Трудовые отношения

Как снизить конфликтность при массовом увольнении?

Закрытие не оправдавших ожиданий бизнес-направлений, ликвидация подразделений, сокращение персонала в связи с падением рынка и уменьшением выручки, – к сожалению, с необходимостью «секвестировать» компанию бизнесмены сталкиваются гораздо чаще, чем 10-20 лет назад.
Как снизить конфликтность при массовом увольнении?

Закрытие не оправдавших ожиданий бизнес-направлений, ликвидация подразделений, сокращение персонала в связи с падением рынка и уменьшением выручки, – к сожалению, с необходимостью «секвестировать» компанию бизнесмены сталкиваются гораздо чаще, чем 10-20 лет назад. При этом большое значение имеет юридическая сторона вопроса, корректное выполнение всех предписанных трудовым законодательством условий и процедур. Но не менее важен и психологический аспект. Ведь каждый такой случай - источник и тяжелых переживаний, и поводов для обид, конфликтов, скандалов, судебных исков, нападок в социальных сетях.

Что можно сделать, чтобы смягчить психологическую напряженность и конфликтность, неизбежно сопровождающую процесс сокращения персонала? Вот последовательность из шести действий, которые помогут провести сокращение значительно более мирно и безболезненно.

  1. Сформировать единую твердую позицию Совладельцев и Управляющего относительно неизбежности и масштабов предстоящего сокращения. Крайне важно, чтобы первые лица компании детально и всесторонне обсудили ситуацию, обменялись всеми своими «за» и «против» и пришли к убеждению, что все возможные меры и пути удержать проблемный кусок бизнеса на плаву действительно исчерпаны. Разделяемая ими решимость и понимание неизбежности сокращения позволят провести дальнейшие необходимые действия без колебаний, пробуксовок и чреватых новыми проблемами потерь времени. Фактор времени играет здесь существенную роль, поскольку, согласно законодательству, увольняемые по сокращению сотрудники должны быть предупреждены за два месяца до увольнения. А до этого высшему руководству компании нужно успеть многое сделать. Что именно?
  2. Собрать рабочую группу для разработки плана сокращения из наиболее лояльных и доверенных менеджеров, на которых можно положиться. В первую очередь – из работающих в подразделениях компании, которые будут ликвидироваться либо сокращаться. Посвятить «ближний круг» в обстоятельства сложившейся ситуации. Дать время переварить известие, подумать о своем последующем трудоустройстве. А затем - привлечь к детальной проработке последовательности увольнений и связанных с сокращением мероприятий: с кем придется расставаться в первую очередь, кого просить задержаться завершить дела. Важно не растерять преждевременно сотрудников, без которых нельзя безболезненно ликвидировать обреченную часть бизнеса. Не должно остаться «хвостов», которые потянутся за компанией и будут осложнять отношения с контрагентами и бросать тень на репутацию. Кто-то должен подготовить связанные с сокращением документы, выполнить необходимые юридические действия, провести расчеты теми, кто увольняется. Необходимо также рассчитаться с клиентами и поставщиками закрываемых юрлиц. И позаботиться, чтобы не осталось задолженностей перед банками и государством.
  3. Выявить возможности трудоустройства для тех, чьи должности будут сокращены. Возможно, для кого-то найдутся вакансии в оставшихся подразделениях, компании. Чтобы выявить их, менеджерской команде нужно тщательно просмотреть все варианты в остающихся подразделениях. Быть может, для каких-то направлений наметился благоприятный поворот, обещающий рост продаж и увеличение объемов работы. Или какое-то звено, даже при наличии мотивированного и подготовленного персонала, плохо справляется с нагрузкой и явно нуждается в усилении. Следует также обратиться к конкурентам. К партнерам. В кадровые агентства. В местные социальные службы, занимающиеся вопросами трудоустройства. Выяснить, чем они могут помочь и что могли бы предложить для тех, кому придется уволиться из компании. Вполне вероятно, что на этом пути будут найдены приемлемые варианты, которыми люди через какое-то время воспользуются.
  4. Провести общее собрание коллектива, на котором высшие руководители озвучат решение о ликвидации части подразделений или направлений. На собрании нужно подробно и аргументировано объяснить, чем вызвана эта неприятная необходимость, по возможности ответить на вопросы. Через несколько дней – снова встретиться с коллективом и уже ознакомить с перечнем сокращаемых служб и конкретными сроками, к наступлению которых все мероприятия по сокращению будут завершены. Заверить людей, что владельцы и менеджмент компании сделают все для того, чтобы смягчить ситуацию и помочь тем, кому придется покинуть компанию. Здесь важно проявить такт и приложить все усилия к тому, чтобы избежать противостояния. Дать всем почувствовать, что высшие руководители тоже огорчены и по-человечески сочувствуют всем, кого коснется сокращение.
  5. Провести личные встречи и собеседования с прямыми с руководителями всех подпадающих под сокращение сотрудников. Еще раз детально объяснить и обосновать, почему именно данное подразделение стало непосильной ношей для бизнеса и угрозой его выживанию. Ознакомить с запланированными сроками увольнений по каждой штатной единице. Договориться о вознаграждении за качественное и своевременное выполнение задач, связанных с сокращением и сворачиванием деятельности подразделений. И просить, чтобы каждый из них провел такие же личные встречи и беседы со своими подчиненными.  Напомним еще раз: информирование о предстоящем увольнении, а затем и доведение официальных приказов и распоряжений по компании необходимо организовать не позднее, чем за два месяца до намеченного срока увольнения.
  6. Организовать помощь в трудоустройстве. Для этого - провести завершающее собрание с увольняемыми сотрудниками. Пригласить на встречу представителей организаций, которые на предыдущих переговорах высказали готовность помочь с трудоустройством и дали реалистичные предложения, которые могли бы кого-то заинтересовать. Каждому из приглашенных дать время подробно рассказать о вакансиях, ответить на вопросы, оставить контактную информацию, переговорить с каждым из заинтересовавшихся лично. Очень важно попрощаться с людьми по-доброму и обязательно сказать слова благодарности. За работу. За то, что долго были вместе. За все, что сделали для компании.

По своему опыту сопровождения массовых увольнений мы можем твердо сказать: тщательно подготовленное, а затем планомерно и психологически грамотно проведенное сокращение персонала сведет к минимуму недовольство, нервозность и затяжные конфликты с бывшими сотрудниками.

Комментарии

1
  • Елена
    сферический конь в вакууме

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels
Кадровый учет

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Интересные материалы

Кредитование

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру