Клерк.Ру

Когда банк сообщит о вас в Росфинмониторинг: под подозрением даже вклады ИП

Сегодня мы продолжаем разговор о том, как коммерческие банки следят за деятельностью своих клиентов с целью обнаружения подозрительных операций и предотвращения деятельности обнальных контор.

Начнем с Федерального закона от 28.06.2013 №134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», которым в том числе были внесены изменения в закон № 115-ФЗ и по этому закону организовать слежку поручено не только коммерческим банкам. Теперь за отмыванием денежных средств, полученных преступным путем, должны следить и организации, поименованные в ст. 5 Закона №115-ФЗ.

Давайте посмотрим, кто входит в этот список.

Ст. 5 Закона №115-ФЗ (в частности):

  •  кредитные организации;
  • страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций);
  • лизинговые компании;
  • организации федеральной почтовой связи;
  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • операторы по приему платежей;
  • микрофинансовые организации и т.д.
Эти компании обязаны предоставлять информацию в Росфинмониторинг по сотням критериев. Мы посмотрим только коммерческие банки.

Какую информацию передают банки

Кроме письма ЦБ РФ №236-Т есть еще один очень интересный документ – положение Банка России от 29.08.2008 № 321-П (приложение 8).

В приложении №8 представлено 28 критериев, по которым банкиры должны передавать информацию в Росфинмониторинг. Но это еще ничего. Я хочу обратить ваше внимание на главный документ: положение Банка России от 02.03.2012 № 375-П (вступило в действие с 16.06.2013 г.).

Тот документ, который я сейчас вам покажу, в течение 2012-2013 года обкатывался в системе коммерческих банков для внутренних целей, и начиная с середины 2013 года, его запустили для внешнего применения. Коммерческие банки по всем этим критериям начали передавать информацию в Росфинмониторинг.

Какую же информацию банки обязаны передавать в Росфинмониторинг?

Здесь вещи настолько важные, что лучше их увидеть, дабы понимать, что это не выдумки, а нормативные акты, которые стали особенно актуальными в 2016-2017 годах и дальше. Итак, давайте посмотрим документ. 

В табличках ниже извлечения из приложения к этому документу. Признаков 121! Только в этом документе. А еще есть большое количество других признаков.

Конечно, в рамках нашего сегодняшнего материала мы посмотрим только некоторые из признаков. 

Признаки, указывающие на необычный характер сделки

Код группы признака

Код вида признака

Описание признака

11

 

Общие признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем

 

1101

Запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели

 

1102

Несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации

Признаки 1101 и 1102: интересно, кто в коммерческом банке уполномочен это оценивать и по каким критериям?

Или признак 1106.

 

1106

Отказ клиента (представителя клиента) в предоставлении запрошенных кредитной организацией документов и информации, которые необходимы кредитной организации для выполнения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ

Я хочу его прокомментировать. В настоящее время коммерческий банк имеет право потребовать от налогоплательщика абсолютно любую информацию, любые документы в любое время. Больше не существует никаких ограничений для коммерческих банков.

Банк может запросить: все договора, любую отчетность, аналитические справки, стратегические планы и вообще все, что угодно. Если налогоплательщик не предоставит запрошенную информацию, банк имеет право заблокировать расчетные счета и расторгнуть договор банковского обслуживания. Это относится как к юридическим, так и к физическим лицам.

Или, давайте посмотрим признак 1107, мне он очень "нравится".

 

1107

Излишняя озабоченность клиента (представителя клиента) вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции (сделки), в том числе раскрытия информации государственным органам

То есть получается, клиент должен сказать банкирам примерно следующее: «Господа, мы совершенно не озабочены вопросами конфиденциальности! Вы имейте ввиду, что всю информацию по сделке вы можете раскрывать любому интересующемуся лицу!»

Или признак 1109.

 

1109

Наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, используемой данным клиентом (представителем клиента), или от обычной рыночной практики

А кто это решает, что инструкции сложные?

Или вот этот признак удивительный – 1110.

 

1110

Необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент (представитель клиента)

То есть, мы, приходя в банк, должны говорить примерно так: «Господа банкиры! Да не торопитесь. Ну, сделаете Вы платеж завтра-послезавтра, хорошо! Нет, ну и не надо. Мы особенно не торопимся. Сделаете через месяц или год»

Вы знаете, я, когда это читала, то у меня было ощущение, что я попала в какое-то зазеркалье. Этим документом можно «восхищаться» до бесконечности, посмотрите его на досуге.

Вот посмотрите – пункт 1402. Что не пункт, то «шедевр». Или пункт 1407. Я понимаю, что опасно снимать деньги. Но тут речь идет о том, что опасно теперь и вносить деньги на счет. Или пункт 1410.

14

 

Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, при проведении операций с денежными средствами в наличной форме и переводов денежных средств

 

1402

Зачисление в течение небольшого периода крупных сумм денежных средств на счет клиента - юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, операции по которому не производились в течение более трех последних месяцев или были незначительными в этот период по сравнению с обычной деятельностью такого клиента, с последующим снятием клиентом денежных средств в наличной форме либо их переводом на счет в другую кредитную организацию в течение одного или нескольких дней

 

1407

Существенное увеличение доли наличных денежных средств, вносимых на счет клиентом - юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица, по сравнению с обычной практикой использования им своего счета

 

1410

Существенное увеличение доли наличных денежных средств, снимаемых клиентом - юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица со своего счета, по сравнению с обычной практикой использования им своего счета.

Под подозрением даже вклады

А теперь, внимание! Летом 2016 года ЦБ РФ вносит поправки в данное положение - Указание ЦБ РФ от 28.07.2016 № 4087-У.

Для начала некоторые цитаты из этого замечательного документа, направленного на борьбу с обналом. В этом указании речь идет не только про борьбу с обналичкой. Затягивается удавка на шее и обычных бизнесменов.

Речь идет о том, что Центробанк дал указания каждому коммерческому банку более внимательно смотреть операции, которые теперь дополнительно будут считаться подозрительными. Что же у нас теперь будет считаться «дополнительно подозрительным»?

Признак 1419.

 

1419

Зачисление денежных средств на банковский счет клиента, осуществляющего розничную торговлю товарами, в том числе посредством организации торговой сети, за наличный расчет (в частности, продовольственными товарами, строительными материалами, автомобилями, легкими автотранспортными средствами), по основаниям, не предполагающим уплату налога на добавленную стоимость (в частности, агентские договоры, договоры об оказании услуг, договоры займа, уступки прав требования), при условии, что наличные деньги от торговой деятельности на банковский счет такого клиента не вносятся либо вносятся в незначительном объеме

(введено Указанием Банка России от 28.07.2016 N 4087-У)

То есть если вы продаете автомобили, стройматериалы или что-то другое из этого списка по агентским схемам, и при этом агентами являются, например, компании на спецрежимах или ИП, которым Центробанком официально разрешено не инкассировать выручку в банк, если оборот до 800 млн. рублей в год, то теперь эти операции будут считаться подозрительными.

И коммерческий банк, увидев подобные операции, имеет право без объяснения причин расторгнуть договор банковского обслуживания, блокировать расчетные счета. Или, если у ИП есть банковская карта, то заблокировать и ее.

Но это еще не все. Признак 1420. Также теперь к подозрительным операциям относятся…

 

1420

Снятие клиентом - юридическим лицом (его обособленным подразделением), не являющимся кредитной организацией, и клиентом - индивидуальным предпринимателем денежных средств в наличной форме с банковского счета (банковского вклада!!!) (за исключением снятия денежных средств в наличной форме на оплату труда и компенсаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, на выплату пенсий, стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также на оплату канцелярских и других хозяйственных расходов, кроме приобретения горюче-смазочных материалов и сельскохозяйственных продуктов)

(введено Указанием Банка России от 28.07.2016 N 4087-У)

Или БАНКОВСКОГО ВКЛАДА! То есть получается, что, если ИП открывает банковский вклад, потом снимает деньги и говорит: «Я хочу потратить его на отпуск», то банкиры могут сказать: «Нет, ты не можешь его потратить так! Потому что ты имеешь право снимать деньги только на оплату труда или компенсаций, а также стипендий и пособий для других обязательных социальных выплат, предусмотренных законодательством или на оплату канцелярских или других хозяйственных расходов. Так написано в документе!».

А вот ГСМ, как упоминается здесь, уже нельзя покупать за наличные. Точнее, можно снимать наличные, только это теперь относится к разряду «подозрительных банковских операций». И коммерческий банк имеет право без объяснения причин, заблокировать всю деятельность этого бедолаги-ИП или юридического лица.

И это не все… Из этого документа я вам прочитала только две цитаты, а там сотни операций являются «подозрительными», вся страна под подозрением. Каждый вздох и шаг под подозрением… 

Читайте ещё

Мнения
Аватар

Да, ура-патриоты обижаются, что иностранцы считают Россию уродливым явлением на карте мира. Однако это похоже так и есть. Страна маразма, который крепчает

Аватар

Аноним, Вы писали:

Да, ура-патриоты обижаются, что иностранцы считают Россию уродливым явлением на карте мира. Однако это похоже так и есть. Страна маразма, который крепчает

 

Можно подумать, на Западе не так. Либертянку мозга надо подлечивать.
Аватар
Можно подумать, на Западе не так. Либертянку мозга надо подлечивать.

 А еще у них негров вешают. А тебе не все равно, что на Западе, живешь то в России. 

Аватар
Можно подумать, на Западе не так

Не так. Пример 1420 вообще дикость, ибо деньги ИП и физлица неразделимы. ИП платит налоги и деньги становятся принадлежащими физику. ИП не платит налоги и деньги становятся принадлежащими физику, но физик этот должен налоги за ИП. И всё. На что он тратит деньги, никого волновать не должно.

Все эти "инструкции" исключительно для того, чтобы абсорбировать денежные средства по максимуму в банках, не выдавая на руки, ибо грядет беда и они к ней готовятся. В меру своего скудоумия, конечно, но что спрашивать с кривоногих танцоров? У них вон, даже свалкой мусора должен заниматься самый главный. А у него разговор простой - законная свалка и дома электората, построенные невесть как? Закрыть свалку. Незаконно? Зато никто не поддержит какое-то ЗАО, а народишко, глядишь, и потянется за этим главным.

Аватар
Это просто 37 год, но на манер 2017 года. Другие методы. Власть дряхлеет и зажимается. Никакого просвета. Никаких желаний, кроме как бежать отсюда... плохо все это, очень, очень плохо. И как не любил я разброд и продажность Ельцинского периода, мне отчего то кажется, что было  лучше. Не знаю... Повсюду контроль, надзор слежка, произведения Кафки какое то! А 115 ФЗ - это шедевр, шедевр того, как без суда и следствия сделать то, что хочется власть имущим. Мы - рабы ((
Аватар

Аноним, Вы писали:

Это просто 37 год, но на манер 2017 года. Другие методы. Власть дряхлеет и зажимается. Никакого просвета. Никаких желаний, кроме как бежать отсюда... плохо все это, очень, очень плохо. И как не любил я разброд и продажность Ельцинского периода, мне отчего то кажется, что было  лучше. Не знаю... Повсюду контроль, надзор слежка, произведения Кафки какое то! А 115 ФЗ - это шедевр, шедевр того, как без суда и следствия сделать то, что хочется власть имущим. Мы - рабы ((

 В Штатах или др.странах- демократиях система контроля отсутствует? Это нам кажется, что там все в шоколаде.Пока сам не попробуешь.Да, не приятно когда к тебе"под одеяло" подглядывают,да бежать то куда?

Аватар
Флаг им в руки! Уже не знают как поскорее придушить всех! Сами себе тоже удавку затянут, еще недолго осталось
Аватар
Мы не в первый раз говорим о необходимости
новых подходов в работе надзорных, контрольных, правоохранительных
органов. Но изменения происходят очень медленно. По‑прежнему доминирует
обвинительный уклон. Вместо того чтобы пресекать отдельные нарушения,
закрывают дорогу, создают проблемы тысячам законопослушных, инициативных
граждан.
Надо максимально снять ограничения с бизнеса, избавить его
от навязчивого надзора и контроля. Я сказал: именно навязчивого надзора и
контроля....

Надо,
наконец, отказаться от самого принципа тотального, бесконечного
контроля. Отслеживать ситуацию нужно там, где действительно есть риски
или признаки нарушений. Ведь, понимаете, даже когда мы сейчас уже
провели определённую работу по ограничениям, и эти ограничения работают
вроде бы неплохо, но проверяющих органов так много, что если каждый из
них хоть один раз придёт – всё, можно любую фирму закрывать.
Правительство в 2015 году должно принять все необходимые решения по
переходу к такой системе, системе ограничений, что касается проверок.

В. Путин, 2014 год

Аноним, Вы писали:

Мы не в первый раз говорим о необходимости

новых подходов в работе надзорных, контрольных, правоохранительных

органов. Но изменения происходят очень медленно. По‑прежнему доминирует

обвинительный уклон. Вместо того чтобы пресекать отдельные нарушения,

закрывают дорогу, создают проблемы тысячам законопослушных, инициативных

граждан.
Надо максимально снять ограничения с бизнеса, избавить его

от навязчивого надзора и контроля. Я сказал: именно навязчивого надзора и

контроля....

Надо,

наконец, отказаться от самого принципа тотального, бесконечного

контроля. Отслеживать ситуацию нужно там, где действительно есть риски

или признаки нарушений. Ведь, понимаете, даже когда мы сейчас уже

провели определённую работу по ограничениям, и эти ограничения работают

вроде бы неплохо, но проверяющих органов так много, что если каждый из

них хоть один раз придёт – всё, можно любую фирму закрывать.

Правительство в 2015 году должно принять все необходимые решения по

переходу к такой системе, системе ограничений, что касается проверок.

В. Путин, 2014 год

 Почитайте его выступления начиная с 2000. Лыко, мочало, начинай сначала...

Аноним, Вы писали:

Мы не в первый раз говорим о необходимости

новых подходов в работе надзорных, контрольных, правоохранительных

органов. Но изменения происходят очень медленно. По‑прежнему доминирует

обвинительный уклон. Вместо того чтобы пресекать отдельные нарушения,

закрывают дорогу, создают проблемы тысячам законопослушных, инициативных

граждан.
Надо максимально снять ограничения с бизнеса, избавить его

от навязчивого надзора и контроля. Я сказал: именно навязчивого надзора и

контроля....

Надо,

наконец, отказаться от самого принципа тотального, бесконечного

контроля. Отслеживать ситуацию нужно там, где действительно есть риски

или признаки нарушений. Ведь, понимаете, даже когда мы сейчас уже

провели определённую работу по ограничениям, и эти ограничения работают

вроде бы неплохо, но проверяющих органов так много, что если каждый из

них хоть один раз придёт – всё, можно любую фирму закрывать.

Правительство в 2015 году должно принять все необходимые решения по

переходу к такой системе, системе ограничений, что касается проверок.

В. Путин, 2014 год

   Ему оттуда ничего не видно, а вот инспекторы ФНС и работники Банков сразу видят массу нарушений, и начинают борьбу с нарушителями... :)
  А там, где "действительно есть риски или признаки нарушений", они обязательно появятся и найдутся... :)

Аватар

я понимаю когда банк  требует документы своего клиента по сделке. Но вот, например Сбербанк потребовал у своего клиента, нашего покупателя,  НАШИ выписки с расчетных счетов, т.е. выписки поставщика клиента Сбербанка - это нормально?! выписки с начала года, с формулировкой - чтобы понять происхождение доходов поставщика ... Это как вообще?! и как клиент будет выпрашивать выписки (которые вообще то коммерческой тайной являются) их не волнует     

Аватар

Обнал оставят только крупным. А все остальные будут банкам платить дикий % за наличные без всяких доков. И заживут Грефы лучше всех

Аватар
Да, ребята. Маразм крепчал. Есть такой банк Восточный. Никогда с ним не связывайтесь. Был горький опыт общения с этим банком. Заблокировали мне дебетовую карту ссылаясь на 115 фз. На горячей линии мне ответили что не могут назвать причину блокировки карты и отправили в отделение банка. В отделении банка консультант мне сказала что максимум что она может сделать это написать письмо в отдел который заблокировал мою карту. А мне остается ждать звонка. Спустя 5 дней я решил узнать почему мне не перезванивают. Позвонив на горячую линию услышал что идите снова в отделение банка либо ждите вам позвонят. На вопрос сколько я могу ждать мне ответили если с вами не свяжутся в течении 10 дней то ждите 30 дней. Все это время банк продолжал пользоваться денежными средствами находящимися на моем банковском счете. Я так понимаю этот банк не идет навстречу клиентам. А на горячей линии один ответ на все вопросы. Обращайтесь в отделение банка.
Люди которым это нравится