Налоговым законодательством для образовательных учреждений предусмотрены льготы по НДС. Чиновники считают: воспользоваться ими можно только при наличии лицензии. Судьи далеко не всегда согласны с налоговиками (постановление ФАС Поволжского округа от 23 августа 2010 г. № А55-40227/2009).
Кружок – дополнительная образовательная услуга
Учебные заведения имеют право предоставлять платные дополнительные образовательные услуги (п. 8 ст. 41 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»). Например, открывать платные кружки.Однако наличие дополнительных услуг и порядок их предоставления должны быть обязательно предусмотрены в уставе образовательного учреждения (подп. 5 п. 1 ст. 13 Закона РФ № 3266-1).
При этом государственные и муниципальные образовательные учреждения могут оказывать за плату лишь те услуги, которые не предусмотрены образовательными программами и федеральными государственными стандартами (ст. 45 Закона РФ № 3266-1). Нельзя оказывать платные услуги вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.
Причем пунктом 6 статьи 33 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» определено, что право на ведение образовательной деятельности и льготы возникают у образовательной организации с момента выдачи ей лицензии (разрешения).
Порядок и условия лицензирования образовательной деятельности установлены Положением о лицензировании образовательной деятельности (утверждено постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 277).
Кроме того, подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ предусмотрена еще одна льгота для некоммерческих образовательных учреждений в отношении НДС.
Так, не облагаются налогом услуги в сфере образования по проведению учебно - производственного процесса или воспитательного процесса по направлениям основного и дополнительного образования.
Занятия с детьми в кружках можно отнести к дополнительным образовательным услугам.
В то же время пунктом 6 статьи 149 Налогового кодекса РФ закреплено, что операции, указанные в статье 149 Налогового кодекса РФ, не облагаются НДС при наличии соответствующих лицензий (если это необходимо).
Однако далеко не любая образовательная деятельность подлежит лицензированию.
В частности, на этом настаивают специалисты главного финансового ведомства (письма Минфина России от 3 июня 2008 г. № 03-07-11/212 и от 20 июля 2007 г. № 03-07-07/24) и налоговики (письма УФНС России по г. Москве от 8 декабря 2006 г. № 19-11/108489, от 22 марта 2006 г. № 19-11/22544).
Так как занятия с несовершеннолетними детьми в кружках не сопровождаются итоговой аттестацией, лицензия на такие услуги не нужна (основание – п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности).
Поэтому, если в лицензии образовательного учреждения не указан данный вид деятельности, это не лишает его права на льготу.
– ФАС Уральского округа от 3 ноября 2009 г. № Ф09-8463/09-С2;
– ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 июня 2009 г. № А69-164/09-Ф02-2763/09;
– ФАС Поволжского округа от 31 августа 2006 г. по делу № А72-14840/05-6/826;
– ФАС Северо-Западного округа от 23 мая 2008 г. по делу № А05-12331/2007.
Итак, арбитражные судьи, как правило, встают на сторону налогоплательщиков. Однако официальные разъяснения чиновников и сам факт наличия немалой арбитражной практики по данному вопросу доказывают, что в том случае, если образовательная организация будет использовать льготу по деятельности, которая в лицензии (в приложении к лицензии) не указана, споров с налоговиками избежать будет сложно.
Важно запомнить
Статья напечатана в журнале "Учет в сфере образования" №10, октябрь 2010 г.
Начать дискуссию