Клерк.Ру

Как вели учет и заполняли декларации раньше: ностальгический обзор «Клерка». Сейчас лучше?

А вы знаете, как почти 30 лет назад выглядели декларации? И почему раньше было работать бухгалтером проще? Или наоборот?

Клерк Kalita в своем блоге поделился очень интересной штукой:

«Вот такие декларации мы сдавали в 1990 году. В одной бумаге — все платежи. Декларацию за 1990 год надо было сдать 7 января со штампом статистики. Налог платили за административный аппарат, 600 руб с чел. в год. За монтажников 75 руб. с чел. Потом наплодили всяких фондов...»

Открыть оригинал изображения (2212x1440, 1.45 Мб)

Открыть оригинал изображения (1311x2220, 1.28 Мб)

В комментариях lubezniy вспомнил, как «у бабушки в архивах нашёл старую расчётную книжку (которая с расчётными листками). Представил себе труд зарплатного буха в те времена (заполнить эти книжки на сотни и тысячи человек каждый месяц) и впечатлился».

Интересно, а есть сейчас бухгалтеры, начисляющие заработную плату вручную? Представьте расчет заработной платы, когда сотрудников не 5-10, а несколько сотен.

Вот так выглядела книга учета заработной платы при ручном заполнении.

8686868683828181

363636363

А вы считаете, что раньше заполнять декларации и другие документы бухгалтерам было проще?

Бухгалтерские программы

Кто-то из начинал свою профессиональную деятельность с 1С Бухгалтерия 6.0. , одной из первой версии 1С, выпущенной в далёком 1995 году.

Некоторым бухгалтерам удалось поработать еще и с программой 1С версии 5.3.

А вы с какой системы начинали?

Банки

Это сейчас деньги с одного расчетного счета на другой уходят нажатием нескольких кнопок.

А раньше бухгалтер должен был печатать платежное поручение на печатной машинке. Банки могли запрашивать до 4-5 экземпляров поручений.

А сколько еще времени уходило, чтобы лично доставить документы в банк? Желательно было платежными поручениями заниматься в первой половине дня, чтобы платеж ушел в этот же день. Платежные поручения, принесенные в банк после обеда, могли быть не исполнены текущим днем и отложены до следующего рабочего дня.

Проводки и книги учета

Сколько же времени уходило на заполнение главной книги, в которую обороты по счетам разносились вручную.

А кто помнит кассовую книгу? Кассовая книга заполнялась вручную через копирку.

Пустографки, самолетики, шахматки — какие родные и знакомые слова! А ведь это все было!

Вам стало легче работать, чем лет 15 назад? Или все технические сложности ничто по сравнению с увеличивающимися требованиями налоговой?

Мнения
Аватар

Я деревянных счет не застала, но по бумажным ведомостям, заполненным вручную, работала. Сейчас я бы сказала, что бюрократия процветает. Никому не нужен реальный результат, всем нужны бумажки и налоги. И побольше, побольше. ((( Часто чувствую себя волком из электронной игры - ловлю яйца корзинкой, а они все валятся и валятся. Отвлечься невозможно. 

Всё по-разному: что-то лучше, а что-то хуже. Отлично, что появились бухгалтерские программы, онлайн-банк и электронная отчетность. Декларации и всяко-разно стало просто ужасно, монстры какие-то. Статистика и налорганы не знают страха и совести.

Аватар

С приходом компов первое что понравилось всем-уменьшился расход бумаги-на компе можно исправить ошибку и нет проблем попасть в нужное окошко при заполнении платёжного поручения,когда машинистка вдруг приболела). Считать стало в разы естественно проще.

Я начинала работать со счётами с костяшками и счётной машинки -как кассовый аппарат(не помню марку),после которой появилась Искра-вот это было чудо техники, но много места занимала))) а в 1978году нам принесла главбух маленькие машинки счетные МК -такие удобные,с клавиатурой как у всех нынешних калькуляторов.

Отчет в Соцстрах был всегда!!! отчитывались по больничным и путевкам - не профсоюзным-там свой отчет был,а по тем что приобретены были за счет средств организации.

Лицевые счета по ЗП брошюровались с небольшим запасом- кто то увольнялся ,кого то принимали или переводили по подразделениям,цехам и отделам -норма 300 человек на одного сотрудника расчетной части(отдел ЗП в бухгалтерии везде так называли). именно этот отдел в выходные и праздники выходил на работу - за несвоевременную выплату ЗП  -руководитель и главный бухгалтер могли получить несоответствие занимаемой должности, а потом только в дворники или уборщицей работать... 

Сейчас главное , для того чтобы только нажатием кнопочки сформировать отчётность,необходимо  внимательно и грамотно вносить и создавать первичные документы в бухгалтерской программе.

Работа счетоводов-бухгалтеров стала легче в разы.

К каждому больничному листу скрепочкой (степлеров до середины 80-х просто  не существовало-из за бугра в некоторых министерствах единично были) приколот листик бумаги с ручным расчётом б/л и подписи-буха и старшего буха расчетной части, также были папочки с расчетами отпуска , на А-4,от руки с теми же подписями. 

Но у меня ещё была ЗП почтовыми переводами - опись на почтовые переводы(заполнялись бухами)- в каждый город-своя и ПП на сумму ЗП по всем переводам(копию с исполнением прилагали к реестру описей-и несли в почтовое отделение -конкретное-были приписаны. А также ПП на перевод почтовому отделению комисии за переводы (определённый процент от всей суммы).

ЗП закрывалась ведомостью из кассы и описями в ПО,ну примерно как сейчас-нал -ведомость и перечисление на карточку.Выписывалась одна ведомость на всю бригаду,а в строке подпись- писали-ПП или ведомость №...)

До появления налоговой отчеты сдавали с статистику (только годовые) и баланс в вышестоящую организацию ежемесячно и самый  сложный годовой-когда всё подбивали... но прибыль никто никогда не оставлял предприятию -всё в министерство перечислялось и они потом выделяли суммы на премирование и ежемесячное и квартальное,нуи на 13-ю ЗП.

Вот убрать бы дебилоидную отчетность,составленную безграмотными чинушами,приведя в порядок отчетность, без постоянных поправок и дописок ,уточнений непонятных даже тем кто их пишет и было бы всем хорошо!

Ведь мечтать то не возбраняется!)))



Аватар
В бухгалтерию пришла в начале 90-х. Хорошо помню бумажную отчетность. На мой взгляд, отчетность не была такой замороченной как сейчас. Помню как из соседнего отдела программист поставил на мой компьютер программу Excel. Это было счастье. Можно было создать свои базы данных в табличном варианте. С помощью математических функций рассчитывать налоги. Первой бух. программой на фирме была БЭСТ. Потом перешли на 1С. Начинали с 4.5. Сейчас пользуемся 8.3.  Вспоминая 90-е, понимаю, что самой большой заморочкой было печатание платежных поручений на печатной машинке (пусть электрической). Исправлять, подтирать нельзя, банк не примет. Хорошо банковские реквизиты тогда не были 20-ти значными.
меня система налогообложения порадовала в 90-х. Вместо непонятных страховых взносов- налог на трудовые ресурсы. Вот сейчас дурят народу мозги, что пенсионные взносы идут на их пенсию. Обозвали бы налогом на содержание пенсионеров-не было бы баталий о том, надо или не надо их платить. И отчет из 5 строчек на это))
Аватар

Что сравнивать с советским БУ -тогда было проще  работать есть документ он в работе,нет документа нет и операции.И никто не мог заставить буха что то сочинять.Комп просто упростил,облегчил  писанину.Интернет избавил от беготни по конторам банкам.А вот налоговая создает лишнию нагрузку и чаще всего не обоснованную.А ведь когда ввели кооперативы налоговая (тогда ее еще не было все делали фин управления при исполкомах) система была эффективнее, результативнее  и работала гораздо четче и собираемость налогов была практически сто процентная-воровать было даже не выгодней чем заплатить налог.Это сейчас половина в чернуху как минимум  -но ведь надо содержать продажных чинуш по этому у каждого практически половина уходит на взятки,вот самый страшный бич бизнеса 

Первая половина 90-х годов.

Налог на прибыль -34 % (самая первая ставка была 38%, потом 36%); налог с превышения фонда оплаты труда над нормируемым - по ставке налога на прибыль (самый драконовский налог); НДС -28 %; налог на содержание автодорог - 1 % с оборота; сбор на содержание правоохранительных органов; сбор на образование; налог на имущество; транспортный налог, расчет по негативному воздействию. Пенсионный фонд- 28 %+1% с работника. ФСС и медицина - не помню. Все это на отдельных декларациях, вручную (начиная с наименования и пр.) Инспектору несешь эту кучу бумаг, и пока она все эти цифры не состыкует вдоль и поперек, и по диагонали (баланс, форма 2, НДС, прибыль, автодороги) - сидишь. И не дай бог закралась ошибка, исправлялось в одной декларации, форме 2 и т.д. 

Журналы-ордера 1,2,6; оборотки; шахматки, сшиваемые кассовые и банковские документы (до сих пор могу сшить "на угол"). И когда приносили документы, или бухгалтер находила ошибку при уже сведенной шахматке мозг становился компьютером. нужно было безошибочно провести эти цифирьки по всем ныне называемым регистрам.

Электронные таблицы - это была революция в автоматизации бухг.труда. Я лично начинала с SuperCalk.

Вторая половина 90-х. Персонифицированный учет ПФР ( Бухгалтер сидела заполняла розовые листочки с клеточками неделю). Революции в НДС. Самый страшный сон: оплачено, получено и реализовано, при том, что платят в это время все частями, практически без предоплаты. Замечу, я работала на производстве.

Инспекторы 90-х годов. как правило, это бывшие инспекторы КРУ. Учет знали как свои пять пальцев, душу выматывали только так. А так как им тогда хорошо платили, и они получали проценты с поступивших денег после проверок, то отрабатывали они на 100 %. 

Средства связи -телефон, и везде очереди, очереди,очереди...

У кого-то ностальгия??? Даже не хочется вспоминать. 

Хороший положительный опыт работы вручную - это то, что мне не составляет труда до сих пор самой понимать, куда какая цифирька бежит, ложиться, встает. И придумать алгоритм проверки любого показателя без программы (так как настройки делает человек).

А сейчас... Нормально сейчас работать, поверьте моему опыту. Технические возможности - о таком даже не мечталось (некогда было). 


У кого-то ностальгия???

 ностальгия по 1989-91, в 90-м- налог на прибыль 25%, налог на трудовые ресурсы (нынешний пенсионный/медицинский), где-то 40% от средней зарплаты по стране на АУП, и 5% от средней зарплаты по стране на работников, занятых в производстве и строительстве и отчет по соцстраху в профсоюзы. А в 1988-м мы платили 2% с дохода.

Аватар

уставший бухгалтер, Вы писали:

Первая половина 90-х годов.

У кого-то ностальгия??? Даже не хочется вспоминать. 

Хороший положительный опыт работы вручную - это то, что мне не составляет труда до сих пор самой понимать, куда какая цифирька бежит, ложиться, встает. И придумать алгоритм проверки любого показателя без программы (так как настройки делает человек).

А сейчас... Нормально сейчас работать, поверьте моему опыту. Технические возможности - о таком даже не мечталось (некогда было). 


 Согласна! Начинала в бухгалтерии на производстве где ВСЕ делалось вручную. Шахматки, журналы-ордера и т.д. Схлопните, попробуйте, авансы вручную в журнале-ордере № 6. А в режиме он-лайн? А когда акт сверки не идет? Но это все ерунда. Зарплата, касса, главная книга, поставщики и подрядчики по сравнению с ежемесячным расчетом на целых портянках себестоимости продукции, услуг для реализации, услуг оказываемых собственным подразделениям (23 сч. а цехов и подразделений несколько), потом все это грамотно и правильно распредели на 20 счет, по номенклатуре, видам деятельности, статьям затрат и т.д., посчитай незавершенку в целом и и так же в развертке., ну и т.д. А еще есть 29 счет и 79. Вот где прелесть то!. А потом мы сразу на SAP-R3 перешли с ручного учета. Сейчас это все нажатием одной кнопки делается, главное просто правильно программу настроить. Ну а обратная сторона, так это то, что раньше я сидела и ко мне в кабинет на поклон заходили все МОЛы, не дай бог бумажку неправильно заполнят. Это ж снова переделывать и кучу подписей собирать. Никому в голову бы не пришло принести не подписанный документ мне. Документ проверялся бухгалтером вплоть до каждой буковки и запятой, включая идентификацию подписей и виз. За не сданные вовремя документы ответственные лица карались нещадно. Поломанную малоценку не списывали пока не докажут, что она окончательно поломалась и ремонту не подлежит. Мало того, на складах был идеальный порядок. Кладовщик за сердце хватался, когда недостачу или излишек в паре позиций выявляли. Маркшейдеры измеряли - перезамеряли, чтобы точно было, ибо даже в отклонениях + - строго соблюдались предельные нормы. Что уж говорить о том, что сейчас происходит. Все свалили на бухгалтерию, которая сидит и рисует отчетность для налоговой. В большинстве случаев именно это стало ее главной функцией. Даже М-11 уже давно бухгалтера сами делают и сами же на поклон к МОЛам ходят, чтобы подписать. За что еще последние и пинают бухгалтерию. Весь учет с ног на голову перевернулся. Так что... программы это хорошо, но знать на какую кнопочку нажать - это не гарантия хорошего учета. Учет начинается в полях и цехах, а не в бухгалтерии. Тех кто реально умеет правильно построить бух учет на каждом этапе бизнес-процесса и учесть все нужды экономистов, учредителей и контролирующих органов при этом, единицы! 

Полностью согласна, абсолютно правильно. И как все знакомо.

И то, что на бухгалтерию свалили оформление всего подряд под предлогом "это вам нужно и налоговой" - это беда в виде бездарно потраченного времени бухгалтером. А вызвано это бедствием в головах руководства, которое считает, что бухгалтерский учет нужен только для налоговой и учета денег.

Аватар
Не забывайте, что во времена ручного учета работал штат бухгалтерии. А сейчас стараются, чтобы был главный бухгалтер и компьютер и , может быть помощник бухгалтера. В 1984 году на численность более 1200 человек у меня была бухгалтерия - 14 бухгалтеров. Отчеты и расчеты отчислений сдавали в вышестоящую, финансовый отдел и статистику
Аватар
Было проще договориться с налоговой.Не успеваешь сдать ндс (нет машины отвезти)звонишь-примут по факсу а на завтра отвезешь оригинал и люди в налоговой были добрее.
Никому в голову бы не пришло принести не подписанный документ мне. Документ проверялся бухгалтером вплоть до каждой буковки и запятой, включая идентификацию подписей и виз. За не сданные вовремя документы ответственные лица карались нещадно. Поломанную малоценку не списывали пока не докажут, что она окончательно поломалась и ремонту не подлежит. Мало того, на складах был идеальный порядок. Кладовщик за сердце хватался, когда недостачу или излишек в паре позиций выявляли. Маркшейдеры измеряли - перезамеряли, чтобы точно было, ибо даже в отклонениях + - строго соблюдались предельные нормы. Что уж говорить о том, что сейчас происходит. Все свалили на бухгалтерию, которая сидит и рисует отчетность для налоговой.

 

Если бы можно было плюсовать, с меня бы был огромнейший ПЛЮС.
Все так, от первой до последней буквы...
Респект от человека, который знает по какому принципу заполнялся журнал-ордер и что с ним потом делали.
Не в пример нынешней системе бухгалтерского учета от "Сивец&Романов" и "от 1С" (но это и не вина 1С вовсе).
Люди которым это нравится