Налоговые проверки

Какие вопросы стали задавать на допросах в налоговой и как на них отвечать

Эксперты говорят, что вызывать на допросы стали чаще. И физлиц тоже.
Какие вопросы стали задавать на допросах в налоговой и как на них отвечать

В начале 2018 года у налоговой участились проверки на фактическое содержание и хозяйственное обоснование сделки по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Сначала казалось, что это будут лишь выборочные проверки и тех, у кого все сделки «реальные», это совершенно не коснется. Но через квартал, другой все руководители бизнесов поняли, что это не так.

На допросы стали вызывать в сплошном порядке и руководителей и бухгалтеров и даже сотрудников организации, малого бизнеса и компаний федерального значения. Конечно, — все испытали неприятное ощущение, что теперь в очередном порядке, с получением Уведомления от налоговой инспекции обязаны явиться на допрос и отчитаться за свой бизнес перед налоговой. Тогда образовалась некоторая растерянность, как вести себя на подобном роде мероприятиях? Что говорить, а чего не стоит озвучивать в ходе допроса? Что является обязательной информацией, которую вам необходимо дать в ходе допроса, а что даже не имеют права запрашивать в рамках него налоговые инспекторы?

Для начала дам простой и обычный совет руководителю и бухгалтеру, которому придется пройти эту не приятную процедуру: «Не бойтесь налогового инспектора, во время всего допроса ведите себя спокойно и уверенно, волнение, излишнее эмоциональное поведение, — лишь повод для инспектора сделать о вас и вашей деятельности негативный вывод, или задать лишний вопрос, рассчитывая получить на него ответ, будет он в рамках мероприятия, или нет».

За 13 лет опыта я убедилась, что ошибки в учете и упущенная проверка информации присутствует в каждом бизнесе, но не забудьте, пожалуйста, что во всех подробностях о них знаете только вы и ваш руководитель. Поэтому при прохождении процедуры вам нужно отвечать только в рамках вопросов, задаваемых налоговым инспектором, не больше и не меньше.

Как правило допрос содержит от 20 до 50 вопросов в среднем, большая часть которых, — это сведения о вашей организации, которые содержатся в открытом доступе и размещены на официальных информационных источниках, в том числе, на сайте налоговой.

Все про налоговые проверки в экспертном курсе «Защита при налоговых проверках: практикум по всем видам контроля»

Обучение проводит адвокат по вопросам налоговой и корпоративной безопасности бизнеса, бывший сотрудник ОБЭП Иван Кузнецов.

За месяц вы научитесь выстраивать защиту при угрозе уголовного дела, как вести себя при допросе, инвентаризации, осмотре, выемке и определять законность действий налоговиков и полиции при проверках в 2024 году. 

После обучения выдается удостоверение ФИС ФРДО на 40 ак. часов. Сейчас на обучение действует супер-скидка 75%.

Начать учиться за 5100 руб.

Это, как правило, вопросы с 1 по 10 по номеру протокола о допросе. Эту информацию необходимо обновить в памяти, чтобы уже в начале допроса не подвести себя и свою организацию перед налоговой в лице инспектора.

А именно:

  • когда и кем зарегистрирована организация,

  • кто является учредителем,

  • вносились ли изменения в состав учредителей с момента регистрации,

  • когда, кем и с чем это связано (выход участника, ввод нового учредителя, перераспределение доли УК и т.д.).

Прошу учесть тот факт, что если на допросе эту информацию будет давать бухгалтер, или иное уполномоченное лицо организации, то он также обязан ей владеть. Налоговому инспектору не важно, кто перед ним находится в данный момент, главное, чтобы он давал полную и достоверную информацию по протоколу.

Часть 2 допроса (вопросы с 11 по 20-30) имеет другую смысловую нагрузку, как правило, это момент выявления должностной причастности к хозяйственной деятельности организации.

В этой части звучат вопросы:

  • кто подписывает и сдает отчетность по организации,

  • кто ее формирует,

  • каким способом она отправляется в налоговый орган,

  • кто отвечает за подписание и оформление первичной документации,

  • кто отвечает за проверку контрагентов,

  • каким способом эта проверка производится,

  • кто ведет непосредственно сделку от начала до конца.

У меня был такой пример: допрос проходила главный бухгалтер, на вопрос «Кто подписывает и формирует отчетность», ответила — «Я», кто подписывает первичные документы? Ответила, — «директор, а когда его нет на месте, то я с помощью факсимиле».

Уважаемые коллеги, если электронно-цифровая подпись оформлена на директора, то бухгалтер не подписывает отчет, если учетной политикой организации предусмотрено, что оригинальные первичные документы может подписывать только директор, то такого ответа на допросе тоже звучать не должно. Не путайтесь в показаниях и разделении должностных полномочий.

Часть 3 допроса обычно связана непосредственно со сделками, которые налоговый инспектор хочет проверить на момент достоверности и фактической полноты.

В этой части звучат, как правило, вопросы о непосредственном контакте контрагентов, которые проходят по сделке, например, ваша организация и ваш поставщик, третье лицо организующее упаковку, доставку, хранение, разгрузку, погрузку. Устанавливают контакты лиц причастных к этому этапу сделки, кем, когда и за чей счет были произведены все этапы сделки.

У меня есть очень удачный пример, когда транспортную компанию вызвали на допрос по причастности доставки груза в рамках проверки совершенно другой организации. Руководителю службы экспедиции начали задавать вопросы следующего характера:

— Когда и где вы забрали груз от поставщика?

— Кто забирал груз, укажите точное время?

— Груз был упакован, когда вы его забирали?

— На каком автомобиле был забран груз?

— Назовите фамилию, имя и отчество экспедитора, забравшего груз. Ну, и тому подобные вопросы.

Все, что получила налоговая в ответ, фразы примерно одинакового содержания: нужно уточнить по маршрутному листу, нужно уточнить по отгрузочным документам, нужно уточнить по системе контроля, нужно поднять информацию на прошлую дату и т.п.

Почему это возможно? Потому что в рамках допроса нельзя отвечать «не знаю», «не помню», «не владею информацией». Лучше оставить для вашей организации возможность на любой вопрос предоставить письменный ответ, поскольку электронный документооборот никто не отменял, а все точные данные за каждый день вас никто не обязывает помнить. Тем более, что на каждый факт хозяйственной деятельности присутствует документальное подтверждение.

И в заключении хотелось бы сказать, что сейчас случаи вызова на допрос только участились, в последнее время поступают запросы физическим лицам о подтверждении поступлений денежных средств на карты владельца и доказательств достоверности сделок по этим поступлениям, так что лучше быть готовым к такого рода развитию событий.

Комментарии

6
  • Сергей Сосницкий

    Уважаемый автор, не очень понятно, о чем это:

    "...в последнее время поступают запросы физическим лицам о подтверждении поступлений денежных средств на карты владельца и доказательств достоверности сделок по этим поступлениям..."

  • Alexandr Titovskiy

    Во-первых, скрипт допроса разный по разным ситуациям. Если подозрение на зитц председателя - кому паспорт давал, кто и как регистрировал, итп. Про расходы отдельно. Про контрагентов помоечных - отдельно.

    Во-вторых, допросы сотрудника и руководителя разные по существу вопросов.

    Тема не раскрыта. Больше воды и пугалок. Автор сам на допросе никогда не был, а записывается в советчики.

  • Ali

    А почему нельзя отвечать "не знаю", "не владею информацией"

    К примеру вызвали директора и спросили как вы получили заявку от 25 января 2017 года от контрагента Иванова. - Почему нельзя ответить, не знаю так как приемом заявок занимаются сотрудники компании

    Или какая дебиторская задолженность по контрагенту Петрову на 31.12.2018 года

    Или где хранятся бухгалтерские документу у контрагента Сидорова (не владею информацией так как не имею отношения к бухгалтерии Силорова)

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

На горизонте сразу 4 праздничных дня, потом пара рабочих и снова 2 свободных! Используйте это время с умом — за череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Обязательный аудит за 2023 год: что будет, если нет заключения

Кто обязан провести обязательный аудит отчетности, какова ответственность за отсутствие аудиторского заключения? Казалось бы, все просто: всем, кто поименован в ст. 5 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ. Однако список, данный в ней, не закрыт. Помимо прямо указанных в норме, упоминаются еще случаи, установленные «федеральными законами». 

Обязательный аудит за 2023 год: что будет, если нет заключения
Кадры

Принят закон о целевом обучении, который прямо затрагивает работодателей

С 1 мая 2024 года вступили в силу изменения в федеральный закон «Об образовании в РФ», которые инициировала зампредседателя Госдумы Ирина Яровая.

Лучшие спикеры, новый каждый день

🔥 Акция 6+6! Год подписки «Клерк.Премиум» по цене полугода!

Пользуйтесь всеми сервисами «Клерка» год, а заплатите, как за полгода. Купите подписку «Клерк.Премиум» на 12 месяцев, получите доступ к закрытым материалам — разборам законов, онлайн-курсам, справочно-правовой системе, вебинарам со скидкой 40%, а также 2 экспертные консультации в подарок!

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Итоги 34 месяцев инвестиций. 3,751 млн рублей

1 мая, значит пора идти на демонстрацию и подводить итоги апреля! Ежемесячно я пишу отчёт о том, что произошло по финансам и другим моментам. Напоминаю: я начал копить на квартиру в Сочи в июле 2021. 34 месяца позади. Погнали!

Итоги 34 месяцев инвестиций. 3,751 млн рублей

Топ-9 бизнесов для покупки в 2024 году

Интересуетесь покупкой бизнеса в 2024 году? Вот список самых популярных сфер для инвестиций.

Топ-9 бизнесов для покупки в 2024 году
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как подготовить бизнес к продаже. Что важно знать до продажи бизнеса

Планируете продать свой бизнес? Подготовка играет ключевую роль в успешной сделке. Вот несколько важных шагов, которые помогут вам грамотно подготовить бизнес к продаже.

Как подготовить бизнес к продаже. Что важно знать до продажи бизнеса

Не знаете плана счетов? Вы не бухгалтер!

5
Бухгалтеры

💪 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Проведите выходные с пользой! За череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

Как трудоустроить иностранного ВКС из визовой страны: инструкция для работодателей

В отличие от трудоустройства иностранного сотрудника по обыкновенному разрешению на работу (РНР), оформление иностранца в статусе ВКС является более быстрым процессом и имеет ряд преимуществ. Работодателю не нужно получать квоту, оформлять разрешение на привлечение иностранцев, а документы для ВКС выдаются сразу на 3 года.

Как трудоустроить иностранного ВКС из визовой страны: инструкция для работодателей

Резиденты ТОР получат госимущество в упрощенном порядке

Предприниматели из специальных экономических территорий смогут быстрее получать недвижимое и движимое имущества без торгов и на льготных условиях.

Автоматизируем аутсорсинг бухгалтерских услуг: как не потеряться в потоке задач и клиентов

Автоматизация позволяет владельцу бизнеса выйти из рутины и операционки. При этом процессы останутся управляемыми. Разберемся, с какими трудностями автоматизация помогает справиться бухгалтерской аутсорсинговой фирме и какие возможности дает.

Автоматизируем аутсорсинг бухгалтерских услуг: как не потеряться в потоке задач и клиентов
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Коллекторы

Должников по ЖКХ защитят от коллекторов

Коллекторов и других третьих лиц запретят привлекать для выбивания долгов за жилищно-коммунальные услуги.

В ЕГРН больше не будет информации о режимных объектах

Вступает в силу закон о неразглашении назначения, положения и видов режимных объектов.

Акцизы

Изменятся акцизы на российские вина

Игристые вина и российское шампанское будет облагаться акцизом в размере 119 рублей. В первоначальной версии законопроекта депутаты планировали увеличить этот налог до 141 рубля.

Блокировка на маркетплейсах 2024: за что накажут, как снизить риски

У каждой онлайн-площадки своя стратегия взаимодействия с продавцами. Но условия работы у них схожи и политика блокировок одна и та же. Разберем, за что блокируют продавцов, на какой срок и что сделать, чтобы снизить такие риски.

Блокировка на маркетплейсах 2024: за что накажут, как снизить риски
Инвестиции

Пополнил брокерский счёт на 200 000 в апреле. Что купил? Часть 2

Заканчивается апрель, а вместе с ним и бюджет, который был выделен на инвестиции в этом месяце. В первой половине месяца я покупал в основном облигации, когда размещений был целый вагон и маленькая тележка, во второй половине удалось восстановить баланс. Дополнительных пополнений не было, но к 200 000 добавились купоны и дивиденды.

Пополнил брокерский счёт на 200 000 в апреле. Что купил? Часть 2

Как пережить эти выходные бухгалтеру, который не может ходить

Друзья, мало того, что я не смогла поехать в запланированную поездку, так у меня новая напасть - не могу наступать на ногу. Совсем. Давайте мне все вместе придумаем развлечения:сериалы, игры и тд.

36

Когда за дробление бизнеса уголовку получит главбух. История одной подставы

Из статьи вы узнаете историю главбуха из Санкт-Петербурга Анны Филимоновой, которая из-за схем собственницы бизнеса получила уголовную судимость и миллионные долги.

Когда за дробление бизнеса уголовку получит главбух. История одной подставы
8

Интересные материалы

Расчет страховых взносов для МСП в 2024 году

Малый и средний бизнес вправе применять льготные тарифы для исчисления страховых взносов. Как рассчитать размер страховых взносов в 2024 году для малого и среднего предпринимательства, тарифы, сроки уплаты — обо всем расскажем подробнее.

Расчет страховых взносов для МСП в 2024 году