Клерк.Ру

Представление документов при «встречке»: когда требование можно проигнорировать

Рассмотрим ситуацию. В ООО проводится выездная налоговая проверка. Налоговый инспектор при проверке решил затребовать документы и у другой организации со схожим названием, расположенной по тому же адресу, что и ООО.

Однако при выставлении организации требования о представлении документов были допущены нарушения.

На какие документы налоговики имеют право

В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Из буквального толкования данной нормы следует, что у организации могут быть истребованы документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика.

В данном случае у организации истребованы документы, касающиеся непосредственного ее деятельности (устав, учетная политика, прайс-листы на услуги, кадровые документы и пр.), и только в одном пункте требования содержится указание на договоры с ООО.

По вопросу правомерности истребования документов, прямо не относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика (в т.ч. у контрагентов второго, третьего звена), есть две точки зрения:

  • такие документы не могут свидетельствовать о каких-либо нарушениях со стороны проверяемого налогоплательщика, и налоговый орган не вправе их истребовать (постановление Президиума ВАС РФ от 18.10.2011 № 5355/11 по делу № А55-10502/2010, АС УО от 13.01.2016 № Ф09-9653/15 по делу № А34-1032/2015, ФАС ПО от 26.08.2013 по делу № А65-25346/2011 и др.);
  • положения НК РФ не содержат оснований для ограничения истребования документов (определение ВС РФ от 17.09.2014 № 306-КГ14-1989 (включено в Обзор судебных актов…, направленный для использования в работе письмом ФНС РФ от 17.07.2015 № СА-4-7/12693@), постановлениях АС СКО от 20.01.2015 № Ф08-9693/2014 по делу № А20-1259/2014, АС МО от 07.10.2014 № Ф05-9674/14 по делу № А40-172004/2013).
В случае отказа организации представить перечисленные в требовании документы она будет привлечена к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб. При оспаривании решения налогового органа о привлечении к ответственности не представляется возможным предугадать, чью сторону примет суд – с учетом противоречивой судебной практики.

Если организация хочет избежать привлечения к ответственности, то она может представить все запрошенные документы (естественно, истребованные на основании правильно оформленного требования). Если же организация по каким-либо причинам не желает представлять документы о своей деятельности (исключая договоры и другие документы по взаимоотношениям с ООО), то она вправе отказаться исполнить требование, сославшись на подп. 11 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 93.1 НК РФ и правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 18.10.2011 № 5355/11 по делу № А55-10502/2010.

Форма и содержание требования

Форма требования предусмотрена Приложением № 15 к приказу ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Во врученном организации требовании в нарушение установленной формы:

  • неверно указано основание истребования документов – ст. 93 НК РФ (об истребовании документов непосредственно у налогоплательщика) вместо ст. 93.1 НК РФ;
  • не указано, относительно деятельности какой организации истребуются документы;
  • не указано наименование мероприятия налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость в представлении документов.
Такие несоответствия могут быть расценены как свидетельствующие о незаконности требования (постановления ФАС УО от 27.01.2012 № Ф09-8983/11, ФАС СЗО от 03.08.2012 № А56-72709/2011, ФАС ВВО от 06.06.2012 № А29-8138/2011).

Куда налоговики должны направить требование

Согласно п. 3, 7 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки, направляет поручение об истребовании документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы. Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с п. 5 Порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (информации) (Приложение № 18 к приказу ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@) в случае, если контрагент проверяемого налогоплательщика либо лицо, располагающее документами, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, состоят на налоговом учете в налоговом органе, проводящем налоговую проверку, требование о представлении документов направляется этому лицу указанным налоговым органом. При этом поручение об истребовании документов не составляется. Требование о представлении документов в этом случае подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Иными словами, если налогоплательщик и организация, у которой истребуются документы, стоят на учете в одном налоговом органе, то требование данной организации выставляет этот налоговый орган. При этом право подписи такого требования предоставлено руководителю или заместителю руководителя налогового органа.

С.В. Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса в консультации от 01.07.2016 (СПС КонсультантПлюс) указал следующее:

требование в порядке ст. 93.1 НК РФ, подписанное иным должностным лицом, чем руководитель (заместитель руководителя) этого налогового органа, рассматривается как подписанное неуполномоченным лицом и не имеет законных оснований.

Полученное в рассматриваемом случае требование как возлагающее на налогоплательщика обязанности, не предусмотренные НК РФ, может быть оставлено налогоплательщиком без исполнения по существу на основании подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ.

Выставленное организации требование подписано старшим государственным налоговым инспектором отдела выездных проверок, т.е. неуполномоченным лицом.

Резюмируя изложенное, полагаем возможным сделать следующий вывод.

В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам.

Таким образом, по нашему мнению, организация не должна исполнять проанализированное требование. В случае выставления такого же требования по правильной форме организация должна будет принять решение о представлении/непредставлении документов, не связанных с деятельностью ООО.

Читайте ещё

Мнения

К чему эта новость, налоговая давно требования формирует автоматизированно, форма и состав реквизитов контролируется автоматизированной формой, от руки их никто не пишет, ошибок ну не найдете Вы...

zaratushtra, Вы писали:

К чему эта новость, налоговая давно требования формирует автоматизированно, форма и состав реквизитов контролируется автоматизированной формой, от руки их никто не пишет, ошибок ну не найдете Вы...

 Эта их автоматизированная система какую только чушь не пишет...


Аватар
Не правда, ошибок куча, то не укажут какой период КП, то конкретную сделку, то истребуют документы в космическом пространстве, одни косяки. При любой ошибке отказ в предоставлении документов.
Люди которым это нравится