Хранение первички

Продолжаем преодолевать барьеры при обмене электронными документами

В прошлой статье я затронула тему белых пятен в законодательстве об электронных документах, и попробовала урегулировать одну из наиболее сложных областей – это хранение электронных документов. А ведь это далеко не все практические трудности, с которыми могут (но не всегда должны) сталкиваться компании при использовании электронного обмена документами.
990 1
Продолжаем преодолевать барьеры при обмене электронными документами
Анастасия Щепина, аналитик Synerdocs

В прошлой статье я затронула тему белых пятен в законодательстве об электронных документах,  и попробовала урегулировать одну из наиболее сложных областей – это хранение электронных документов. А ведь это далеко не все практические трудности, с которыми могут (но не всегда должны) сталкиваться компании при использовании электронного обмена документами.

Следующий законодательный барьер в обмене электронными документами – это внутренние противоречия. Даже в мелочах нестыковки становятся камнем преткновения, а уж в глобальных вопросах они тем более могут запутать пользователей сервисов обмена электронными документами. Начнем с мелочей.

Одна подпись или несколько?

Вопросы возникают, когда нужно ставить подписи на документ. Во время перехода к электронным документам мы все равно поначалу мыслим понятиями бумажных процессов.

Например, в бумажной товарной накладной может быть и три, и пять подписей. А в электронной – по одной с каждой стороны. Сразу появляются вопросы: «Почему?», «Как же так?», «Как быть?»

Пример подписей на бумажной товарной накладной:

Здесь нужно понимать, что на самом деле это не противоречие, а всего лишь другая, пока непривычная нам, логика работы с электронными документами. В формализованном счете-фактуре – одна подпись продавца, в товарной накладной и акте выполненных работ – по одной подписи продавца и покупателя.

Если вам важно, чтобы на товарной накладной были подписи лиц, которые участвуют в приемке товара, то сделать это можно с помощью внутреннего согласования. ФИО этих лиц можно указать непосредственно в товарной накладной, в соответствующем поле. Также можно поставить электронные подписи этих лиц. А вот уйдет вашему контрагенту только самая главная подпись – руководителя, либо лица, уполномоченного на подписание таких документов.

Пример печатной формы электронной товарной накладной:

Отметка о подписании электронной подписью на бумажной копии электронной товарной накладной:

Правила заполнения или требования форматов?

При создании форматов документов законодатели не предусмотрели некоторые моменты, связанные с правилами заполнения счетов-фактур, утвержденными Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137. Поначалу эти противоречия не кажутся критичными, но на практике у ответственных бухгалтеров возникают вопросы.

К примеру, по правилам заполнения счетов-фактур на выполненные работы (оказанные услуги) в строке 3 «Грузоотправитель и его адрес» ставится прочерк. Так мы привыкли работать на бумаге. В соответствующем поле электронного счета-фактуры формат не предусматривает такого символа как прочерк (Таблица 4.7 Приложения № 1 Приказа ФНС РФ от 05.03.2012 № ММВ-7-6/138@). Пока нет соответствующих разъяснений или поправок, мы рекомендуем соблюдать требования форматов электронных документов. Это будет гарантом того, что ваши электронные счета-фактуры пройдут проверку на соответствие форматам при представлении их в налоговый орган.

Могут возникнуть и ошибки, не противоречащие требованиям форматов. В этом случае не забывайте, что ошибки, не препятствующие налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя, сумму налога, налоговую ставку и стоимость, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога (п. 2 ст. 169 Налогового Кодекса РФ).

Кстати, налоговые органы не бездействуют в таких ситуациях. Например, изначально в поле «Стоимость» было допустимо только два знака после запятой. По просьбе бизнеса были внесены изменения в форматы, и теперь в этом поле допускается 11 знаков после запятой.

Отраслевое или федеральное законодательство?

Мы подошли, пожалуй, к самому интересному вопросу в этой части: противоречия между отраслевым и федеральным законодательством. Самая большая часть вопросов связана с тем, что многие компании с отраслевой спецификой не имеют возможности выставлять счета-фактуры в пятидневный срок, при этом причина кроется именно в законодательстве.

Рассмотрим пример с энергосбытовыми компаниями. В соответствии с п. 192 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных Постановлением Правительства от 27.12.2010 N 1172, сбытовые компании получают данные, которые они в дальнейшем используют для формирования счетов-фактур своим клиентам, только к 10 числу месяца, следующего за расчетным периодом. Эти 10 дней уже являются нарушением 5-дневного срока выставления счетов-фактур. Исправить это мы сами не можем, поэтому посмотрим, в каком направлении двигаться, чтобы снизить риски и обратить внимание государственных органов на возникший вопрос.

В случае противоречий нужно руководствоваться нормативно-правовыми актами, обладающими большей юридической силой. В данном случае это Налоговый Кодекс. Но в ситуации с энергосбытовыми компаниями это не поможет быстро решить проблемы, поскольку процесс обмена документами уже выстроен довольно жестко, поэтому посмотрим, что еще можно предпринять.

Очень важно знать мнение ФНС, Минфина и судов по этому поводу. Для этого нужно изучать письма и судебную практику. В вопросе выставления счетов-фактур в срок налоговые непреклонны. Однако не стоит забывать, что пока ответственности за несоблюдение пятидневного срока нет, если это не повлекло за собой других правонарушений.

Не менее важно самим писать письма с вопросами в соответствующие инстанции. Кроме того, не забывайте задавать вопросы местным инспекциям, ведь именно с ними в конечном итоге вам предстоит взаимодействовать.

В целом хочется верить, что законодательные органы, прежде чем продумывать ответственность за несоблюдение срока выставления счетов-фактур, сначала сделают их более реальными.

Подведем итог

Самое главное правило при противоречиях в законодательстве – это использование нормативно-правовых актов, обладающих большей юридической силой. Но по разным причинам это правило может не работать. Поэтому второе главное правило – обращать внимание соответствующих инстанций на противоречия. В конце концов, кто, как не они, смогут дать разъяснения и взять на заметку наши вопросы. Кроме того, сейчас много внимания уделено совершенствованию законодательства в части обмена электронными документами.

Разобраться с интересующими вас вопросами могут помочь и операторы ЭДО. Возможно, они уже знают ответ на ваш вопрос, а если нет, то помогут составить и отправить письма в соответствующие органы.

Начать дискуссию

🔥 Безлимитных консультаций больше не будет! Успейте купить подписку «Клерк.Премиум» с безлимитными консультациями

Воспользуйтесь шансом купить подписку с безлимитными консультациями экспертов «Клерка» до 22 апреля, чтобы задавать вопросы без ограничений.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

В начале 2025 года РЖД запустят новое мобильное суперприложение

Замгендиректора РЖД Евгений Чаркин на конференции Data Fusion заявил, что «Российские железные дороги» (РЖД) планируют запустить новое мобильное суперприложение (SuperApp) в начале 2025 года.

☝️Готовы к сдачи отчетности за I квартал? Напоминаем, как правильно заполнить форму 6-НДФЛ

До 25 апреля нужно сдать 6-НДФЛ за I квартал 2024 года. Бланк расчета и правила его заполнения изменились, рассказываем, как заполнить отчет, чтобы сдать все с первого раза — без проблем и штрафов.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Как организовать работу с локально-нормативными актами

Локально-нормативные акты (ЛНА) — это законодательство на уровне компании. ЛНА устанавливают права и обязанности работодателя и работника по отношению друг к другу и позволяют сторонам защитить свои права в случае трудовых споров. Но сначала всех работников необходимо надлежащим образом с ЛНА ознакомить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

📧 ФНС разослала компаниям сообщения по имущественным налогам за 2023 год. Эксперт: возможна некорректная выгрузка данных из федресурсов

Рассылка организациям сообщений об исчисленных суммах налога на имущество, транспортного и земельного налогов за 2023 год завершена.

Кадры

Персона дня. Чилл-директор с лапками

В Калининград требуется умилительный питомец на должность чилл-директора.

Персона дня. Чилл-директор с лапками
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Банки

Центробанк может разрешить банкам проводить идентификацию клиентов по видео

Через камеры в банкоматах будут отслеживать, что именно владелец снимает средства с карты. Такая видеоидентификация снизит число мошеннических операций.

О каких ваших расходах точно знает ФНС. И в чем здесь подвох?

Приветствую вас дорогие читатели. На связи Ольга Ульянова аудитор. Сегодня решила обсудить с вами такую скользкую тему как цифровизация и контроль со стороны государства. В частности, контроль ваших расходов.

О каких ваших расходах точно знает ФНС. И в чем здесь подвох?
2
25
Маркетинг

Россияне потратили на косметологические услуги рекордные 269 млрд рублей

За 2023 год оборот рынка косметологии вырос на 8,6%. Чаще всего клиенты приходят в клиники и салоны красоты за аппаратной косметологией.

Как срочно передать важный документ в другой город и 3 исключения

Быстро отправить юридически важный документ в другой город можно через нотариальную телепортацию.

✅ Вышел новый стандарт МСФО по финотчетам. Эксперт: он поможет принимать стратегически значимые решения

Новый стандарт МСФО (IFRS) 18 заменил собой принятый в 1997 году IAS 1 «Представление финансовой отчетности».

Реклама

Компании вложили в рекламу через Telegram 3,7 млрд рублей

Чаще всего для рекламных интеграций бизнес выбирает авторские каналы.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

🍇 Экс-руководителей и главбуха винодельческого завода осудили за мифические виноградники

В Краснодаре бывшие руководители винодельческого предприятия, в том числе главный бухгалтер, признаны виновными в мошенничестве при получении субсидий и неправомерном обороте средств платежей.

53

Российские сервисы предупредили о запрете авторизации через Apple и Google

С 22 апреля «Литрес» закроет доступ к сервису тем пользователям, которые проходят авторизацию через иностранные системы.

Проблемы в расчете и уплате отдельных видов налогов

Современная налоговая система — сложная конструкция, объединяющая различные налоги и обязательства для бизнеса. Рассмотрим основные виды действующих в России предпринимательских налогов и приведем примеры налоговых проблем и задач, с которыми может столкнуться бизнес, а также кратко обозначим системы налогообложения для бизнеса.

Проблемы в расчете и уплате отдельных видов налогов
УК РФ

Финэксперт банка продлевала пустые вклады, а реальные деньги выводила на локальную карту

В Пермском крае финансовый эксперт банка осуждена за хищение у пенсионеров более 3 млн рублей.

Эффективное управление бизнесом общепита: основные KPI для успешного ведения учета

В условиях экономических трудностей и происходящих реформ в российском бизнесе, сектор общепита демонстрирует рост по продажам и числу точек. Однако из-за жесткого соперничества, изменений в потребительских предпочтениях и роста затрат, владельцы ресторанов стремятся к оптимизации работы через анализ данных.

Эффективное управление бизнесом общепита: основные KPI для успешного ведения учета

Гостиницы без звезд будут оценивать себя сами

Новые правила аккредитации организаций, классифицирующих гостиницы, должны вступить в силу в сентябре 2024 года.

61

⚡️Меняем тарифы на «Клерке». Успейте подключить безлимитные консультации

У нас молния. С понедельника на «Клерке» произойдут изменения. Тарифов с безлимитными консультациями больше не будет. Хотите безлимит? Подключайте тариф на год или на полтора прямо сейчас.

Иллюстрация: Вера Ревина / «Клерк»

Интересные материалы

Смена профессии: как бухгалтеру перебороть страх перемен

Бухгалтер — одна из популярных и востребованных профессий, но одновременно с этим одна из самых ответственных и напряженных. Выгорания случаются у бухгалтеров достаточно часто, и в эти минуты приходят мысли о смене профессии. Как быть, если сердце требует перемен, а разум переживает за благосостояние?

Смена профессии: как бухгалтеру перебороть страх перемен