Управление персоналом

Уволить? Нет - оптимизировать!

В число «жертв» кризиса попали сотрудники банков, строительных, туристических, производственных компаний, розницы. Но могут ли быть массовые увольнения единственным разумным способом борьбы с кризисом? Об этом корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Александру Саполнову рассказала Юлия Пискунова, ведущий специалист по работе с клиентами холдинга «Империя кадров».
Уволить? Нет - оптимизировать!
На фото Юлия Пискунова, ведущий специалист по работе с клиентами холдинга «Империя кадров».

Финансовый кризис ударил прежде всего по персоналу, который сегодня работодателям все сложнее содержать. Поэтому сейчас самой популярной мерой во многих компаниях стало сокращение штата. В число «жертв» попали сотрудники банков, строительных, туристических, производственных компаний, розницы. Но могут ли быть массовые увольнения единственным разумным способом борьбы с кризисом? Об этом корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Александру Саполнову рассказала Юлия Пискунова, ведущий специалист по работе с клиентами холдинга «Империя кадров».

Юлия, кому из специалистов российского рынка приходится сейчас сложнее всего? Почему их деятельность вдруг стала не нужна? Не будет ли рискованным для бизнеса компании полное сокращение некоторых отделов?

Очевидно, что при сокращениях наиболее активно «летят» головы сотрудников самых неэффективных и небюджетообразующих отделов. Сложнее всего дело обстоит со специалистами отделов маркетинга, рекламы и PR. Ведь  сотрудники данных подразделений напрямую не участвуют в привлечении средств в компанию. Поэтому наиболее часто сегодня расстаются именно с такими специалистами - ими рынок реально перенасыщен. Однако именно в условиях кризиса важно иметь максимально достоверную и оперативную информацию: что продавать, кому и какими инструментами при этом пользоваться? Но теперь ответ часто находится в департаментах и отделах, сотрудники которых освобождены от должности или пребывают в неоплачиваемом отпуске. При возвращении к нормальному режиму работы такая недальновидность может серьезно осложнить восстановление объемов продаж и информационной активности компании.

Также уже начали страдать специалисты-проектники. Это связано с тем, что региональная экспансия во многих компаниях заморожена на неопределенный срок или ее объемы сокращены. Отдельные направления продаж, особенно оборудования, производимого за пределами РФ, тоже снижают активность. Соответственно, менеджеры по продажам часто, если и не остаются за бортом, то лишаются своих бонусных привилегий.

Как долго могут продлиться массовые сокращения?

Важно понимать, что ситуация с сокращением штата вызвана не использованием компаниями «виртуальных» денег, а часто – простой осторожностью. Ведь сейчас – конец года – время платежей по кредитам. Скорее всего, к февралю-марту 2009 года станет яснее, кто страдает «заслуженно», а кто может вернуться к работе в нормальном режиме. Ведь, если увольняют конкретного сотрудника, это повод, в первую очередь, не «истерить», а задуматься: «А почему именно меня»? Уверена, что, правдиво ответив себе на этот вопрос, большинство уволенных сможет найти объективную причину, внимание на которую слишком долго не обращалось руководством.

Тем не менее, сократить количество персонала - все-таки самый простой способ, который используют руководители компаний, оказавшиеся в ситуации ухудшения финансирования. Но, как мы уже говорили, с водой можно выплеснуть и ребенка. Может, есть более разумный способ - оптимизировать расходы на сотрудников?

Действительно, финансовый кризис, захлестнувший мировую экономику, вынуждает руководство многих организаций прибегать к сокращениям бюджета и штата. Однако нельзя сказать, что это самый оптимальный выход. Скорее, наиболее очевидный, простой и оперативный. Тем не менее, «высшим пилотажем» является поиск новых подходов к решению возникающих задач, не прибегая при этом к крайним мерам. Специалисты нашей компании убеждены в приоритетной необходимости повышения качества менеджмента организаций. Основной задачей управленца мы видим не сам факт сокращения неэффективного сотрудника, позволяющего себе работать по принципу «трех гвоздей» (если руководитель не напоминает своему сотруднику о сроках выполнения той или иной задачи, выполнение данного участка работы либо передвигается на неопределенный срок, либо остается не выполненным), а организовывать рабочий процесс таким образом, чтобы персонал компании не имел в дальнейшем ни возможности, ни желания «вбить» хотя бы один «гвоздь». Наш рецепт такой: краткосрочное планирование плюс текущий контроль. Вы правы: сократить – проще всего. Сложнее, но гораздо более эффективно – научить и замотивировать, ведь на обучение сотрудника, подлежащего увольнению, уже были израсходованы средства компании!

Значительная часть расходов на персонал приходится на оплату уже привычных для большинства компаний полисов ДМС. Поэтому данная статья расхода также подлежит пересмотру. Однако вовсе не обязательно прибегать к сокращению расходов на социальный пакет. Даже в условиях экономического кризиса страховая компания может выработать для корпоративного клиента наиболее гибкую систему расчетов, например, проведение оплаты по факту выполненных работ. Если вы хотите оптимизировать затраты на данный вид услуги, можно провести тендер среди ее поставщиков. Цены будут снижены как минимум на 15%.

А как быть в условиях кризиса с поиском высококвалифицированного персонала? Ведь это стоит денег.

Да, компании по-прежнему нуждаются в высококвалифицированных специалистах со свежими идеями. Но способствовать оптимизации расходов могут новые решения предоставления традиционных   услуг по рекрутменту, так называемому лизингу персонала и прямому поиску - как, например, «кадровый конструктор». Суть услуги состоит в самостоятельном построении клиентом на основе прайс-листов отдельных этапов процесса поиска и подбора персонала продукта, необходимого в каждом конкретном случае (при необходимости вписаться в жесткий бюджет разделяют, например, снятие рекомендаций и проведение интервью, размещение информации о вакансии в открытых источниках и поиск резюме). Таким образом можно реально оптимизировать бюджет на подбор персонала, ведь клиент оплачивает только ту часть услуги, в которой действительно нуждается.

Кроме того, важно не останавливаться лишь на поиске высококвалифицированного сотрудника для своей команды, а понимать, что адаптация персонала является одним из наиболее мощных мотиваторов для плодотворной и при этом максимально продолжительной работы в новой компании. При этом продолжительность «жизненного цикла» сотрудника на одном рабочем месте напрямую зависит от верно подобранной – не обязательно материальной – мотивации специалиста. Я считаю необходимым введение во всех без исключения компаниях так называемой системы наставничества – процесса обучения и передачи опыта непосредственно на рабочем месте. Наставникам при этом предлагается предоставить за данную дополнительную обязанность льготы, которые в любом случае обойдутся дешевле, чем привлечение профессионального тренера со стороны.

Я убеждена: оптимизация расходов на персонал как  максимальная отдача от вложенных средств – это совокупность креативного подхода к повышению эффективности менеджмента компании и, в конечном счете, производительности труда всего персонала, «тендерной» позиции по отношению к поставщикам непроизводственных товаров и услуг, а также поиск нестандартных путей решения типовых задач.

Начать дискуссию

3-НДФЛ

Налоговики не будут штрафовать, если просрочка 3-НДФЛ произошла из-за технических ограничений

Штрафовать за просрочку из-за технических сбоев инспекторы не будут. Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Мошенничество

Финансовые мошенники могут первое время реально выплачивать доход

В Москве сотрудники полиции задержали подозреваемого в многомиллионном мошенничестве под предлогом инвестирования.

Маркетинг

На майских праздниках хотят запретить продажу алкоголя

Чтобы снизить число преступлений и защитить здоровье населения, депутат предложил по всей стране запретить продажу спиртного во время майских праздников.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Сотрудники имеют право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя

В особых случаях работники могут не согласовывать с работодателем период отпуска без сохранения зарплаты.

Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Криптовалюта

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.

Платежные системы

Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Мошенничество

Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

Собеседования

Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Больничные

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным

В общем случае ни ИП, ни самозанятые права на оплату больничных не имеют. Но ИП могут оформить добровольное страхование в СФР. Самозанятые – тоже, но только если они ИП на НПД.

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным
Бесплатно с Самозанятые

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

Какие обязательные и необязательные документы оформить при сотрудничестве с самозанятыми, рассказываем в мини-курсе.

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Социальный вычет

Вскрыта афера с получением вычетов за стоматологию

В Смоленской области направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении социальных налоговых вычетов по НДФЛ за лечение.

Инвестиции

Как продать заблокированные активы

Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Криптовалюта

Аномальная нагрузка на электросеть помогла выявить майнинг криптовалюты

В Новосибирской области полицейские задержали подозреваемых в незаконном потреблении электроэнергии для майнинга криптовалюты.

Кадровый учет

Медосмотры офисных работников: для кого обязательны, как проводить, ответственность

Многих работодателей интересует вопрос: обязательно ли проводить для своих офисных сотрудников медицинские осмотры? Какие риски с этим связаны и как все организовать, рассмотрим в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

Советы по трудоустройству дают, как правило, HR или психологи. Но не менее полезной информацией обладают эксперты с солидным опытом в сфере продаж. Как сделать так, чтобы потенциальный работодатель из всех кандидатов выбрал именно вас, а какой компании стоит точно отказать рассказала Гульнара Гумарова, коммерческий директор Wazzup.

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании
Социальный вычет

💪 Известен размер вычета НДФЛ за сдачу норм ГТО. Подготовиться к сдаче норм может выйти и дороже, считает эксперт

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

Интересные материалы

Маркетплейсы

«Мегамаркет» начал продавать автомобили LADA

При оформлении заказа с покупателем свяжется менеджер «СберАвто», чтобы уточнить технические моменты и варианты доставки.