На страницах нашего журнала уже неоднократно поднимался вопрос, касающийся уплаты налогов коммерсантом при утрате им права на применение ПСНО[1]. Предметом обсуждения здесь является п. 6 ст. 345.45 НК РФ, предписывающий предпринимателю в случае утраты данного права перейти на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент. В связи с этим неясными видятся действия налогоплательщика в случае совмещения им ПСНО и УСНО.
В статье М. С. Пархомова «О налогообложении при утрате права на применение ПСНО» (№ 2, 2015) данный вопрос подробно рассматривался с учетом официальных разъяснений контролирующих органов и сложившейся арбитражной практики.
Тем не менее есть повод вернуться к этой теме. Им является судебное решение, вынесенное арбитрами АС ВВО (Постановление от 18.02.2015 № Ф01-39/2015 по делу № А29-2035/2014), в котором судьи впервые высказались в поддержку налогоплательщика.
Напомним, п. 6 ст. 346.45 НК РФ установлены условия применения ПСНО, нарушение которых приводит к утрате права на использование данного спецрежима. Так, налогоплательщик считается утратившим право на применение ПСНО и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, если:
- с начала календарного года доходы налогоплательщика от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСНО, превысили 60 млн руб.;
- в течение налогового периода средняя численность наемных работников предпринимателя превысила за налоговый период
- 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым коммерсантом (п. 5 ст. 346.43 НК РФ);
- не был уплачен налог в сроки, установленные п. 2 ст. 346.51 НК РФ.