Клерк.Ру

Компании заставят нас оздоровлять: в офисе должны быть яблоки, овощная соломка и капсулы для сна

Документ, разработанный Минздравом, возлагает на работодателя груз заботы о здоровье сотрудников. Рассказываем, чем их надо кормить и поить, и от каких дурных привычек избавлять.

Недавно Минздрав обнародовал документ «Корпоративные модельные программы «Укрепление здоровья работающих».

В общих чертах мы рассказывали об этом документе в материале «Новые обязанности работодателей: офисный врач, питание, борьба с курением и алкоголем».

В этой статье остановимся подробнее на рекомендациях Минздрава, адресованных работодателям.

📌 Реклама

Суть документа

Корпоративные программы укрепления здоровья на рабочем месте — это объединенные усилия работодателей, работников и органов власти по улучшению здоровья и благополучия людей трудоспособного возраста, которые могут быть достигнуты путем:

  • улучшения организации труда рабочей среды;
  • содействия активному участию всех заинтересованных сторон в процесс создания эффективной системы поощрения.
Корпоративные программы укрепления здоровья — это инвестиционный проект, участниками которого выступают государство — работодатель — работник, как элемент корпоративной культуры и программы лояльности в системе управления персоналом и достижении конкретных измеримых результатов.

В долгосрочной перспективе компании, внедряющие корпоративные программы укрепления здоровья работников потенциально успешнее, более устойчивы и эффективны.

📌 Реклама

Зачем все это нужно работникам и работодателям, представлено в таблице:

Открыть оригинал изображения (579x839, 0.55 Мб)

Документ содержит несколько разделов:

  • Профилактика потребления табака;
  • Снижение потребления алкоголя с вредными последствиями;
  • Здоровое питание и рабочее место;
  • Повышение физической активности;
  • Сохранение психологического здоровья и благополучия;
  • Правила разработки корпоративных программ укрепления здоровья.

Курение

От курящих сотрудников — сплошные убытки.

Эксперты подсчитали, что компания, в которой работают 15 курящих сотрудников, со средней частотой курения 4 раза в день по 5 минут, тратит впустую почти 150 000 руб. в месяц, при средней заработной плате 30000 руб. в месяц. В пересчете на среднюю заработную плату в 2018 г. 43700 руб., эта сумма составит 218 500 руб. в месяц.

Другие потери работодателей связаны с ущербом от сокращения производительности труда вследствие болезней, связанных с курением, инвалидности, временной нетрудоспособности или презентеизма.

📌 Реклама

Запрет курения на рабочих местах и на территории предприятий регулируется Федеральным законом № 15-ФЗ от 23.12.2013 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

В корпоративной практике необходимо обеспечить исполнение закона на территории предприятия путем издания внутренних нормативных документов.

Для осуществления практики необходимо издать внутренний документ:

  • о запрете курения на территории предприятия (включая открытую территорию);
  • о запрете потребления любых электронных сигарет, и использования кальянов;
  • о запрете продаж любых табачных изделий и электронных сигарет на территории предприятия.
Напомним, согласно Федеральному закону № 15-ФЗ от 23.12.2013 на предприятиях должны быть организованы места для курения — вне помещений и не менее чем 15 м от входов.

📌 Реклама

Туалеты, лестницы и коридоры необходимо оснастить детекторами дыма, чтобы выявлять нарушителей антитабачных правил.

На рабочих местах следует расклеить плакаты и листовки о вреде курения.

Сотрудникам надо предложить альтернативу перекурам. Для этого в местах общего доступа следует, например, разложить тарелки с яблоками.

Организациям также рекомендуют выявлять курящих сотрудников и давать им советы и привлекать медиков, которые помогут избавиться от пагубной привычки.

Помощь курящим сотрудникам в отказе от курения может оказываться через мессенджеры, мобильные приложения.

Также работодатель мог бы софинансировать покупку лекарств от табачной зависимости.

📌 Реклама

Оказание помощи по отказу от курения советуют включать в пакет ДМС.

Документ также предлагает весьма неординарный вариант борьбы с курением — штрафы для курящих сотрудников и премии для некурящих.

Алкоголь

По мнению Минздрава целесообразно проводить тестирование работников на употребление алкоголя с помощью алкотестера.

Кроме того, в документе описывается и другой тест-опрос: так называемый «светофор».

Открыть оригинал изображения (919x841, 0.49 Мб)

Работникам надо разъяснять вред алкоголя.

Также работодателям рекомендуют проводить безалкогольные корпоративы.

Основная идея — показать людям, что алкоголь — это не обязательная часть праздника, что можно веселиться и без употребления алкогольных напитков.

📌 Реклама

Вместе с тем Минздрав все-таки советует не шокировать сотрудников слишком сильно и объявлять об отсутствии алкоголя на мероприятии заранее. Так как некоторые сотрудники будут рассчитывать на бесплатную выпивку, а некоторые принесут ее с собой. Лучше, чтобы люди уже знали, что корпоратив будет без выпивки.

Питание

Работодателям следует заниматься формированием здоровых пищевых привычек у сотрудников компании и членов их семей.

В офисе всегда должна быть чистая питьевая вода. А если сотрудник отправляется куда-то за территорию предприятия, ему надо выдать бутылку воду с собой.

Прием пищи должен быть в специально отведенном для этого месте, специально оборудованным. Сотрудникам на «удаленке» надо доставлять горячее питание на рабочее место.

📌 Реклама

Отдельные рекомендации в документе предусмотрены для организаций, предоставляющих услуги питания для работников.

В этом случае следует информировать сотрудников о пищевой и энергетической ценности блюд, способствуя осознанному выбору; выделить блюда и напитки, соответствующие критериям рациона здорового питания.

Приглашенный врач-диетолог мог бы формировать меню в соответствии с критериями здорового рациона.

Продажу «нездоровых продуктов» — жирных и сладких на территории организации надо ограничить. Никаких автоматов с чипсами и шоколадными батончиками! Вместо этого в продажу надо ввести овощную соломку, яблочные чипсы, нежирные йогурты.

Также работодателям советуют проводить конкурсы рецептов блюд для здорового питания между сотрудниками или подразделениями.

📌 Реклама

Кроме того, работодателям рекомендуют провести оценку имеющихся привычек питания на соответствие критериям здорового питания и мотивировать сотрудников на оздоровление рациона.

Физическая активность

Работодатель должен выявлять работников с недостаточным уровнем физической активности для вовлечения в мероприятия по повышению физической активности.

Рекомендуется организация физкульт — брейков на предприятии, что будет способствовать снятию напряженности, стресса, снижению утомляемости и профилактике производственного травматизма.

Можно проводить такое мероприятие как «Глобальное соревнование по ходьбе» с помощью мобильного приложения.

Психология

Необходимы «Кружки благополучия» — открытые встречи с руководством (в индивидуальном или групповом формате), для обсуждения вопросов и проблем создания благоприятной среды.

📌 Реклама

Открыть оригинал изображения (1163x824, 0.67 Мб)

Рекомендуется проведение дня/недели/месяца психоэмоционального здоровья, которые включают несколько основных частей: оздоровительное тестирование (оценка риска возникновения хронических неинфекционных заболеваний, оценка функциональных параметров организма и др.), обучение (семинар или мастер — класс) и индивидуальные консультации.

Задачами мероприятия являются: оценить уровень психоэмоционального здоровья коллектива, информировать работников об основах психоэмоциональной гигиены, обеспечить доступность консультации и поддержки психолога, сформировать навыки управления стрессом, профилактики профессионального выгорания и депрессии.

📌 Реклама

В компании можно оборудовать комнату психологической разгрузки, где будет музыка, ультрафиолетовые лампы, капсулы сна, массажные кресла.

Подборка полезных мероприятий

Разместить
📌 Реклама