Клерк.Ру

«Новая ст. 54.1 НК РФ не работает практически никак». Интервью с Александром Хаминским

На вопросы редакции «Клерка» ответил Александр Михайлович Хаминский, руководитель рабочей группы по вопросам преступности в сфере экономики Общественного совета ГУ МВД России по г. Москве.

Александр Михайлович, в 2017 году органами ФНС была отмечена необходимость перехода от рутинных мероприятий по проверкам к оптимизации аналитической работы с использованием данных АСК НДС-2 и других автоматизированных систем контроля. Решение решением, но начал ли этот механизм уже работать?

Действительно, на рабочих совещаниях с руководителями управлений ФНС по ряду субъектов федерации обсуждались порядок применения Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» и известного всем Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» в текущих условиях.

И уже в 2018 году в рамках моих зон ответственности предстоит реализовать ряд мероприятий. Но на самом деле, за последние 15 лет налоговые органы осуществили уже много концептуальных преобразований в подходе к определению добросовестности налогоплательщика.

Теперь налоговики стали больше времени проводить в кабинетах и меньше – на проверках?

Работы хватает по всем направлениям деятельности. Просто сначала данные автоматизированных систем контроля стали использовать при проведении предпроверочного анализа, потом – при выездных проверках, затем – при камеральных. А сейчас – при анализе деятельности налогоплательщика и его взаимоотношений с контрагентами в целях формирования так называемых автоуведомлений. Некоторые, очевидно, уже с ними сталкивались, а для остальных поясню. Автоуведомление – это не предусмотренный Налоговым кодексом аналитический документ, который в рамках применяемого сегодня риск-ориентированного подхода указывает на наличие потенциальной возможности присутствия налоговых правонарушений.

Автоуведомление формируется системами АСК согласно заложенным критериям и вне воли руководителя либо сотрудников налогового органа. И вот тут-то перед налогоплательщиком встаёт дилемма: внести изменения в налоговую декларацию, либо получить внеплановую выездную проверку. Выбор остаётся за ним.

89787

А на практике что именно изменилось?

Сегодня на всех этажах власти декларируется риск-ориентированный подход в осуществлении контрольно-надзорной деятельности. И к административно-правовым отношениям в налоговой сфере это относится в той же мере, что и во всех иных.

В конце прошлого года на одном из совещаний глава ФНС России Михаил Владимирович Мишустин сказал: «Мы не должны мешать бизнесу работать. Бизнес вообще не должен нас замечать. Но наша эффективность должна основываться на результатах глубокого анализа деятельности налогоплательщиков. Тем более, что мы обладаем всеми необходимыми цифрами и критериями».

Это действительно так: только в АСК НДС-2 в настоящее время имеется возможность настроить порядка 200 критериев для оценки недобросовестности налогоплательщика. В целом, по автоматизированным системам контроля, применяемым ФНС, количество таких критериев приближается к тысяче.

Проще говоря, количество поводов к уведомлению для вызова представителей хозяйствующих субъектов в органы ФНС увеличилось в сотни раз.

В августе 2017 года вступила в силу ст. 54.1 НК РФ. Как она работает?

Скажу откровенно, новая норма не работает практически никак. Более того, в отсутствие правоприменительной практики и прямых указаний руководства налоговики стараются её не использовать. К сожалению, это результат того, что вводный закон (Федеральный закон от 18.07.2017 N 163-ФЗ. – Прим. ред.) не указал нам порядок применения ст. 54.1. Посередине года возникло новое налоговое регулирование.

Но ни как его применять к уже начатым проверкам или к тем, которые начались с августа 2017 года, охватывая при этом периоды 2014-2016 гг., никто не разъяснил.

Впрочем, главный вопрос для формирования выводов о добросовестности или недобросовестности налогоплательщика – реальность его сделок.

И если сделка не является реальной, не спасут никакие статьи.

9879

Чем будете заниматься в 2018 году вы? Вы ведь много взаимодействуете с правоохранителями в качестве руководителя рабочей группы по вопросам преступности в сфере экономики?

В рамках состоявшегося 29 марта на Петровке, 38 заседания Общественного совета при ГУ МВД России по г. Москве я внёс ряд предложений, направленных на совершенствование деятельности подразделений УЭБиПК ГУ МВД России по г. Москве в 2018 году. Они были приняты, и теперь при внутриведомственном взаимодействии УЭБиПК и ГСУ при ГУ МВД России по г. Москве правоохранители смогут привлекать гражданских специалистов.

Я, например, буду участвовать в правовой оценке материалов доследственных проверок и уголовных дел, по которым имеются объективные сложности в точки зрения применения норм уголовного, уголовно-процессуального и специального законодательства, и давать предусмотренные законодательством заключения. А в остальном, у меня задачи такие же, как и в 2017 году: продолжу бороться с налоговым схематозом, принимать меры в отношении мошенников, пресекать незаконную коммерческую деятельность, препятствовать незаконному обналичиванию и выводу капиталов за рубеж.

Только теперь на тех, кто не готов добровольно возвращаться в правовое поле, ответственность будет налагаться быстрее, а наказание станет неотвратимым.

Почему же?

Мы живём в новой налоговой реальности. И, как в той песне, «к старому возврата больше нет». Автоматизация налогового администрирования сводит любые попытки договориться с живым человеком на нет.

Спасибо за интервью.

И вам. Я желаю всем читателям «Клерка» поменьше спорных сделок и побольше добросовестных контрагентов.

Мнения
Ой, да ладно! Всё равно не программы решают дать делу ход или нет. Так что возможность договориться никуда не делась.Только ценник подрос.
Аватар

Ну будут предприятия закрываться и граждане самоубиваться пачками, ибо на хрена им сдалась такая тупая и беспощадная "новая налоговая реальность", когда можно в другую вселенную отравиться? И пусть в этой реальности останутся одни паразиты и желающие их кормить, и наслаждаются обществом друг друга, нам не жалко )))

Аватар
Все понимают, но прямо никто не говорит, что при такой налоговой и административной нагрузке обычному бизнесу попросту не выжить. Будешь платить все, попросту разоришься, и это еще на гарантия что все сможешь соблюсти, с постоянно меняющимися законами, нормами, требованиями и произвольно трактуемыми законами и неприкрытым шантажом (или заплати денег при любых сомнительные и абсурдных подозрениях, либо затаскаем и закашмарим) или цены должны процентов на 20-25, что так же невозможно при нашем нищающем населении.
   Нашим слугам народа уже давно молока от коровы не хватает, на их содержание, и потому мясо нужно, сразу, и в короткий период времени .... а там хоть трава не расти.
"Проще говоря, количество поводов к уведомлению для вызова представителей хозяйствующих субъектов в органы ФНС увеличилось в сотни раз."
Ну да. Задолбали своим автоматизированным бредом.

Упс, комментировать могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, .