Сельскохозяйственный гектар»

Зампредседателя Госдумы Ирина Яровая предложила сформировать специальную программу «Сельскохозяйственный гектар».

CRM

👩‍💻Популярные CRM для бухгалтерского аутсорсинга. Опрос

Не важно, у вас аутсорсинговая компания или бы бухгалтер-фрилансер с большим количеством клиентов или даже с помощниками. Невозможно держать в голове все сделки, выставленные счета, проведенные переговоры, не говоря уже о сроках сдачи отчетов и выдаче задач подчиненным. На помощь приходят CRM.

2
Банки

Суд начал принудительную ликвидацию банка «Стрела»

В ходе ликвидации вкладчики и кредиторы получат свои средства. Процедуру будет проводить Агентство по страхованию вкладов.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской
12

У ИП личные и предпринимательские налоги идут на одном ЕНС

НК не предусматривает разделение ЕНС на единый налоговый счет индивидуального предпринимателя и на ЕНС его же как физлица, не являющегося ИП.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: жительница Великобритании приютила 74 детей, уборку улиц доверят роботам, а в Крым пришли дожди с песком

Подготовили обзор главных событий дня — 26 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Экспорт

Росфинмониторинг: экспортеры не нарушают указ о продаже валютной выручки

Крупнейшие экспортеры выполняют требования властей в полном объеме и продают выручку по внешнеторговым контрактам на территории РФ.

Фейковых приложений банков стало на 25% больше

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Налоговикам можно задавать вопросы только про свои налоговые дела, но не про чужие

Абы кому ФНС не дает разъяснения по налогам.

Страховые взносы

Хочу научиться инвестировать в бизнес. Топ–16 площадок и телеграм–каналов для обучения

Финансовое образование (хотя бы на базовом уровне) — это один из первых шагов, которые стоит сделать перед тем, как вкладывать куда-либо деньги. На каких площадках и телеграм-каналах можно научиться инвестировать в бизнес?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Законопроекты

Губернаторам хотят разрешить продлевать майские праздники

В Госдуме хотят разрешить местным властям давать больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Менеджмент

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Любой проект является многозадачным, и часть задач находится во взаимной зависимости. В результате одни из них оказывают воздействие на решение других. Те из задач, что имеют наибольшее значение, должны находиться под непрерывным контролем.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами
Уведомления о КИК

Физлицам до 2 мая нужно сдать уведомления о КИК

Если не представить уведомление о контролируемой иностранной компании, придется заплатить штраф в размере 500 000 рублей.

Интересные материалы

Как ваши интернет-бухгалтерии уменьшают налог на взносы? Опрос

Одна из подписчиц рассказала нам о том, как устроен расчет налога по УСН в онлайн-бухгалтерии Тинькофф, и прислала нам скрины переписки с поддержкой. Нас подход удивил и мы решили устроить опрос — а как работают ваши онлайн-бухгалтерии?