Клерк.Ру

Заботу банка о клиентах налоговики считают преступлением

Из-за долгов по налогам операции по расчетному счету могут быть приостановлены. Как правило, узнает об этом налогоплательщик уже постфактум. Однако есть возможность получить информацию о блокировке еще до того, как деньги на счете будут заморожены. Как? Законно ли это? Давайте разберемся.

Из искры разгорелось пламя

Недавно мы разместили материал о том, что банки, проявляя заботу о клиентах, заранее оповещают их о грядущем приостановлении операций на расчетном счете.

Вот таким сообщением поделился пользователь Telegram.

Эта история получила продолжение. Инфоповодом, который «откопал» «Клерк», заинтересовалось издание «Коммерсантъ». Сегодня там опубликована статья, в которой анализируется ситуация заблаговременного оповещения клиентов о предстоящей блокировке.

Клиенты довольны, банкиры считают, что никакого нарушения закона с их стороны нет, а налоговики возмущены и грозятся «уголовкой» как банкирам, так и их клиентам.

Открытый доступ

Напомним, на сайте ФНС есть общедоступный сервис «Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов(311-П, 440-П)», который позволяет сделать запрос о действующих решениях о приостановлении операций по счету.

Открыть оригинал изображения (1822x872, 298.03 Кб)

Эти сведения общедоступны. Любой налогоплательщик в любое время может получить эту информацию. Это в теории. На практике же далеко не каждый налогоплательщик будет ежедневно мониторить сайт ФНС на предмет предстоящей блокировки.

Зато такую услугу вполне могут оказать банки. Для этого необходимо настроить программу, которая будет в автоматическом режиме по ИНН клиента выискивать в сервисе ФНС информацию.

В общем, дело техники. И никакого мошенничества.

Отметим, что налоговики не размещают информацию о блокировке заблаговременно. Это происходит «день в день». Информация появляется в открытом доступе и тогда же она через СМЭВ передается в банк для исполнения. Однако процесс передачи занимает примерно сутки.

«Складывается ситуация, когда решение есть в открытом доступе, но банк его еще не получил и потому исполнять не обязан», — цитирует «Ъ» слова одного из банкиров.

Если банк предупредит клиента о предстоящей блокировке, он формально ничего не нарушает, так как нет запрета на разглашение публичной информации.

Однако налоговики так не считают и усматривают тут нарушения.

Мнение ФНС

На запрос журналистов «Коммерсанта» в пресс-службе ФНС пояснили, что налогоплательщик, заранее узнав о блокировке, может вывести средства с расчетного счета. А это уже при определенных обстоятельствах (когда сумма налогов превышает 5 млн. рублей) грозит уголовным делом.

И в рамках этого уголовного дела следует разобраться — причастен ли к преступлению банк.

Между тем в ФНС сообщили, что пока они не сталкивались со случаями оповещения банками своих клиентов о будущей блокировке.

А что банки?

По мнению банкиров, в данном случае закон формально не нарушается, ведь информация не является секретной и находится в открытом доступе.

Кроме того, как отмечают эксперты, поймать банк за руку можно, если информация передается в ходе переписки. Если же имел место телефонный разговор или личная встреча с клиентом, доказать причастность банка будет очень сложно.

В Ассоциации банков России отметили, что заблаговременное предупреждение клиентов о грядущей блокировке — недопустимо. Банки не должны пользоваться «дырами» в законодательстве, это неэтично.

Мнения
Таки да, у меня вот когда-то была договоренность с сотрудниками банка. Они звонили и предупреждали что пришло требование. И пока его в картотеку положат, пройдет 1-2 часа.
Аватар
фнс слишком либерально. 
к сожалению, нет у них права на децимацию, или хотя бы  права первой брачной ночи.
надо радикально сразу передать им все бухгалтерские функции вместе с тетками бухгалтерами, тогда всё у всех будет по определению правильно .
Люди которым это нравится