Психология для бухгалтера

Знание психологии толпы как детерминант митингового ораторского успеха

Поведение человека в толпе существенно отличается от его поведения наедине с собой или в небольшой компании. Масса, будь она сосредоточенной в одном месте (толпа) или рассеянной без зримой связи индивидуумов друг с другом, ведет себя так, словно образует единый организм с единой психикой, даже если состоит из не приемлющих друг друга групп.

Поведение человека в толпе существенно отличается от его поведения наедине с собой или в небольшой компании. Масса, будь она сосредоточенной в одном месте (толпа) или рассеянной без зримой связи индивидуумов друг с другом, ведет себя так, словно образует единый организм с единой психикой, даже если состоит из не приемлющих друг друга групп.

Психологии толпы присущи следующие черты:

1. Симптом «свой — чужой», или «кто не с нами, тот против нас». Наличие противника — реального или мнимого, давнего или только что выявленного, очень сплачивает массу как внутри себя, так и вокруг лидера, в том числе ситуационного — митингового оратора. Ненависть к общему врагу — как обручи на бочке, не дающие ей распасться. Этот симптом успешно использовался политиками как для мобилизации народа на чрезвычайные усилия, так и для обеспечения максимальной покорности в относительно спокойное время.

2. Эмоциональность, значительно превосходящая индивидуальный средний уровень членов массы (особенно толпы) и легко стимулируемая зрительной и словесной символикой. Влияние эмоций в митинговых речах исключительно велико. Этому способствует как сам факт сбора на митинге одинаково настроенных людей, так и действия ораторов-«затравщиков», доводящих эти эмоции до чрезвычайной силы в нужном направлении. «Глубокомысленные рассуждения и доказательства, — отмечал М.В. Ломоносов, — не так чувствительны, и страсти не могут от них возгореться; и для того с высокого седалища разум к чувствам свести должно и с ними соединить, чтобы он в страсти воспламенился».

Эмоции при умелом их использовании — ключ не только к интересу, но и к доверию слушателей, а также к их памяти. Эмоционально окрашенная информация запоминается лучше, чем пресная. При этом положительное запоминается хуже, чем отрицательное — «добрая слава лежит, а худая бежит».

Эмоции — это еще и мощное и притом обоюдоострое оружие: их легче возбудить, чем угасить. Далеко не всегда оратору удается направить их в нужное русло. Эмоциональная атмосфера толпы влияет даже на спокойных и рассудительных людей. Эмоции — иррациональный, трудно контролируемый фактор. Определение меры и пределов воздействия на эмоции слушателей — это вопрос нравственной позиции оратора, его социальной ответственности.

3. Крайности в оценках и действиях. На митинг идут не обыватели, а активисты, люди с определенным идейным зарядом, а нередко и с готовностью к действию. Митинг — отец баррикады. Неудивительно, что в политически напряженные моменты власти запрещают проведение любых собраний, даже вполне безобидных.

4. Масса (особенно толпа) по интеллекту всегда ниже своего среднего представителя. По замечанию французского социолога Гюстава Лебона, «сорок академиков, собранных вместе, ничуть не умнее сорока водовозов». Коллективным может быть только инстинкт, разум же любого сообщества — это мышление его наиболее талантливой интеллектуальной части. Истина никогда не обретается большинством голосов, если понимать под истиной соответствие чьих-либо заявлений реальному положению дел. Наука делается не на митингах, а в лабораториях и на научных симпозиумах, где любая попытка поставить теорию выше факта встречает решительное осуждение.

5. Эффект унификации: будь как все. Хуже всего оказаться в толпе белой вороной. Отсюда вечная дилемма ситуационного лидера: нельзя ни быть вровень со всеми — иначе не заметят, ни чересчур выделяться — иначе отторгнут. Важно соблюсти меру, быть на шаг вперед и не более. Многие митинговые ораторы разных политических партий предпочитают, подчас инстинктивно, выступать в амплуа «рубахи-парня», как все — разве что бойчее и откровеннее, но не особенно умнее.

Прежде чем выйти на митинговую трибуну в любой речевой роли, определите, кто вы по своему характеру, темпераменту и уму. Знание своих психологических качеств позволит вам правильно определить как свой функциональный статус в деловом или политическом сообществе (лидер, консультант, организатор, пропагандист, агитатор), так и свою речевую роль на митинге. Дайте в своих речах народу лишь то, что он способен «переварить». Масса не любит, когда ей, даже невольно, колют глаза своей ученостью или устраивают откровенный ликбез. Митинговому оратору приходится постоянно лавировать между Сциллой демагогии и Харибдой резонерства, и даже при многолетнем опыте не во всякой речи ему удается пройти без потерь.

Массе приходится подыгрывать, от нее нельзя требовать усиленного внимания или терпения. На митинге, как и в сфере сервиса, исходят из принципа «клиент всегда прав». Оратор лишь уточняет этот принцип следующим образом: публика всегда права в своих запросах, а я всегда прав в своих ответах на них. Тем, кто в этом сомневается, путь на трибуну митинга закрыт.

6. Ощущение членами толпы своей несомненной правоты, силы и безнаказанности. Это ощущение начинается с инстинктивно осознаваемого эффекта кооперации: «Народу масса целая — сто или двести; чего один не сделает — сделаем вместе» (В.В. Маяковский).

Этот инстинкт оратор может легко усилить, сделав упор на общие интересы массы, на эмоции и на указание простых конкретных путей достижения заветной цели. В минуты митинговой эйфории толпе кажется, что она может все. Ощущение собственного всемогущества сопровождается игнорированием силы противной стороны. Ответственность оратора здесь достигает наивысшей степени.

7. Чувство круговой поруки — «один за всех, и все за одного», растворение индивидуума в массе. Оратор должен учитывать, что личность участника митинга во время этого действа становится иной. Не всегда даже вернувшийся с митинга человек способен сразу же выйти из митинговой эйфории. Выйдя же из нее, он не всегда способен дать резонное объяснение своим ощущениям, мыслям, словам и действиям.

Феномен митингового сознания

Воспользуемся двумя несложными моделями, позволяющими объяснить рассмотренные выше феномены митингового сознания.

Первую из этих моделей можно образно назвать «принципом ромашки», поскольку на изображающем ее выше рисунке области личных интересов членов митинговой массы обозначены в виде лепестков, имеющих различное направление в пространстве. Пересечение этих областей в центре образует поле общих интересов этой массы — как бы сердцевину ромашки. А, B, C, D, E — области личных интересов членов массы; R — область общих интересов членов массы

Рис. 1. Принцип ромашки.

Суммируясь, эти совпадающие интересы индивидуумов образуют большой массив однонаправленной воли, тогда как разнонаправленные лепестки несовпадающих интересов либо вообще никак не проявляются, либо гасят друг друга, что хорошо заметно в речах ораторов, выступающих «не по делу», и потому не аккумулирующих жизненные чаяния отдельных лиц.

Выявленное же общее ценностное ядро, завладев вниманием публики, нарастает усилиями целенаправленно работающих ораторов и выливается в запланированное организаторами митинга действие: от принятия каких-либо резолюций или обращений, решения голосовать за определенного кандидата и т.д.

Вторая модель, изображенная на рис. 2, также носит образный характер и называется«принципом ежа». Представим себе предмет обсуждения как данное в виде точки А в центре системы координат. Он не устраивает граждан: один хочет в соответствии со своими представлениями перевести ситуацию из точки А в точку А1, другой — в А2, третий — в А3 и т.п. Желание каждого индивидуума предстает в виде вектора, причем начинаются все эти векторы в точке А, ибо действительность для всех одна. Векторы имеют различную длину, пропорциональную энергии или общественному влиянию данной личности.

Рис. 2. Принцип ежа.

Получается рисунок в виде лучистой звезды или ежа. Чем больше иголок у этого ежа, тем ближе их равнодействующая подходит к нулю. Противоположные устремления нейтрализуют друг друга. На любого мудреца найдется свой простак, на любого патриота — свой космополит, на любого левого — свой правый, на любого сильного — десяток слабых, на любого знатока — сотня дилетантов. В результате произойдет практически полное взаимное уничтожение и исчезновение этих устремлений. Толпа, равно как и общество в целом, оказывается коллективным субъектом: неравнодушным к своим проблемам и, возможно, весьма деятельным, но в целом безвольным.

Конечно, «еж» на практике почти всегда в той или иной мере асимметричен, его равнодействующая отлична от нуля; она колеблется, как стрелка компаса в магнитную бурю. Но стоит лишь создать устойчивое магнитное поле — и стрелка моментально остановится. Точно так же и умелый оратор, опираясь на общие ценности массы (по схеме ромашки), зачесывает все «иголки ежа» на одну сторону, призывая: «идите за мной!»

Обе модели ромашки и ежа представляют действие разнородных и разнонаправленных идейных сил. Но если ромашка выделяет центростремительный характер действия этих сил (общее ценностное ядро), то еж подчеркивает их центробежный характер. Единство центробежных и центростремительных сил в анализе настроений толпы с учетом речевой цели митингового оратора определяет его поведение на трибуне.

Психология масс, ее законы и ключи к ней всегда занимали тех, кто ставил своей целью завоевание и удержание власти. Знание того, что неведомо самому народу, считалось азбукой профессионального политика любой социальной системы.

«Учись управлять массой. Не давай ей увлечь себя. Это можно достигнуть самодисциплиной и хладнокровием. Владей всегда собой, будь тверд и спокоен, тогда ты будешь держать слушателей в своих руках», — говорилось в памятке агитатора, опубликованной в Бюллетене бюро печати Политуправления в 1920 г.

Начать дискуссию

💥Обзор к утру четврега: нашли лекарство от болезни Бехтерева, цены на хлеб взлетели, в Perrier нашли бактерии

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Контроль за ведением воинского учета и штрафы в 2024 году

В прошлом году увеличили штрафы за нарушения в сфере воинского учета. Контроль за его ведением усиливается: многие организации ожидают проверок военкомата уже в ближайшее время. Рассказываем, как проходят проверки и какие есть штрафы.

Контроль за ведением воинского учета и штрафы в 2024 году

Выплаты многодетным на погашение ипотеки продлили: срок

В 2024 году многодетные получат порядка 50 млрд рублей на погашение жилищного кредита.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Какие меры принудительного исполнения можно применить к должнику

Рассказал о мерах применяемых к должнику, которые помогут быстрее исполнить решение суда.

И Москва, и Сочи опять подорожали. Что произошло с ценами на недвижимость в этих городах за месяц?

Продолжаю следить за тем, что происходит с ценами на недвижимость в Москве и в Сочи. Как думаете, где цены выросли сильнее? А что будет с ипотекой? Вот и узнаем. В прошлый раз я смотрел февраль–март. Изучаем, что произошло за месяц, думаем, что будет дальше.

И Москва, и Сочи опять подорожали. Что произошло с ценами на недвижимость в этих городах за месяц?

Официально: даны прогнозы роста основных показателей экономики

Минэкономразвития ждет, что за 2024 год ВВП превысит 191 трлн рублей, реальные доходы населения вырастут на 5,3%, а безработица сохранится в пределах 3%.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

​Вчера поспешил, сегодня — опоздал. И как же правильно?

Вот уж действительно головоломка. Вчера налоговики тебе сказали: «Поспешишь — нас насмешишь», а сегодня: «Сам виноват. Надо было раньше думать». А на кону, между прочим, опять деньги.

​Вчера поспешил, сегодня — опоздал. И как же правильно?

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
1

Интересные материалы

НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру