Управление персоналом

Кадровая безопасность: к чему приводят недостаточные проверки новых сотрудников

Известный эксперт по кадровой безопасности рассказывает, к чему может привести халатность при подборе финдира, главбуха или любого другого специалиста. Как минимизировать риски при приеме и последующей работе новых сотрудников?
Кадровая безопасность: к чему приводят недостаточные проверки новых сотрудников

Известный эксперт по кадровой безопасности на примерах крупных предприятий рассказывает, к чему может привести халатность при подборе финдира, главбуха или любого другого специалиста.

Даже если HR подразделения оценивают кандидата на наличие у него необходимых навыков, кадровики и руководитель могут не осознавать риски, которые возникают при трудоустройстве в компанию нового работника.

Как минимизировать такие риски?

Когда плохо проверили финансового директора

Мне известен случай, когда в одну из весьма преуспевающих компаний на должность финансового директора был принят мужчина, не имеющий должного уровня, опыта и квалификации. Это вызвало обеспокоенности со стороны службы безопасности. Через некоторое время главный финансист на ключевые должности подконтрольного ему сектора назначил лояльных к любым его действиям работников.

На остальные должности, путём ротации назначил откровенно не дальновидных лиц, которые имея не высокий уровень профессиональной квалификации, не смогли бы увидеть неправомерные действия своего руководителя.

В дальнейшем, через подконтрольных ему подчинённых, новоиспечённый финансовый директор в программу «Банк-Клиент», на основании заранее подготовленных подложных документов, внес в указанную программу карточку аффилированной ему компании.

В это время другой его подчинённый, согласно заранее отведённой ему роли, под видом оказанных услуг (которые впоследствии оказались, конечно же, фиктивными) перевёл 16,5 миллионов рублей на счёт аффилированной компании.

Реализация данной преступной схемы стала возможной благодаря фактическому отсутствию на предприятии квалифицированной, функционирующей системы кадровой безопасности.

Контроль и после приема на работу

Для эффективного функционирования крупного предприятия следует уделять внимание не только банальной первичной проверки кандидатов (на судимость, наличие долговых обязательств и т.п.), но и непосредственной деятельности их, после приёма на работу. Сектор безопасности обязан на постоянной основе отслеживать и контролировать взаимоотношения в коллективе, кадровые перестановки, изменение штатной структуры, для чего необходимо плотное взаимодействие с кадровыми службами, лицами, отвечающими за движение штата работников.

Зачастую топ-менеджмент предприятия не видит разумность интеграции службы безопасности в кадровую деятельность, ведь, как правило, на крупных предприятиях большая «текучка» кадров это нормально, дополнительные проверочные мероприятия создадут только проблемы в виде излишней бюрократии при оперативном решении вопроса по наполнению штатов.

Как мы видим, на вышеуказанном мной случае хищения, кстати, довольно распространённом, данное мнение является в корне ошибочным. Руководитель безопасности должен не только своевременно верно задать вектор функционирования подчинённого ему сектора, но и потратить достаточно большой объём времени на убеждение в правильности выбора своих действий. А враг в это время не дремлет и предпринимает активные попытки проникновения в компанию в целях извлечения личной, противозаконной выгоды!

Как координировать и регламентировать кадровый контроль

Такое взаимодействие должно быть достигнуто не только на словах, но и зафиксировано в локальных нормативных актах, при этом, учитывая, что подразделения безопасности привлекаются для разрешения возникающих внутрикорпоративных споров, их полномочия должны быть максимальны, а взаимодействие со всеми смежными подразделениями прозрачным и максимально оперативным.

Очень важно сектору безопасности координировать подбор персонала в области противодействия формирования этнических групп, потому что они могут стать катализатором возникновения рисков злоупотребления полномочиями, что в конечном итоге может привести не только к внутрикорпоративным конфликтам между работниками, но и к принуждению к увольнению более компетентных сотрудников и заменой их менее профессиональными лицами, принадлежащими к данной этнической группе.

Кроме того, отношения между работниками, не ограничивающимися деловым сотрудничеством, существенно увеличивают риск совершения ими противоправных деяний, ведь, имея устойчивые связи им легче вступить во внутрикорпоративный сговор.

В этой связи разумно курировать работу кадровых служб, отслеживая назначения вновь принимаемых работников и активно принимать участие в распределении персонала. Данный метод позволяет существенно улучшить работоспособность работников предприятия и своевременно осуществить профилактику возникновения рисков.

Таким образом, участие сектора безопасности в организации кадровой политики не должно ограничиваться банальным изучением личности претендента, но и активно должны внедряться разнообразные функции взаимодействия с кадровыми подразделениями, координации формирования коллектива предприятия.

Сбор данных о сотрудниках и кандидатах

Важной темой является проблематика сбора и обобщения информации как о кандидатах, так и о работающих на предприятии сотрудниках.

Ключевым моментом является получение от кандидата до начала проверки его личности, согласия на обработку персональных данных, так как диспозиция Федерального закона «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года гласит, что персональные данные могут обрабатываться, храниться и передаваться третьим лицам только с согласия их носителя. Нарушение данной нормы грозит Предприятию штрафными санкциями.

Вторым важным моментом является хранение персональных данных. С 1 июля 2017 года, в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 07 февраля 2017 года, была существенно ужесточена ответственность за нарушение при работе с персональными данными.

В статье 87 ТК РФ прямо указано на обязательное наличие на каждом предприятии внутреннего локального нормативного акта, регулирующего порядок использования и хранения персональных данных. На предприятии, как правило, разрабатывается положение о защите персональных данных работников. В целях предания законности действиям представителей безопасности при проведении проверок, в указанном положении необходимо определить перечень должностных лиц предприятия, имеющих право доступа и работы с персональными данными, включив в них и специалистов сектора безопасности.

Нередко руководители подразделений безопасности, действуя исключительно в интересах обеспечения кадровой безопасности, делегируют своим подчинённым право сбора сведений о частной жизни сотрудника, составляющих его личную или семейную тайну, наличия у него и его родственников собственности. Понятно, что такие сведения могут ясно дать понимание о том, соответствует ли доход работника и его реальные затраты, соблюдает ли он антикоррупционную политику предприятия, надёжен ли он. Но законно ли это?

Если нет согласия на сбор таких сведений со стороны работника, учитывая, что представители сектора безопасности не наделены правом проведения оперативно-розыскных мероприятий, данные действия являются незаконными, и подпадают под действие статьи 137 УК РФ (нарушение неприкосновенности частной жизни).

Необходимо организовывать контроль за деятельностью работников путём введения на предприятии градации должностей, определить степень рисков для каждой должности, разработать глубину проведения проверки деятельности работника и его подразделения, а также частоту проведения этих проверок.

Начать дискуссию

Турецкий DenizBank ужесточил условия открытия счетов гражданам РФ

Без внушительного депозита и рабочего ВНЖ сделать это почти нереально по меньшей мере в двух банках: DenizBank и Emlak Katılım, — пишет РБК. С бизнес-платежами всё тоже непросто.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Пенсии

С лета на Госуслугах будут формы документов для распоряжения пенсионными накоплениями

Подать заявление о единовременном взносе по договору долгосрочных сбережений с 1 июля 2024 года можно будет на Госуслугах.

Что ест бухгалтер? Субботнее меню

Клерки, приятного аппетита!

Что ест бухгалтер? Субботнее меню
Лучшие спикеры, новый каждый день
Социальный вычет

110 тысяч руб. — это вычет на одного ребенка, но на обоих родителей

С 2024 года социальный налоговый вычет по НДФЛ на обучение детей составляет до 110 000 рублей.

Работодатели в панике: нет людей на работу!

В последние годы бизнес сталкивается с серьезным кадровым дефицитом, и это становится все более острым вопросом для всех отраслей — от ритейла до высоких технологий.

7

📕 💪 Новая акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

До 6 мая включительно вы можете купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей. Это самые нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить новые навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🔥 Новая акция «Не МАЙся — заниМАЙся!». Самые нужные курсы по 3 690 рублей

До 6 мая включительно вы можете купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей! Научитесь вести учет на маркетплейсах, строить финансовые модели, проводить сделки по ВЭД, вести компании на УСН, получите базовые знания в бухгалтерии и сделаете шаг навстречу новой профессии. Начните лето с новыми силами, знаниями и совсем другим уровнем дохода.

Нотариат

Доверенности на открытие счета в банке теперь под особым прицелом: почему и какие именно

Мошенники просят подставных лиц через доверенности открывать счета в банке, чтобы через них выводить похищенные средства. Нотариусы передают информацию о сомнительных операциях в Росфинмониторинг.

Государство достаточно помогает малому бизнесу: считает 34% предпринимателей

Выручка малого и среднего бизнеса достигла рекорда за 5 лет и составила 25,8 трлн рублей. 53% предпринимателей довольны отдачей от своего бизнеса.

Инвестиции

Пенсионный криптофонд. Месяц 12

Вот и прошёл первый год моего криптопутешествия на криптоостров, в ходе которого я ежемесячно вношу небольшую сумму и создаю личный криптовалютный пенсионный фонд. Не знаю, сколько будет стоить биткоин через 50 лет, но знаю, что произошло в моём криптопортфеле за апрель. Целый год позади, погнали смотреть.

Пенсионный криптофонд. Месяц 12

Как инвестор может потерять акции купленные на бирже

Даю свое мнение по недавнему судебному спору, при котором акции российской компании были изъяты судом у частных инвесторов по иску прокуратуры.

Актуальные правовые подходы при оспаривании кредитных договоров, оформленных мошенническим путем

В рамках настоящей статьи предметно рассмотрим формирующуюся судебную практику по вопросам, связанным с оспариванием кредитных договоров, оформленных мошенническим путем.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

На Госуслугах будут тестировать новую платформу коммерческих согласий

Участники финансового рынка запустят новый сервис на Госуслугах, который позволит клиентам не вводить одни и те же личные данные при оформлении продукта, а просто дать согласие организации на использование той информации, которая уже есть в другой.

Инвестиции

Росбанк и УК «Лидер» вернули средства со счета Euroclear

Суд встал на сторону инвесторов в деле о блокировке иностранных активов.

Ведение бизнеса

Силовики пришли на пивзавод «Афанасий» в Твери

О причинах визита правоохранительных органов пока что неизвестно.

Бесплатно с Первичные документы

Какие документы заменяет УПД. Новый формат УПД с 2025 года. Мини-курс

Универсальный передаточный документ используется в качестве замены части первичных документов. Какие документы он заменяет и какой формат УПД использовать с 2025 года рассказываем в мини-курсе.

Какие документы заменяет УПД. Новый формат УПД с 2025 года. Мини-курс

🌞 Хотят увеличить МРОТ и декретные. В мае надо пораньше выплатить зарплату. Топ новостей за неделю

Мы собрали для вас самые важные бухгалтерские новости последней недели, которые вы могли пропустить.

Бесплатно с Отпускные

Можно ли взыскать деньги с работника, который взял отпуск авансом, а потом уволился

Не всегда разумно идти навстречу пожеланиям трудящихся – предоставлять им отпуска авансом вне графика за еще не отработанный период. Но если такая ситуация произошла, как быть работодателю, можно ли удержать переплату?

Можно ли взыскать деньги с работника, который взял отпуск авансом, а потом уволился

👷‍♂️👨‍💻🔧 Кто должен проходить обучение по охране труда на предприятии

Согласно ст. 225 ТК, получить базовые знания по охране труда должны все сотрудники, однако существуют и специальные программы для разных категорий работников. Разбираемся, кто и по каким программам обязан проходить обучение в компании.

👷‍♂️👨‍💻🔧 Кто должен проходить обучение по охране труда на предприятии

Интересные материалы

Как защитить бизнес от необоснованных нападок потребителей

Разберем, как потребители злоупотребляют своими правами и как честным предпринимателям защитить свой бизнес.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру